Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура второй половины XVIII века






1. Особенности развития художественной культуры

2. Просвещение и наука

3. Общественно-политическая мысль. Литература

4. Живопись и архитектура

5. Скульптура

6. Театр. Музыка

7. Итоги

1. Все сферы духовной жизни России в это время пронизывали идеи просвещения. Идея медленного эволюционного развития является общей для всех просветителей, но, как и на Западе, среди российских просветителей существовали различия во взглядах о мерах, направленных на преобразования страны: умеренное крыло и радикальное направление.

Культура, основываясь на достижениях предшествующих эпох, достигает высокого уровня развития, и русская художественная культура уже не уступает лучшим образцам западноевропейского искусства.

Роль науки значительно возросла, что было связано, прежде всего, с развитием промышленности.

Культовое искусство в значительной мере утрачивает свои позиции. Так в архитектуре всё больше развивается гражданское зодчество, в живописи значительно расширяются жанры, и, хотя иконопись продолжает развиваться, на приоритетное место вышли портрет, пейзаж, историческая живопись.

Установились постоянные контакты с западной Европой, причем процесс взаимовлияния культур стал носить двусторонний характер.

Процесс расширения общественной жизни России способствовал росту разнообразия культурной жизни, эстетических потребностей русского общества.

В XVIII веке на смену религиозному мировоззрению пришла «новая культура», которую отличали такие черты, как: светскость, рационалистическое мировоззрение, больший демократизм, открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Исследователи в истории развития русской культуры XVIII века обычно выделяют 2 периода:

А) конец XVII – первая четверть XVIII, когда идет становление «новой культуры»;

Б) середина – вторая половина XVIII века, когда происходит процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер.

Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармоничные отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве до середины XVIII века господствовал стиль барокко, а во второй половине XVIII – классицизм (культ разума). В конце XVIII века в литературе классицизм сменился сентиментализмом – культом чувств.

2. В XVIII веке разрозненные знания по разным отраслям стали превращаться в науку, то есть накопление знаний обеспечило возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

Как и в предшествующее время, центром научной мысли являлась Академия наук, а к ней прибавились Московский университет, Горное училище в Петербурге (1773 год), Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка (1783 год).

В развитии российской науки выдающаяся роль принадлежит М.В.Ломоносову (1711-1765) – один из титанов мировой науки, который своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Он – выходец из государственных крестьян Архангельской губернии, но не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений: он – основоположник физической химии, предположил атомно-молекулярное строение вещества, открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества, его открытие атмосферы на Венере ознаменовало создание астрофизики, как специальной науки. Ломоносову принадлежат замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории, его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. Ломоносов – основатель силлаботанического стихосложения, ему принадлежат многие замечательные оды, поэмы, стихотворения. Выдающуюся роль Ломоносов сыграл как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета, а его ученики и коллеги (астроном Румовский, математик Головин, географы и этнографы Крашенинников и Лепехин, физик Рихманн и другие) обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Большое внимание уделялось изучению природных ресурсов страны. Экспедиции екатерининской эпохи продолжили традиции ранее осуществленных камчатских экспедиций. Еще в середине XVIII века географ Кириллов подготовил издание «Атласа российского», тогда как в это время атлас своей страны имела только одна страна – Франция. Имена Челюскина, Лаптевых, Беринга навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 1760е-1770е годы были организованы академические экспедиции Палласа, Гмелина, Лепехина и других по изучению природы и культуры народов России. Они оставили после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири (Гмелин – создатель 4-томного труда «Флора Сибири», в котором описал 1200 видов растений).

Продолжает развиваться историческая наука. Начало ей положили Татищев и Ломоносов, а во второй половине XVIII века свои исторические труды создали М.М.Щербатов и И.Н.Болтин. (Ломоносов создал учебники по истории: «Краткий российский летописец с родословием» 1760г. и «Древняя российская история» 1766г.).

Продолжает развиваться инженерная мысль. Во второй половине XVIII века работал ученый-самоучка И.И.Ползунов, который на 20 лет раньше англичанина Уатта создал паровую машину. Но в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни ещё один замечательный изобретатель И.П.Кулибин, изготовивший знаменитые часы «яичной» формы, сконструировавший одноарочный деревянный мост через Неву длинной 298 метров, создавший диковинные изделия, которые до сих пор поражают – лифт, «самобеглая коляска», протезы для инвалидов и другое.

Если Петр 1 основал первый русский естественноисторический музей, то Екатерина II положила начало одному из крупнейших и наиболее замечательных музеев мира – Эрмитажу. Она покупала частные коллекции, произведения искусства в Европе.

Это время бурного развития просвещения. В нем прослеживаются две тенденции: первая – в существенном увеличении числа учебных заведений; вторая – в усилении влияния принципа сословности в распространении просвещения.

В середине XVIII века в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии были открыты 4-классные главные народные училища, а в каждом уезде – двухклассные малые народные училища. Формально это были бессословные учебные заведения. В уездных обучали чтению, письму, изучали священную историю, а в двух старших классах губернских училищ изучали историю, географию, геометрию, механику, физику и т.д. Примечательно, что в обоих типах училищ было введено предметное преподавание. С появлением народных училищ увеличивается число учебных заведений и учащихся. Уже в конце века в стране почти 300 народных школ с более, чем 20 000 учащихся. В них наряду с дворянами обучались и дети дворовых.

Сразу после открытия университета в Москве в 1755 году при нем были открыты две гимназии – для дворян и разночинцев. При университете были созданы первые российские научные общества, и стала выходить газета «Московские ведомости».

Наряду с расширением сети народных школ продолжало развиваться сословное образование. В 1752 году открыт Морской шляхетский корпус, в 1750 году – Пажеский корпус, в конце века существовало уже 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине века. Новым типом учебного заведения для дворян явились благородные пансионы.

Появление новых учебных заведений связано с деятельностью И.И.Бецкого, разделявшего идеи просветителей, которые он попытался претворить в жизнь. Основой его педагогических воззрений стала заимствованная у французских просветителей вера в то, что «корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача Бецкого – воспитать «новую породу людей», причем воспитание должно было вестись в полной изоляции от окружающей среды, в том числе от семьи. Так родилась идея создания института благородных девиц в Москве и Петербурге. Кроме того, были открыты Воспитательные дома. Примечательно, что в Смольном институте благородных девиц было отделение для девочек-мещанок. Усилиями Бецкого были созданы те учебные заведения, которые способствовали развитию образования среди женщин.

Всего в конце XVIII века в России было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч учеников. Однако в большинстве дворянских семей детям давали домашнее образование.

3. Выдающимся деятелем просвещения в России был Н.И.Новиков (1744-1818) – сын среднепоместного дворянина, он не получил хорошего образования, но в последующем блестяще восполнил этот пробел самообразованием. Недолго служил в Измайловском полку чиновником, а в 1769 году организовал издание сатирических журналов, принесших ему известность: «Трутень», «Живописец», «Кошелек». В это время Екатерина начала издавать журнал «Всякая всячина», и невольно в 1769-73 годах началась полемика императрицы и журналиста. Было явно, что Новиков обличает помещиков-крепостников, судейских чиновников. Он создал множество сатирических портретов, в которых читающая публика узнавала пороки российской действительности. Екатерину II раздражала конкретность объектов критики Новикова. Она создает цензуру, запрещая затрагивать особо острые темы, и из-за цензурных ограничений тираж журналов сначала сократился, а потом и прекратился. Таким образом, потерпев поражение в журнальной полемике, Екатерина II запретила и сатиру.

После закрытия журналов главной сферой приложения сил для Новикова стала издательская деятельность. В 1779 году он переехал в Москву, взял в аренду типографию Московского университета и, неслыханное для той поры, организовал прибыльное дело. Он широко издает отечественные и переводные книги по самой разнообразной тематике. Так из книг, изданных в России с 1781 по 1790 год, на долю Новикова приходится 28%. В это время он начинает издавать первый в России философский журнал «Утренний свет», газеты «Санкт-Петербургские ученые ведомости» и «Московские ведомости», первый детский журнал «Детское чтение» и др. Своей просветительской работой он заслужил самые лестные оценки современников. Он организовал книжную торговлю в 16 городах России, открыл в Москве библиотеку-читальню, школы для разночинцев и аптеку для малоимущих.

На пике своей деятельности в 1792 году Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Императрица определила наказание – 15 лет. Нет исчерпывающего ответа, в чем причина наказания Новикова. Действительно, он был масоном, то есть членом полутайной просветительской организации, но в ней он не занимал руководящей должности. Историки склоняются к мнению, что Новиков подвергся гонениям за тайную поддержку наследника Павла. Видимо, сказалась и личная неприязнь Екатерины, проигравшей Новикову в журнальной полемике. Новиков вышел на свободу благодаря Павлу I, но уже был измучен, здоровье подорвано, и доживал свои дни в бедности.

А.Н.Радищев (1749-1802) родился в Москве в семье богатого помещика-крепостника. Детство провел в Саратовском имении отца, и на формирование его личности большое влияние оказал факт, что во время пугачевского восстания крепостные его, ребенка, спрятали и не выдали.

Обучался сначала в Пажеском корпусе, затем в группе одаренных детей в Лейпцигском университете, где он изучил работы французских просветителей. По возвращении начал карьеру в качестве сенатского чиновника, затем продолжил гражданскую службу, был управляющим таможни в Петербурге. Дружил с президентом коммерц-коллегии Воронцовым, его лично знала Екатерина, и он бы мог сделать блистательную карьеру, но его рано узнали в обществе, как сочинителя. Он – автор оды «Вольность», которая сошла ему с рук, но в мае 1790 года он выпустил главную свою книгу, правда без указания автора «Путешествие из Петербурга в Москву». Цензор проявил невнимание, обманутый обычным для того времени названием книги. Но когда книга распространилась, то ее содержание вызвало гнев императрицы («бунтовщик хуже Пугачева»). Радищев был арестован, после недолгого следствия приговорен к смертной казни, которую Екатерина заменила сибирской ссылкой. После смерти Екатерины II Павел разрешил Радищеву вернуться в Калугу, лишь Александр I в 1801 году Радищева амнистировал и разрешил вернуться на государственную службу. Но 11 сентября 1802 года Радищев принял смертельную дозу яда по не до конца выясненным причинам.

Трагична и судьба его книги: тираж был уничтожен, и уцелело не более 20 экземпляров. Но в обществе книга имела широкое хождение в рукописных копиях. В радищевском наследии еще многое остается не до конца выясненным, поэтому периодически возобновляются споры о том, был ли он первым в России революционером, последовательно призывавшим к восстанию против самодержавия, или же он – либерал, совмещавший революционные взгляды с идеями просвещенного абсолютизма. Историческое значение «Путешествия из Петербурга в Москву» состоит в том, что в нем впервые прозвучало острокритическое слово против самодержавия, причем Радищев убежден в том, что наступит время, и падет самовластие, крепостничество («Я зрю сквозь целое столетие»). Исследователи задаются вопросом, для чего он написал свою главную книгу. Но он в стихах, написанных в Сибири, на этот вопрос ответил: «Чтобы дорогу проложить, где не бывало следу».

Пушкин отметил искренность Радищева, «действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью».

Распространение просветительских идей привело к появлению и других отечественных мыслителей: Я.П.Козельский («Философские предложения» 1768), С.Е.Десницкий – сторонник превращения абсолютизма в конституционную монархию; А.Я.Поленов – участник конкурса Вольного экономического общества, автор сочинения «О крепостном состоянии крестьян в России».

Князь М.М.Щербатов – представитель консервативного направления общественно-политической мысли России 1760х-70х годов. Он – очевидец и участник многих событий (депутат Уложенной комиссии), которые представил в мемуарах «О повреждении нравов в России». В этом труде нашли отражение его оппозиционные взгляды – ярого защитника корпоративных интересов дворянства. У него, как у помещика, особую тревогу вызывало положение с/х страны, на его взгляд – кризисное. Он приходит к выводу о низкой товарности хозяйств и утверждает, что правительство принимает недостаточно мер. Щербатов отстаивает необходимость сохранения крепостной зависимости, а Екатерину II обвиняет в деспотизме, в игнорировании интересов родовитого дворянства. Он обрушивался на «худородных дворянских выскочек» и в них видел виновников неэффективной деятельности гос.аппарата. Особенно ненавистна для него «Табель о рангах», позволяющая выходцам из других сословий получать дворянство.

Мемуары Щербатова были опубликованы только в середине XIX века, так что реального влияния на умы современников они не оказали.

Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Главными отличительными чертами того времени были: новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был В.К.Тредиаковский. У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге А.П.Сумароков (1717-1777). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты из русской истории («Дмитрий-самозванец»), выдержаны в классическом жанре. Большой популярностью пользовались его басни, написанные живым, близким к разговорному языком. Они образно критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.

Проблемы развития общества, политические и моральные аспекты затрагивались таким известным драматургом, как Д.И.Фонвизин (1744-92). Он обличал невежество и произвол помещиков в комедиях «Недоросль», «Бригадир».

В литературный язык внес определенную живость и колорит Г.Р.Державин (1743-1816). В своей оде «Филица» он попытался создать образ «идеального монарха». Державин едко высмеивал знатных бездельников и бездарей, поэтому Пушкин назвал его «бичом вельмож». В своих патриотических одах Державин прославлял победы русской армии. Суворова он назвал «вождем бурь полночного народа».

В конце XVIII века сформировался сентиментализм – стиль, для которого характерны такие черты, как эмоциональность, интерес к чувствам и переживаниям конкретного человека. Наиболее известными писателями этого стиля были Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза») и А.Н.Радищев.

Тесная связь литературы и общественно-политической мысли, их интенсивное развитие во второй половине XVIII века свидетельствовали об усложнении общественной жизни России, об усилении интереса общества как к историческим, так и к современным проблемам общества. Русская литература сохранила такие черты предшествующего времени, как патриотизм, связь с народным творчеством, гуманизм, сатирический характер, связь с современностью.

Масонство официально существует в России с 1730х годов. Было официально запрещено Александром I в 1822 году. Значительным элементом в масонстве является мистика, символизм. По своему содержанию деятельность масонских лож в России носила филантропический, религиозно-просветительский характер. Стремление к нравственному самоусовершенствованию – важная черта масонства. К масонским ложам принадлежали многие государственные деятели и представители русской культуры, например, Новиков, Суворов, Кутузов, декабристы.

4. В середине XVIII века в русской архитектуре продолжал преобладать стиль барокко («причудливый»). Самым знаменитым российским архитектором в это время становится Ф.Б.Растрелли – сын скульптора Растрелли. В 16 лет он с отцом приехал в Россию. Учился у отца, дважды выезжал в Италию и в России достиг самого высокого звания – обер-архитектора. Апогей его творчества приходится на 1740е-50е годы. Его крупнейшие произведения: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Зимний дворец, Большой (Екатерининский) дворец в Царском селе, дворец Строганова в Петербурге, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве, Большой дворец в Петергофе. Смольный монастырь строился с традицией монастырских ансамблей, но Растрелли ввел принцип симметрии, свойственный архитектуре XVIII века, и собор монастыря, который был первоначально задуман как однокупольный, по требованию Елизаветы Растрелли построил пятиглавым. Строительство всего ансамбля завершилось только в 1830х годах русским архитектором Стасовым. Зимний дворец Растрелли строил с 1754 года по 1762, но до конца оформить его парадное помещение сам Растрелли не успел (умер в 1771 году), но и то, что он успел осуществить во внутренней отделке дворца, погибло во время опустошительного пожара 1837 года.

Д.В.Ухтомский – современник Растрелли - (1719-74), ученик Коробова, звание архитектора получил в 1745 году и стал городским архитектором Москвы. Он спроектировал и построил в 1750е годы Кузнецкий мост через реку Неглинную. До нас дошло только одно его произведение – пятиярусная колокольня в Троице-Сергиевом монастыре. Ее высота – 84 метра. Ухтомский хотел ее украсить 32 статуями с аллегорическим значением (Мужество, Верность и др.), но, несмотря на то, что Елизавете Петровне эта идея понравилась, Синод это запретил, так что колокольню украсили вазы.

Следом за барокко в архитектуре появился новый стиль – классицизм, для которого характерны строгие пропорции, стройные колоннады, монументальность, гармоничность. Ярким выразителем этого стиля, его проводником стал придворный архитектор Екатерины II шотландец Камерон. Он - автор ансамбля, дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербургом, а также галереи в Царском селе.

Заметный след в столичной архитектуре оставил итальянский архитектор Дж.Кваренги (1744-1817). Он приехал в Петербург в 1779 году уже зрелым мастером, и его первые творения – Английский дворец в Петербурге, Эрмитажный театр, здание Академии наук показали эту зрелость. Его шедевр – это Александровский дворец в Царском селе и великолепные дворцы в Петергофе. Он также автор здания биржи, а в начале 19 века рядом со Смольным монастырем он построил здание Смольного института.

Яркими выразителями стиля классицизма стали Баженов и Казаков. Баженов (1738-99) построил напротив Кремля на взгорке дом Пашкова (ныне – Государственная библиотека), а также ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, Императорского дворца в селе Царицыне под Москвой и др. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М.Ф.Казаков (1718-1812). Его главные работы – Здание Московского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве, Дом Благородного собрания в Москве (ныне – Колонный зал дома союзов) и др. сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII века являются творения И.Е.Старова (1745-1808): Таврический дворец, подаренный Екатериной Потемкину; Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге.

В последнее десятилетие XVIII века в России развернулось мощное усадебное строительство, его ярким образцом стал Шереметевский дворец в Останкино, построенный русскими мастерами Аргуновым, Дикушиным, Мироновым.

Русская живопись во второй половине XVIII века переживала расцвет. Главное место в живописи занял портрет, а натюрморт, пейзаж и другие жанры «вызревали» медленнее и только в XIX веке обрели полнокровную жизнь. XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками.

А.П.Антропов (1716-95) прожил долгую жизнь, стал главным живописцем Святейшего Синода, академиком императорской Академии художеств. В 1750е годы он выполнил живописные работы в церкви Андрея Первозванного, построенной в Киеве по проекту Растрелли. Затем занимался росписями дворца, в котором жила Елизавета Петровна, но художника заметили в придворных кругах, и он стал получать заказы на портреты. Так большую известность приобрел коронационный портрет Петра III, отличающийся большим психологизмом.

И.П.Аргунов (1729-1802) из семьи крепостных, которая сначала принадлежала князю Черкасскому, а потом Шереметевым. Шереметев дал ему образование, заметив художественный дар, и Аргунов создал немало портретов, из которых большую известность получили портрет Аннушки, «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье».

Ф.С.Рокотов (1735-1808), о котором известно очень мало, но, видимо, он тоже из крепостных. Будучи уже в зрелом возрасте, он закончил Петербургскую академию художеств, автор портретов великого князя Петра Фёдоровича, Павла Петровича в детстве, а в 1762 году он написал портрет Екатерины II, который имел большой успех («в натуральную величину и в профиль»). Слава Рокотова достигает к 1763 году, но в Академии он гоним и звание академика получил достаточно поздно. Неожиданно уехал в Москву, которая считалась по тому времени провинцией, и стал мастером интимного портрета. Одно из лучших его произведений – портрет Сумарокова. Портрет Струйской ошеломил зрителей, но Рокотов умер в безвестности.

Д.Г.Левицкий (1735-1822) из семьи сельского священника, на него обратил внимание Антропов, и началась их успешная совместная деятельность. У Левицкого появился широкий круг заказчиков. Ему принадлежат оригинальные портреты «смольнянок», которые заказала сама Екатерина, гордившаяся Смольным институтом. В 1773 году он написал портрет Дени Дидро, который хранится ныне в Женевском музее. В 1773 году он написал портрет Новикова, а в 1787 году ушел в отставку, ссылаясь на здоровье. Ему принадлежит блистательный портрет дочери. Умер, как и Рокотов, в бедности и незаметно.

В.Л.Боровиковский (1757-1825) – завершает плеяду великих русских портретистов XVIII века. Родом из дворянской семьи. По поручению местного дворянства в 1787 году написал портрет Екатерины II и ряд других картин, которые очень понравились императрице, и она посоветовала Боровиковскому отправиться учиться в Академию художеств. Очень быстро Боровиковский стал модным художником, и ему спешили заказать семейные портреты: Гагариных, Безбородко, Толстых, Арсентьевых. Он писал портреты вельмож, окружавших Екатерину, саму императрицу, ее внучек. Он был вхож в высшие аристократические круги империи. Боровиковскому особенно удавались небольшие камерные портреты, прежде всего, женские. Боровиковский писал и большие парадные портреты: «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», вице-канцлера Куракина и др. Большую известность Боровиковскому принес портрет Лопухиной.

В это время появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни (Шибанов).

5. Новое явление XVIII века – скульптурный портрет. Традиций этого искусства в России не было, так что пришлось их создавать на основе опыта западной Европы и часто прибегать к услугам иностранных художников. В этом отношении большую роль сыграл Карло Растрелли, прибывший в Петербург в 1716 году. Он создал бронзовые портреты Меншикова, Петра I, Анны Иоанновны в натуральную величину с деталями костюма. Основоположником и крупнейшим представителем русской скульптуры стал Федот Иванович Шубин (1740-1805), земляк М.В.Ломоносова. Он оказался в Петербургской Академии художеств в то время, когда утверждаются идеи ценности духовного мира человека. В качестве материала он чаще всего выбирал мрамор. Наиболее удачные его работы – бюст Голицына, статуя «Екатерина-законодательница», бюсты Ломоносова, Павла Петровича, Безбородко, Румянцева-задунайского и других. Он не льстил своим моделям, поэтому Потемкин получился надменным, Павел I – деспотичным и по-детски беспомощным, купец Барышников – простоватым.

Одним из учителей Шубина был замечательный французский скульптор Фальконе, который в России создал лишь одно монументальное произведение, но оно сразу его прославило, как великого художника – памятник Петру I («Медный всадник»), установленный в центре Петербурга.

Другим великим скульптором был И.П.Мартос (1752-1835). Получил образование в Академии художеств, а затем продолжил в Риме и Париже. Он – художник широкого диапазона, но прославился как автор великолепных монументов и классических надгробий. Самый знаменитый его памятник – Минину и Пожарскому, установленный в 1718 году в Москве на Красной площади (первый памятник в Москве).

6. В середине XVIII века в России существовало много частных общедоступных театров. Их организаторами были люди самых разных званий. Театр любили и при императорском дворе, но тут в основном гастролировали французские и итальянские труппы, играя, в основном, пьесы французских авторов. В Петербурге стало известно об ярославской театральной труппе, которой руководил Ф.Г.Волков. Артистов пригласили в столицу, и императорским указом в августе 1756 года был учрежден русский театр. Волкова называют «отцом русского театра». Директором театра был Сумароков, а Волков умер рано – в 35 лет, устраивая уличную постановку для Екатерины II, он простудился.

Ярким явлением стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Самые знаменитые театры были у графов Шереметевых (в Кускове и Останкино), у князей Юсуповых (в Архангельском). Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры, а крепостных актрис приезжали послушать из столицы. Самая знаменитая – Ковалева-Жемчугова, Шлыкова-Гранатова.

Уже в петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесинах и столовых гуслях. При Анне Иоанновне впервые была создана придворная опера, в которой пели французские и итальянские мастера. Уже в середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах и крепостных театрах.

При Екатерине II появились первые русские композиторы: Д.С.Бортнянский, В.А.Пашкевич, Е.И.Фомин. Они стали авторами оперных произведений, которые пользовались большим успехом. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта. В России с удовольствием слушали музыку Баха, Моцарта, Генделя. Русский скрипичный мастер Батов почитался тогда как «русский Страдивари».

7. Быстрые темпы развития русской культуры во второй половине XVIII века привели к тому, что были созданы памятники, занявшие достойное место на мировом уровне. Уровень развития культуры этого времени – свидетельство возросшего самосознания и эстетических потребностей русского общества. Достижения культуры не только отразили уровень ее развития, но и определили пути ее дальнейшего развития. Утверждение светского начала в культуре значительно расширило ее рамки и возможности.

 

Внутренняя политика России в первой четверти XIX века (эпоха Александра I)

1. Личность Александра I

2. Факторы, определявшие внутреннюю политику

3. Основные направления внутренней политики в 1801-1812 годах. М.М.Сперанский

4. Второй этап правления Александра I (1814-1825). «Аракчеевщина»

5. Итоги

1. Александр I взошел на престол в результате последнего дворцового переворота, совершенного в марте 1801 года, в ходе которого был убит его отец император Павел I. Александр 1 был сложной, противоречивой натурой, и это объяснялось как врожденными чертами его характера, так и условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве он был оторван от семьи отца, и за его воспитанием и образованием следила Екатерина II. Она определила воспитателем к внуку швейцарца Логарпа – сторонника идей просвещения, республиканца по убеждениям. Логарп оказал большое влияние на формирование личности будущего императора: будучи наследником, Александр 1 возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления и создать в России народное представительство. Однако, став царем, он вынужден был оправдывать надежды тех екатерининских вельмож, которые свергли Павла.

Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность (Пушкин: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…»), другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел отставание России и думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось: либерал в первые годы царствования постепенно превращался в консервативного, а в последние годы жизни даже реакционного политика.

2. Факторы, определившие внутреннюю политику Александра I:

1. Разложение и кризис крепостнической системы, связанные с появлением и развитием новых рыночных тенденций.

2. Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада (на Западе утвердился капитализм, и проводились либеральные реформы, а в России сохранялись самодержавие и крепостничество).

3. Активная внешняя политика (частые воины требовали огромных средств, приводили к милитаризации страны и способствовали формированию «оборонного сознания» у населения).

4. Политизация части дворянского общества.

5. Усложнение социально-экономической, политической и духовной жизни, что требовало усовершенствования государственного аппарата.

6. Личные качества Александра 1.

7. Приняв, хотя и косвенное, участие в убийстве своего отца, он всем своим царствованием стремился доказать историческую оправданность тех кровавых событий, в результате которых он взошел на престол.

3. Внутренняя политика оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Начало правления Александра 1 в памяти у современников осталось как «дней Александровых прекрасное начало» (Пушкин). Они ожидали не только возвращения к политике «просвещенного абсолютизма», но и придания ей нового качества. Сразу после переворота Александр отменил те установления отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян: полностью были восстановлены положения Жалованной грамоты дворянству, подтверждена Жалованная грамота городам, проведена амнистия 12 тысяч заключенных, прекращен военный поход в Индию, и снят запрет на торговлю с Англией. Но и мирные отношения с Францией не были разорваны.

В 1801 году был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из вельмож екатерининской эпохи. Но основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал Негласный комитет, выполнявший роль неофициального правительства. В него вошли мыслящие друзья юности: граф Строганов, польский князь Чарторыйский, граф Кочубей, граф Новосильцев. Деятельность Негласного комитета не привела к коренным реформам, но состоялись некоторые частные преобразования, которые слегка подновили фасад российской империи.

Коллегиальная система уже утратила свою роль и, по существу, перестала функционировать. В связи с этим в 1802 году коллегии были заменены министерствами, а в результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Министерская реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления и смене коллегиальности на единоначалие. Устанавливалась прямая ответственность министра перед императором, а значит, усиливалась централизация, и укреплялось самодержавие. В России ускорилось формирование бюрократии, всецело зависящей от милости царя. Сначала было создано 8 министерств: Военно-сухопутных сил, Военно-морских сил, Иностранных дел, Юстиции, Внутренних дел, Финансов, Коммерции и Народного просвещения. В 1810-11 годах прошла реорганизация министерств, их число увеличилось, а функции ещё более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 году был реформирован Сенат. Он стал высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. В законотворческой деятельности его роль сводилась только к представлениям императору по поводу устаревших законов, и сенаторы могли участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод. Члены Синода назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, назначаемый тоже императором. Это был, как правило, человек близкий царю из военных или гражданских чиновников. Согласно реформированию Александра I, роль и полномочия обер-прокурора Синода возросли. При Александре I эту должность в 1803-24 годах исполнял князь А.Н.Голицын, который с 1816 года был так же и министром народного просвещения.

Был ещё один вопрос, который нуждался в немедленном решении – это вопрос о состоянии просвещения. В основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ на всех ступенях. Вводились 4 ступени учебных заведений: приходские училища (одноклассные); уездные (трехклассные); губернские гимназии (шестиклассные); университеты (были созданы новые Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский; основан Петербургский педагогический институт). Согласно Уставу, университеты имели 4 факультета: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных и медицинских, словесных. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Были образованы 6 учебных округов, во главе которых были поставлены попечители, учебные округа создавались фактически во главе с университетом.

Негласный комитет обсуждал острый для России крестьянский вопрос и сразу отверг идею немедленной отмены крепостного права, потому что считали, что освобождение «непросвещенных» крестьян может привести к «буйству». Однако необходимо готовить и дворянство к мысли об освобождении крепостных. Такой мерой стал Указ «о вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803 года): помещики могли освободить крепостных на волю за выкуп с землей целыми селениями и отдельными семьями. Если же выкуп не будет уплачен вовремя и полностью, то крестьянин возвращается во владение к помещику. Практический результат этого указа незначителен: за время царствования Александра 1 на свободу таким образом ушли лишь 47 тысяч крепостных (0, 5% от общего числа). Во-первых, у крепостных не было денег, а, во-вторых, помещики и не помышляли о «раздаче своей собственности».

Негласный комитет собирался поначалу часто, но с 1803 года он практически прекратил свою деятельность.

Примечательно, что Александр 1 покусился на монопольное право дворян на землю: в конце первого года своего царствования он разрешил мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли. Прекратил пожалования дворянам государственных крестьян, а в газетах запретил публикацию объявлений о продаже крепостных крестьян без земли.

В 1804 году был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: размеры крестьянских повинностей и платежей были четко определены, крестьян признали наследственными владельцами своих земельных участков. Эта реформа в Прибалтике, как и Указ «о вольных хлебопашцах», по мнению Александра 1, должен был «показать пример всей России».

В 1804 году был издан Устав «о цензуре»: цензуру проводили цензурные комитеты, созданные при университетах, а общее руководство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного просвещения.

На первом этапе влияние на Александра 1 оказывали как екатерининские вельможи, так и «молодые друзья». Но, начиная с 1806 года, всё большее влияние приобретает М.М.Сперанский (1772-1839). Он происходил из семьи бедного сельского священника. Закончил санкт-петербургскую Духовную академию, начинал учителем, потом попал в секретари к князю Куракину – любимцу Павла 1. Когда Куракина назначили генерал-прокурором Сената, то Сперанский стал чиновником в Сенате и очень быстро зарекомендовал себя способным и даже незаменимым человеком. В начале правления Александра 1 он попал в его внимание, и уже в 1808 году Александр 1 поручил Сперанскому составление плана государственных преобразований России. В 1809 году этот проект был готов.

В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей при сохранении верховной власти монарха. В основу формирования волостных, окружных и губернских органов власти был положен принцип выборности, а высшие органы власти назначались императором. В основу выборной системы был положен имущественный ценз. Сперанский предложил созвать Государственную думу из представителей дворянства и «среднего сословия» (купцов, мещан, государственных крестьян), а также созвать губернские и уездные «распорядительные думы». В проекте ничего не говорилось об отмене крепостного права, но намечалось крепостных наделить некоторыми гражданскими правами.

Александр 1 признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», но фактически из проекта было реализовано немногое: 1 января 1810 года создан Государственный совет, главной задачей которого было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Теперь все проекты должны были рассматриваться только через Гос.совет, а он оценивал не только содержание, но и саму необходимость их принятия. В задачи Гос.совета входило также разъяснение смысла законов и принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Гос.совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Таким образом, Гос.совет – это законосовещательный орган при императоре и орудие его законодательной власти.

В 1811 году Сперанский подготовил проект реформы Сената, который должен был стать новым шагом на пути политической реформы. Он предлагал Сенат поделить на 2 части: Правительствующий – ведавший вопросами местного управления и Судебный – высшая судебная инстанция, контролирующая все судебные учреждения. Осуществление этого проекта позволило бы реализовать идею разделения властей, но этот проект не был осуществлен.

Сперанскому была поручена финансовая реформа. Она предусматривала прекращение выпуска новых ассигнаций, сокращение государственных расходов, размещение внутреннего займа и продажу части казенных имений в частные руки, а также повышение прямых и косвенных налогов. Попытка финансовой реформы только усилила раздражение дворянства и чиновничества против реформатора, который предлагал ввести экзамены для государственных чиновников. Сперанского стали обвинять и во взяточничестве, и в шпионаже, писали доносы, обвиняя в связях с Наполеоном. Неожиданно весной 1812 года Сперанский сначала был отправлен в отставку, а в марте сослан в Нижний Новгород, оттуда – в Пермь, затем в Тобольск, где он занял пост Сибирского губернатора.

Причины отставки Сперанского связаны с тем, что Александр 1 осознал, что критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Александр 1 стал опасаться заговора. Кроме того, общество накануне приближающейся войны с Наполеоном нуждалось в консолидации. Отставка Сперанского могла означать прекращение реформаторских поисков самого императора.

Несмотря на то, что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя и практически реализованы почти так и не были, но реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

4. На втором этапе правления Александра 1 (1814-25) его курс отличается крайней противоречивостью, сочетанием некоторых реформаторских действий и реакционной политики. Этот период получает название «аракчеевщина», но он не вполне отражает содержание внутренней политики Александра 1 в этот период. Большое влияние оказывала победа в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах.

Победа над Наполеоном, с одной стороны, разбудила надежды на глубокие перемены: дворянство вслух заговорило о Конституции, крестьяне надеялись на отмену крепостного права, народы Российской империи ожидали послаблений в национальной политике. Однако консервативные слои дворянства победу над Наполеоном восприняли как очевидное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Александр 1 был вынужден считаться с настроениями как тех, кто надеялся на преобразования, так и тех, кто был категорически против. Вот почему новые реформаторские проекты разрабатываются в строжайшем секрете.

Реформаторские настроения Александра 1 отразились в ведении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении Сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 году; также в создании Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи».

Александр 1, окруженный в Западной Европе ореолом освободителя от Наполеона, хотел понравиться своим подданным, особенно новым. Уже в 1809 году он дал широкую автономию Финляндии, а теперь он сделал еще больше для Польши: в 1815 году он даровал Королевству Польскому, переданному ему по решению Венского конгресса, Конституцию: русский император являлся королем Польши, от его имени страной правил наместник; государственным языком объявлялся польский, а наряду с ним использовался русский, государственной религией был католицизм, но с ним равные права имели православие и лютеранство. Законопроекты предлагал король и утверждал Сейм, состоящий из магнатов, депутатов от шляхты и верхов горожан (Сейм – двухпалатный; нижняя палата избиралась от городов и дворянства, а верхняя назначалась из шляхты).

Император Александр 1 для принятия Конституции в 1815 году лично приехал в Варшаву и перед публикой предстал облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Это вселило надежды польскому дворянству на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель. Вскоре поляки поняли, что эти надежды император не собирается оправдывать.

В 1818 году Александр 1, выступая на открытии Сейма, заявил: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Таким образом, он объяснил еще одну причину «польского эксперимента». Он в своей речи заявил также, что долгие годы помышляет о введении конституции и в России.

В 1818-19 годах, по поручению императора, Новосильцев с помощью Вяземского и некоторых юристов из Франции подготовил проект Государственной уставной грамоты российской империи. Согласно ей, всей полнотой власти обладал император. В помощь ему учреждался Государственный сейм из двух палат: верхняя – Сенат, нижняя – Общая дума, созываемая каждые 5 лет, и областные думы. Страна должна делиться на наместничества, губернии, округа с назначаемыми императором властями и местными думами. Выборы предлагались многостепенные. Законы должны были разрабатываться Гос.советом, обсуждаться как областными, так и общей думой и Сенатом, а утверждаться императором. Император назначал министров, наместников, губернаторов, судей и чиновников. Провозглашались гражданские права и свободы. Этот проект был «списан» с польской и частично французской Конституции Наполеона I. Проект уже был готов в 1820 году, но Александр 1 отказался от его введения. Он оставался в глубокой тайне и стал известен только в 1831 году, когда архив наместника в Варшаве захватили повстанцы.

Понимая неизбежность отмены крепостного права, Александр 1 продолжал бояться, что в случае освобождения крестьян начнется пугачевщина. Поэтому он поручил подготовить в тайне друг от друга проекты крестьянской реформы Аракчееву, министру Бурьеву, генерал-интенданту Канкрину. Из этих проектов ему понравился один – Аракчеева, согласно которому за счет денег из казны должны были выкупаться те имения помещиков, которые это хотели сделать добровольно. Освобожденные таким образом крестьяне должны были получить по две десятины на душу. Ученые подсчитали, что освобождение крестьян таким образом затянулось бы на 200 лет. Но Александр 1 и этот проект «положил в стол», потому что в казне не было денег. И тем не менее, крепостное право было отменено в Прибалтике: в 1816 году – в Эстляндской, в 1817 – Курляндской, в 1819 – Лифляндской губерниях. Там крестьяне получили свободу, но землю могли либо выкупить, либо арендовать, причем помещики сохранили полицейскую и судебную власть над ними.

В 1816-19 годах были снижены таможенные пошлины, потому что таким образом Александр 1 надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом.

К концу царствования Александр 1 столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывают активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить. К тому же, по всей Европе нарастало революционное движение, и царь опасался за судьбу страны. Он не просто свернул свои реформаторские планы, но и началось попятное движение, получившее название «аракчеевщина», хотя создателем режима был сам император, а Аракчеев - лишь послушным исполнителем его воли. Символами торжествующей реакции стали: во внешней политике – Священный союз, а во внутренней – военные поселения, восстановление палочной дисциплины в армии, «разгром» Казанского и Петербургского университетов, усиление цензуры, усиление крепостничества.

Впервые военные поселения вводились в 1812 году в Могилевской губернии, где в некоторых деревнях, населенных государственными крестьянами, случились пожары. Сама идея военных поселений пришла к Александру 1 из Европы и связана с желанием сделать армию более «дешевой». В 1816 году военные поселения стали массовыми. Сначала в Новгородской и Харьковской губерниях, а затем военные поселенцы составили уже треть армии. Идея сокращения расходов на армию и ликвидации обременительных рекрутских наборов для крестьян обернулась двойной каторгой: поселяне-хозяева должны были содержать холостых солдат-поселенцев, проходить военную подготовку сами и вести одновременно свое хозяйство. Их дети с 7 до 18 лет отбирались у родителей и зачислялись в кантонисты, где проходили обучение грамоте и военному делу, а затем становились солдатами. Вся жизнь и быт военных поселян была жестко регламентирована, и даже на работу в поле они выходили под стук барабанов. Тяготы вызвали восстания в военных поселениях. Самое крупное из них случилось в районе Чугуева.

Возвращение казарменных порядков в армию оскорбило победителей Наполеона. В 1820 году произошли волнения в гвардейском Семеновском полку. С участниками волнений, в том числе офицерами, расправились жестоко.

В отношении крестьян не было последовательности. С одной стороны, в 1818 году последовал указ, разрешавший государственным крестьянам заводить фабрики и заводы, в 1824 году указом был облегчен переход крестьян в города. Но с другой стороны, в 1815 году царский указ запретил крестьянам «отыскивать вольность», в 1822 году помещикам возвращено право ссылать своих крепостных в Сибирь без суда за «дурное поведение». А в 1823 подтверждена монополия дворян на владение крепостными людьми.

В 1822 году Александр 1 запретил существование масонских лож, что в обществе было воспринято как проявление реакции.

Экономическая политика Александра 1 была непоследовательной: сначала он снизил таможенные пошлины, но в 1822 году был издан новый тариф, установивший систему жесткого протекционизма. Финансы находились в крайне запущенном состоянии, но план финансовых реформ, предложенный Сперанским, не был осуществлен, и в таком виде финансы достались Николаю 1.

В конце царствования на Александра 1, кроме Аракчеева, влияли разные мистики, в том числе князь А.Н.Голицын, одновременно занимавший посты обер-прокурора Синода, министра духовных дел и народного просвещения, президента библейского общества, и архимандрит Юрьева монастыря «полуфанатик, полуплут» Фотий. Повлияла на Александра 1 и утрата дочери, сестры, пожар Москвы в 1812 году, страшное наводнение в Петербурге в 1824 году. Всё это царь воспринимал как божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда – усиление у императора религиозности и мистицизма. В интересах русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в России. Неслучайно и переименование Министерств народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение.

5. В первое десятилетие своего правления Александр 1 обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. Впервые в русской истории начался процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества. Первый период правления Александра 1 можно рассматривать как качественно новую ступень развития политики просвещенного абсолютизма.

Последнее десятилетие царствования Александра 1 – нарастание консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к радикализации позиций прогрессивной части дворянства и породил движение декабристов.

Главной причиной отказа Александра 1 от реформаторского курса стала его боязнь разделить участь погибшего отца, который попытался не считаться с интересами большинства дворян. Другая важная причина состоит в том, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов (Александр 1: «Где их взять? Вдруг всё не сделаешь, помощников нет…»). Однако рядом с царём не только не хватало способных помощников, но и не велико число последовательных сторонников реформ в обществе. Ещё одна причина – противоречивость общего замысла преобразований: хотел сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя (Конституцию с самодержавием, освобождение крестьян – с интересами большинства дворян). Немалую роль играли и личные качества императора, такие как неустойчивость его настроения, двуличие и развившаяся с годами склонность к мистицизму.

Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Несмотря на то, что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, тем не менее, внутренняя политика Александра 1 и проекты, разработанные по его поручению, готовили почву для масштабного политического и экономического реформирования России в будущем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.