Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На картах.






Кроме условных знаков на топографических картах применяются полные и сокращенные подписи, а также цифровые характеристики некоторых объектов.

Полностью подписываются собственные названия населенных пунктов, рек, урочищ, гор, озер, отдельных водоемов, высот и т.д.

Сокращенные пояснительные подписи, сопровождающие условные знаки, стандартны как и сами знаки, для всех топографических карт. Они применяются для дополнительной характеристики изображаемых на карте предметов. Так, подписанные рядом с условными знаками заводов, фабрик, сельскохозяйственных предприятий и других объектов, они указывают род объекта для производства: “древ” - предприятие деревообрабатывающей промышленности; “вод” - водонапорная башня; “бр” - брод; “арт. к” - артезианский колодец; “влк” - вулкан.

Подробный перечень условных сокращений, применяемых на топографических картах, можно найти в приложении 5 учебника “Военная топография” автора А.Ф.Лахина и др.

Сокращенными подписями поясняются некоторые местные предметы, не имеющие своих условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания школы ставится подпись “шк”, у казармы - “каз”, у сарая - “сар”, у вокзала - “вокз” и т.д.

Цифровые обозначения применяются для указания числа дворов в сельских населенных пунктах, высот наиболее характерных точек рельефа, а именно: выдающихся вершин, перевалов, ширины рек, глубины бродов и др. Например, мост с подписью:

270 - 8 означает: мост каменный, его высота над уровнем

50 воды 7 м, длина 270 м, ширина проезжей части 8 м,

грузоподъемность 50 т.

Все местные предметы при изображении на топографических картах подразделяются на следующие основные группы, для каждой из которых установлена своя система условных обозначений:

- растительный покров и грунты;

- гидрография;

- населенные пункты;

- промышленные, сельскохозяйственные и социально -культурные объекты;

- дорожная сеть;

- административные границы и ограждения;

- отдельные местные предметы - ориентиры.

Условные знаки стандартны, имеют простое начертание, удобное для вычерчивания и запоминания. Они своим рисунком или цветом несколько напоминают внешний вид или какие-либо другие признаки изображенного предмета.

Озера, леса, кварталы населенных пунктов, болота и др. изображаются масштабными знаками. Внешние границы таких предметов показываются на карте линиями или пунктиром в точном соответствии с их действительными очертаниями на местности.

Сплошными линиями показываются контуры озер, широких рек, кварталов населенных пунктов. Пунктиром - контуры леса, луга, болота. Площадь таких условных знаков внутри контура покрывается краской соответствующего цвета или заполняется дополнительными знаками.

Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. Это - вышки и башни, шахты и штольни, ветряные двигатели, церкви, постройки, памятники, курганы, отдельные деревья и т.д. Изображаются они внемасштабными условными знаками, некоторые сопровождаются дополнительными подписями.

Условные знаки дорог, ручьев, водопроводов, линий электропередач и других линейных местных предметов, у которых только длина выражается в масштабе, изображаются линейными условными знаками. Их точное положение на карте определяется продольной осью объекта.

Железные дороги показываются все, подразделяются по количеству путей, ширине колеи и состоянию. Особыми условными знаками являются электрифицированные.

Шоссейные и грунтовые дороги подразделяют на дороги с покрытием и без покрытия, указывают мосты, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы и перевалы.

На реках и каналах показывают плотины, шлюзы, паромы, броды и дают им соответствующие характеристики.

Почвенно-растительный покров изображается на картах обычно масштабными условными знаками. Это условные знаки лесов, кустарников, садов, парков, лугов, болот, солончаков. Кроме этого почвенный покров - пески, каменистые поверхности, галечники и т.д.

Топографические условные знаки наглядно изображены в учебнике “Военная топография” под редакцией И.А.Бубнова и др.

 

6. Общие правила изучения местности при выполнении служебно-боевых задач. Порядок подготовки карты к работе.

При выполнении служебно-боевых задач местность изучается всеми сотрудниками ОВД на участках действий своих и соседних подразделений на глубину или в пределах выполняемых задач. Сначала по карте знакомятся с общим характером местности: рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью, растительным и почвенно-грунтовым покровом. Затем приступают к детальному изучению отдельных объектов местности. Основным способом изучения является постоянное сличение карты с местностью, т.е. непосредственный осмотр объектов и элементов местности в полевых условиях.

При детальном изучении местности руководствуются следующими общими правилами:

а) Местность изучают и оценивают применительно к конкретным своим действиям, например в целях организации системы огня и наблюдения, определения скрытых подступов к преступникам (противнику) и т.д.

б) Местность изучают непрерывно, на месте и в движении, днем и ночью, с учетом влияния сезонных явлений и погоды.

в) Местность изучают и оценивают не только “за себя”, но и “за противника”. Это позволяет установить влияние условий местности на его вероятные действия, на расположение его боевых порядков (групп преступников), оборонительных сооружений и заграждений, а также выявить слабые места в расположении своего подразделения, чтобы своевременно принять необходимые меры.

Удобство обращения с картой в полевых условиях и возможность быстрого получения по ней необходимых данных во многом зависит от качества ее подготовки к работе. Эта подготовка слагается из ознакомления с картой, ее склеивания, подъема и складывания.

Ознакомление с картой заключается в установлении некоторых исходных данных, которые могут потребоваться при работе с ней:

а) Масштаб. По величине масштаба судят о графической точности карты. Для быстрого производства расчетов уясняют оцифровку координатной сетки и расстояния, соответствующие отрезкам карты в 1 см и 1 мм; возможную точность определения прямоугольных координат и измерения расстояний по карте.

б) Высота сечения. О подробности и точности изображения рельефа судят по высоте сечения. Для быстрого определения крутизны скатов необходимо определить и запомнить крутизну ската при заложении в 1 мм, а также ознакомиться со шкалой заложения. Уясняют возможную точность определения высот точек

в) Дата съемки и составления. По дате съемки судят о современности карты, а следовательно, и ее достоверности. Эти данные помещаются под юго-восточным углом рамки карты. Кроме этого, карты имеют номер и год издания, которые иногда приходится указывать в различных документах. Номер и год издания печатаются на северной стороне рамки. Средний срок службы (без обновления и исправления) крупномасштабных карт наиболее обжитых и быстро развивающихся в экономическом отношении районов составляет 5-10 лет.

г) Поправка направления. Для перехода от дирекционных углов к азимутам магнитным и обратно необходимо определить поправку направления, которая печатается под юго-западным углом рамки карты.

Склеивание карты.

Когда приходится пользоваться несколькими листами карты, то их склеивают. Листы карты раскладывают согласно номенклатуре. Затем у всех листов, кроме крайних справа и снизу склейки, срезают правые (восточные) и нижние (южные) поля. У крайних же справа и снизу листов поля срезают лишь с той стороны, по которой производится склеивание. После этого производят склеивание листов. Обычно сначала склеивают листы в колонны (снизу вверх), а затем - колонны между собой (справа налево). Для склеивания каждый верхний лист колонны накладывают на нижний и смазывают склеиваемые края обоих листов тонким ровным слоем клея. Затем, перевернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров.

Подъем карты обычно производится одновременно с изучением по ней местности и других элементов обстановки в полосе предстоящих действий. Он заключается в выделении цветными карандашами важнейших ориентиров, подписей и других необходимых в данной обстановке элементов содержания карты.

Хотя топографические карты многоцветны и на них хорошо выделяются своей окраской леса, реки, дороги и т.п., тем не менее иногда, особенно при действиях на незнакомой и сложной местности, приходится все же поднимать их, чтобы на карте было легче ориентироваться, отчетливее видеть и удобнее запоминать характерные особенности и взаимное расположение важных объектов.

На карте поднимаются лишь важные для конкретных действий объекты местности, если они недостаточно выделяются и теряются среди других однородных с ними объектов.

Населенные пункты поднимают, увеличивая или подчеркивая черным карандашом их названия. В крупных населенных пунктах обводят черным карандашом отдельные кварталы, выделяя необходимые ориентиры и выдающиеся здания.

Леса, сады и кустарники поднимают, обводя их контур с внутренней стороны зеленым карандашом. Аллеи и живые изгороди у дорог поднимают, прочерчивая зеленую линию по условному знаку.

Озера и реки выделяют, обводя их береговую линию с внутренней стороны синим карандашом, а реки, изображенные одной линией, - утолщая их условный знак. Болота покрывают вторичной синей штриховкой - параллельно нижней стороне рамки карты.

Дороги, выделяющиеся своей окраской, поднимать обычно не требуется. В этом случае достаточно поднять на них лишь мосты. Если же из густой сети дорог надо выделить какие-то определенные дороги, то рядом с их условным знаком проводят темно-коричневую линию. Мосты и гати поднимают, увеличивая их условный знак.

Ориентиры, изображенные внемасштабными условными знаками, обводят черными кружками диаметром 0, 5 - 1 см или же подчеркивают их, так же как и необходимые подписи.

Рельеф обычно поднимают, оттеняя (утолщая) светло-коричневым карандашом одну или несколько характерных горизонталей. Вершины командных высот заштриховывают. На поднятых горизонталях и вершинах подписывают отметки.

Чтобы удобнее было пользоваться координатной сеткой на склеенной и сложенной карте, полезно поднимать оцифровку километровых линий на рабочей части карты, переписав ее с соответствующих сторон рамки. Одновременно с этим в необходимых случаях координатную сетку можно закодировать по определенным правилам.

Складывание карты производится так, чтобы удобно было пользоваться ею без полного развертывания и носить ее в папке или полевой сумке.

Карта складывается “гармошкой”. Для этого надо, определив на карте район действий, подогнуть соразмерно с шириной папки или полевой сумки ненужные края и сложить полученную полосу карты, как показано на рис. 52 Сборника рисунков. Карту следует складывать как можно плотнее, наблюдая при этом, чтобы сгибы не приходились по линиям склейки листов.

 

Глава 4. Измерения по топографической карте

Учебные вопросы:

1.Определение расстояний и площадей различными способами.

2.Система географических координат.

3.Система плоских прямоугольных координат.

4.Понятие о полярных координатах.

5.Определение по карте азимутов и дирекционных углов.

1. Определение расстояний и площадей различными способами.

Численный масштаб. Степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных положений соответствующих им линий на местности называется масштабом карты. Иначе говоря, под масштабом понимают отношение длины линий на карте к длине горизонтального проложения соответствующей ей линии на местности.

Это числовое выражение называют численным масштабом и представляют в виде отношения единицы к числу, показывающему, во сколько раз уменьшены длины линий местности при изображении их на карте. Например, масштаб 1: 50 000 показывает, что все линейные размеры на карте уменьшены в 50 000 раз, т.е. 1 см карты на местности соответствует 500 м.

Расстояние на местности в метрах или километрах, соответствующее 1 см карты, называется величиной масштаба. В приведенном примере величина масштаба будет 500 м.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах обычно при помощи линейки с сантиметровыми делениями. Полученное при этом число сантиметров умножают на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1: 50 000 измерено 3, 8 см; на местности это будет соответствовать Д= 3, 8 х 500 = 1900 м.

Линейный масштаб. Более просто измерять расстояния по карте с помощью линейного масштаба.

Измерения по линейному масштабу производят обычно с помощью циркуля-измерителя. При отсутствии циркуля его может заменить линейка или полоска бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое расстояние.

Приближенно расстояния по карте можно определять с помощью подручного предмета: спички, карандаша и т.п. Для этого надо предварительно определить по масштабу карты, какому расстоянию на местности соответствует длина этого предмета.

Измерение длинных линий, не умещающихся на линейном масштабе карты, производят по частям. Для этого берут по масштабу раствор циркуля, соответствующий какому-нибудь целому числу километров или метров, и таким “шагом” проходят по карте определяемое протяжение, ведя счет перестановок ножек.

Для измерения извилистой линии шаг циркуля берется меньше (например 0, 5 см или 1 см), сообразно длине звеньев линии. Но более удобно и точно производить измерения извилистых линий с помощью курвиметра. При движении колеса курвиметра вдоль измеряемой линии, его стрелка передвигается по циферблату и указывает пройденное колесиком расстояние в сантиметрах. Перед началом измерения следует вращением колесика установить стрелку курвиметра на нулевое деление, а при его двидении по линии следить, чтобы показания стрелки при этом возрастали.

Точность измерения и откладывания отрезков на карте ограничена известным пределом, который принимается равным 0, 1 мм и называется предельной графической точностью. Однако ошибки измерения расстояний по карте зависят не только от точности измерений и масштаба карты, но и от ряда других причин: от погрешностей самой карты, деформации и помятости бумаги и т.п. Практически установлено, что фактическая точность измерения прямых линий по карте колеблется в пределах 0, 5 - 1 мм.

Приближенную оценку размеров площадей производят на глаз по квадратам сетки, имеющейся на карте. Каждому квадрату координатной сетки на местности соответствует: на картах масштабов 1: 25 000 и 1: 50 0000 - 1 км2, масштаба 1: 100 000 - 4 км2, а масштаба 1: 200 000 - 16 км2. При определении площади доли квадратов оценивают на глаз.

 

2. Система географических координат.

 

Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точек на какой-либо поверхности или в пространстве.

Существует много различных систем координат. Для определения положения точек на земной поверхности применяют главным образом географические, плоские прямоугольные и полярные координаты.

Географическими координатами называются угловые величины - широта и долгота, определяющие положение точек на земном шаре.

Географической широтой называется угол между отвесной линией в данной точке земной поверхности и плоскостью экватора. Широту принято обозначать греческой буквой j (фи). Широты отсчитываются по дуге меридиана в обе стороны от экватора, начиная от 0° до 90°. В северном полушарии широты считаются северными, а в южном - южными.

Все точки, лежащие на одной географической параллели, имеют одинаковую широту, поэтому одна широта еще не определяет положения точки на земной поверхности.

Географической долготой называется угол между плоскостью меридиана данной точки и плоскостью меридиана, условно принятого за начальный. Географическую долготу обычно обозначают греческой буквой l (ламбда) или латинской буквой L. На рис. 18 угол ОСN будет долготой точки М. За начальный меридиан у нас принят Гринвичский меридиан. Долготы отсчитываются в обе стороны от начального меридиана, начиная от 0° до 180°. Долготы к востоку от начального меридиана до 180°. называются восточными, а к западу - западными. Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу.

Разность долгот двух пунктов показывает не только их взаимное расположение, но и разницу во времени в этих пунктах в один и тот же момент: каждые 15° по долготе соответствуют одному часу времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.