Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократия в государстве и обществе






Демократия как форма жизни

Мы отстаиваем демократию. Она должна стать общей нормой жиз­ни, так как только она олицетворяет уважение к достоинству человека и его личной ответственности.

Демократия есть форма существования свободы. Свобода имеет ме­сто только там, где люди готовы и способны к восприятию своей от­ветственности. Никто в государстве и в обществе не должен быть ис­ключен из участия в делах демократии или из-за социальных барьеров отстранен от него.

Демократия черпает свою жизненную силу в обществе и его поли­тической культуре. Ей угрожает концентрация экономической власти или власти средств массовой информации, а также сосредоточение в частных или государственных руках знаний о механизмах господства.

Демократическое государство

Демократическое государство основывается на равных правах и обязанностях всех своих граждан. Основные права выражаются в виде охраняемых государством прав на свободу и на участие граждан в жиз­ни общества и государства и характеризуют это государство как обще­ственный строй, базирующийся на основных ценностях. Гарантия и со­блюдение основных прав, а также защита их от опасности нарушения являются первейшими задачами демократического государства.

Государство должно проводить в жизнь демократию и социальную справедливость в обществе и в экономике и гарантировать необходи­мую для этого открытость процесса принятия и исполнения решений. Оно не может, однако, решать все общественные проблемы. Кто предъявляет к нему слишком высокие требования, тот способствует бурному расцвету бюрократии, которая работает все менее эффектив­но и которую трудно контролировать и финансировать. Мы против огосударствления общества.

Государство должно брать на себя решение задач там, где отдель­ные лица или группы не выполняют общественно необходимых обяза­тельств или не в состоянии приложить усилия, чтобы иным способом осуществить необходимые для общего блага задачи. Принцип субсиди­арное, преимущества малой ячейки перед большой может, если не допускать переоценки этого принципа ограничивать власть и стимули­ровать активность граждан.

Право и политика

Правовое государство подчиняет всю свою деятельность праву и за­кону. Строгое соблюдение демократической конституции, разделение властей и взаимный контроль над властью узаконивают также полно­мочия и обязанности государства при поддержании правового порядка и осуществлении монопольного права на применение насилия. Ущерб правовому государству наносят не только правонарушения со стороны отдельных граждан, но и злоупотребления государственной властью. Современные информационные технологии еще более сдвигают центр тяжести в пользу бюрократического аппарата. В этом смысле демо­кратизация представляется невозможной без обеспечения и дальней­шего развития правовой государственности. Мы признаем законопослушание и тогда, когда отклоняем какой-либо закон [...}.

Демократия и гласность

Демократия жива принципом гласности. Прозрачными в плане информации должны быть государство и администра­ция, а каждый отдельный гражданин. Граждане должны контролиро­вать государство, а не государство граждан.

Все должны иметь свободный доступ к информации. Все гражданки и граждане должны быть осведомлены о событиях, касающихся всех или каждого в отдельности, чтобы иметь обо всем собственное мнение. Только тогда они смогут контролировать государственную власть, ко­торая действует от их имени. Нужно законодательно обеспечить право на ознакомление с государственными документами и на доступ к госу­дарственным банкам данных, не нарушая при этом норм защиты дан­ных и обоснованного сохранения тайны.

Каждый гражданин имеет право сообщать данные о себе по собст­венному усмотрению. Поэтому сбор сводных данных подлежит обще­ственному контролю, власти и частные учреждения должны хранить в тайне сведения о личности и постоянно совершенствовать формы их защиты.

Условием свободы прессы и радиовещания является также внутрен­няя свобода в работе редакций. Мы будем обеспечивать право на сво­боду выражения мнения, свободу демонстраций, свободное объедине­ние в общественные организации и свободу собраний.

Федеральная структура государства

Повседневная жизнь и отношения людей, а также степень отожде­ствления всех гражданок и граждан с обществом в значительной мере определяются действиями местных органов. Поэтому мы хотим укре­пить и расширить местное самоуправление, гарантированное Основ­ным законом. Сильное местное самоуправление нуждается в современ­ном аппарате управления, действующим под политическим руководством и контролем.[°] Необходимо улучшить финансовую дее­способность коммунальных общин. Они должны иметь право самосто­ятельно распоряжаться своими бюджетными доходами. Никакое бюд­жетное регулирование не может заменить собственно коммунальные налоги. Следует расширять конституционную свободу действий об­щин. Закон должен обеспечить им возможность участвовать в приня­тии решений, которые касаются непосредственно их.

Федерализм прошел проверку жизнью. Он ограничивает государст­венную власть, содействует сближению граждан и способствует регио­нальному многообразию. Федерации, землям и общинам должна быть гарантирована конституционная и финансовая свобода действий. Феде­рализм должен стать организационным принципом и для Европейско­го Сообщества (ЕС). На службу будущей деятельности могут быть по­ставлены традиции, сложившиеся в результате выходящего за рамки одной страны сотрудничества регионов отдельных национальных госу­дарств.

Мы хотим превратить Европейское Сообщество в Соединенные Штаты Европы. Традиционное государственное строительство уже обогатилось передачей суверенных государственных прав Европейско­му Сообществу в соответствии со статьей 24 Основного закона. Все граждане Сообщества должны иметь возможность участвовать в принятии Сообществом решений. Из экономического сообщества должна вырасти Европа граждан, в которой государственная принадлежность играет лишь подчиненную роль. Нашей целью является создание кон­ституции Сообщества, которая соединит демократию с принципами правового и социального государства.

Парламентская демократия и принцип большинства

Мы - сторонники парламентской демократии. В ней в результате свободных выборов формируется на определенный период контроли­руемая политическая власть.

Власть большинства граждан нуждается в самоограничении. Боль­шинство должно поддерживать постоянный диалог со своими оппонен­тами также и вне парламента. Так как и большинство может ошибать­ся, следует создать такие условия, при которых его решения могут быть изменены прежде всего там, где затрагиваются основы существования и где ставится на карту благополучие будущих поколений. Последние должны иметь возможность сами распоряжаться своей жизнью.

Парламентская демократия не снижает и не заменяет ответственно­сти всех граждан. Поэтому мы хотим расширить участие граждан в жизни общества и государства и сделать более эффективным право подачи петиций. Народная инициатива и референдум должны допол­нять парламентские решения в общинах, землях и федерации в рамках, устанавливаемых законом. Конституционные ограничения власти большинства относятся также и к прямому волеизъявлению граждан.

Следует усилить роль парламентов и депутатов в процессе форми­рования политических решений. Поэтому депутаты должны быть не­зависимы от правительственной информации. Депутаты обязаны отчи­тываться о своих экономических связях. Женщины и мужчины должны быть представлены в парламентах пропорционально их численности в составе населения.

Парламентская демократия немыслима без партий, которые всегда являются выразителями политического волеизъявления. Чтобы реа­лизовать участие всех граждан в политической жизни, необходима вну­трипартийная демократия и гласность при формировании политичес­кой воли партии. Партийное волеизъявление, партийное поведение и партийная организация должны соответствовать основным целям на­шей реформы и отвечать новым общественным требованиям, предус­матривающим более активное участие населения в принятии полити­ческих решений. Гражданские инициативы и общественные движения оживляют процесс демократического волеизъявления и являются од­новременно выражением измененного сознания. Представляя зачас­тую лишь групповые интересы, они тем не менее выносят на обсужде­ние важные темы, оживляют нашу демократию новыми формами политического волеизъявления и обогащают нашу политическую культуру. Гражданские инициативы и общественные движения могут и должны бросать вызов партиям, но не могут заменить их.

Союзы и объединения являются законным выражением обществен­ных интересов. Мы сотрудничаем с ними, если они служат всеобщему благу. Мы выступаем против них, если они, ни с чем не считаясь, отста­ивают групповые интересы.

Профсоюзы

Без свободных профсоюзов нет демократии. Нас связывают с ними общая история и общие цели. Они сами определяют свои задачи. Сво­бода их деятельности для нас неприкосновенна. Там, где затрагивают­ся интересы лиц наемного труда, профсоюзы должны принимать учас­тие в решении общественных и политических задач. Мы уважаем их политическую независимость от партий.

Мы поддерживаем требования профсоюзов о праве работающих по найму на справедливую долю доходов от результатов труда, о соучас­тии в принятии экономических решений и об активном участии в соци­альной жизни. Мы рассчитываем на них в процессе демократизации экономики и общества.

Мы поддерживаем и защищаем выросшие на горьком опыте Еди­ные профсоюзы как одно из важнейших достижений Федеративной Ре­спублики.

Тарифная автономия является главной составной частью демокра­тии. Мы будем защищать ее. Коллективные трудовые договоры о та­рифных ставках, которые обеспечивают и укрепляют правовой статус каждого работающего по найму, требуют сильных, способных на про­ведение забастовок профсоюзов. Нельзя отказываться от свободы об­разования организаций и от права на забастовку.

Социал-демократы, работающие по найму на предприятиях и в ад­министративном управлении, призваны принимать активное участие в работе профсоюзов.

Церковь и религиозные общины

Социал-демократическая партия признает особое значение и право­вой статус, которые Конституция предоставляет церкви и религиоз­ным общинам. В своих посланиях, в заботе о спасении души и в благо­творительной деятельности церковь и религиозные общины самостоятельны и не подчинены государственному влиянию.

Мы защищаем свободу мысли, совести, вероисповедания и богослу­жения и приветствуем, когда церковь и религиозные общины, группы и отдельные верующие оказывают влияние на общественную и поли­тическую жизнь посредством критики, инициативы и прямого сотруд­ничества и тем самым открывают себя для критики со стороны обще­ственности. Мы видим в этом существенный вклад в общественный и политический диалог, в котором терпимость и уважение к инакомыс­лящим должны пройти испытание жизнью. Поэтому социал-демокра­ты со своей стороны ищут диалога и сотрудничества с церковью, рели-

555 гиозными общинами и группами повсюду, где они видят общие с ними задачи.

Нельзя ущемлять в правах того, кто не исповедует никакой рели­гии. Действующие повсюду права лиц наемного труда должны гаранти­роваться им также в церкви, религиозных общинах и союзах единомы­шленников по мировоззрению.

Приближенное к гражданам управление

Нам нужны эффективные органы управления, поддерживающие связи с населением и учитывающие его интересы. Будучи свободным от традиций авторитарного государства, управление на всех уровнях должно быть открытым и контролируемым. Оно должно не подавлять самопомощь, ответственность и активность граждан, а напротив, вся­чески их поддерживать.

Мы за заблаговременное и широкое участие граждан в планирова­нии управления. [°]

Право и юстиция

В правовом демократическом государстве может быть только та­кая власть, которая узаконивается и одновременно ограничивается правом. Судопроизводство должно служить справедливости. Мы хотим использовать право на реализацию наших основных ценностей, осо­бенно права на защиту слабых и на сохранение природных основ жиз­ни.

Суды должны быть доступны всем в равной степени. Мы хотим, чтобы все граждане имели возможность в приемлемое для них время воспользоваться своим правом. Судебные приговоры обязательны для исполнения. Кто судит, тот должен быть независим. Следует расши­рять возможность участия в судопроизводстве судей, привлекаемых к работе на общественных началах. Демократически легитимированные органы Бундестага и Бундесрата или ландтагов избирают открыто квалифицированным большинством всех судей Федерального Консти­туционного суда и конституционных судов земель, верховных феде­ральных судов и верховных судов земель. Выборы происходят поле от­крытых слушаний.

При осуществлении своих функций по защите всех граждан, по пре­следованию за преступления и по защите правового государства поли­ция нуждается в помощи и критике со стороны граждан и государст­венных институтов. Политические конфликты не должны решаться полицией.

Уголовное право и исполнение приговоров служат поддержанию порядка в нашем правовом государстве. Их целью является защита граждан и общества, возвращение правонарушителей к нормальной жизни, а не осуществление возмездия. Общество должно проявлять за­боту о жертвах преступлений.

Политика реформ в Федеративной Республике Германия

Основной закон - это права и обязанности. На его основе общими усилиями и в конкуренции с другими партиями мы построили Федера­тивную Республику Германия. Мы чувствуем свою ответственность за нее. В этом смысле она является нашей республикой. Ей присуще мно­го недостатков, поэтому мы хотим приблизить ее к конституционной норме. В эту республику мы привносим демократический социализм, чтобы она смогла стать тем, чем она должна быть согласно конститу­ции: демократическим социальным государством. Для этого необходи­мы длительные реформы. Мы - партия реформ.

Работа по проведению реформ зачастую осуществляется малыми шагами. Больше, чем за темпами продвижения, мы следим за правиль­ностью выбранного направления.

Работа по проведению реформ трудна, так как ей приходится пре­одолевать мощное сопротивление особых интересов со стороны от­дельных групп. Эта работа является не только делом правительства, парламентов и партий. Важные реформы будут иметь успех только в том случае, если удастся получить активную поддержку большинства граждан.

Политическая культура

Политика немыслима без дискуссий. В наших дискуссиях должны ясно просматриваться цели, ради достижения которых мы спорим. Да­же в борьбе за власть цель не оправдывает средства. Спор без согласия по принципиальным вопросам ведет к духовной гражданской войне. Мы подтверждаем принципиальное согласие со всеми теми обществен­ными силами, которые признают основные права и положения, зало­женные в конституции. Этот консенсус должен присутствовать во всех формах дискуссии.

Политическая культура увядает без состояния напряженности меж­ду действительностью и планами на будущее. Планы на будущее ста­нут эффективными только тогда, когда миллионы сознательных граж­дан увидят в них воплощение своих надежд.

Там, где люди ощущают себя ответственными и творческими субъ­ектами политической жизни, где они могут объективно привнести в политику свои мысли, высвобождают силы, которые нужны политиче­ской культуре в солидарном обществе. Только в этом случае политика сможет освободиться от тисков обстоятельств, привести в движение застывшие силы и осуществить жизненно необходимые реформы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.