Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика 1760-х - 1790-х годов: «просвещенный абсолютизм» Екатерины II






1. Общая характеристика внутриполитического курса. Теоретическое обоснование самодержавия

2. Переворот 28 июня 1762 года. Отношение к наследию.

3. «Дело Мировича»

4. Меры по совершенствованию системы государственного управления:

А) реформа Сената

Б) секуляризация церковных земель

В) изменения в управлении окраинами

Г) Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II

Д) реформа местного управления: губернская реформа (1775)

Е) ликвидация украинской автономии. Унификация управления на местах

5. Политика Екатерины II в социально-экономической сфере

6. Жалованные грамоты дворянству и городам (1785)

7. Национальная политика

8. Политика Екатерины II после Великой французской революции

9. Итоги политики «просвещенного абсолютизма»

1. Эпоха Екатерины II составляет значительный этап в истории России. Она считается правительницей, завершившей серию реформ XVIII века.

Начало правления Екатерины II пришлось на время, когда Россия вступила в полосу начавшегося разложения феодально-крепостнической системы. В мемуарах Екатерина II писала, что «казна была пуста, армии не плачено за несколько лет, тысячи крестьян находились в открытом бунте» (особенно экономические, работные люди). В этих условиях императрице нужно было найти новую политику, которая получила название «просвещенный абсолютизм». Программа царствования была представлена Екатериной в виде «Наказа» Уложенной комиссии (созыв Уложенной комиссии – это наивысшая точка политики «просвещенного абсолютизма»).

Просвещенным абсолютизмом принято называть политику абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII века, которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов: упразднении некоторых сословных привилегий, подчинении церкви государству, проведении реформ (крестьянской, судебной, школьной и др.). К «просвещенным монархам» традиционно относят Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии. Они, используя популярность идей французского просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Большинство историков «просвещенной» государыней считают и Екатерину II.

«Просвещенный абсолютизм» - это одна из форм государственной политики, возникшая на определенной стадии развития европейских стран в результате укрепления позиций таких новых общественных сил, как интеллигенция, буржуазия, которые боролись за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Просвещенный абсолютизм складывается под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновавших «естественные права» человека – свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители (Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье, Аламбер) полагали, что «просвещенные монархии» с либеральными взглядами проведут реформы и утвердят «разумные законы», способствуют распространению знаний и, главное, смогут осуществить идеал «общего блага», то есть добиться экономического процветания, социальной гармонии, безопасности для своих народов. Эти идеи получили широкое распространение в Европе, а при Елизавете Петровне (Ломоносов – один из просветителей) попали в Россию. Политика «просвещенного абсолютизма» в России связана с именем Екатерины II, но она имела свои особенности и порождена целым комплексом факторов:

- стремление верховной власти привести существующие систему управления и уровень социально-экономического, культурного развития в соответствие с «духом времени»;

- острота социальных противоречий и необходимость принятия таких мер, которые бы смягчили недовольство низов;

- притязания России на особую роль в системе международных отношений.

Однако в России не созрели социальные и духовные предпосылки для политики «просвещенного абсолютизма»: практически отсутствовала национальная буржуазия, основная масса дворянства была непросвещенной, а городское население и особенно крестьянство было патриархальным. Незрелость предпосылок привела к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила поверхностный и крайне противоречивый характер, сочеталась с реакционными мероприятиями правительства. Это позволяет некоторым историкам политику Екатерины II определять как лицемерие с целью обмана просвещенного общественного мнения Европы, как попытку скрыть крепостнический характер своей политики. Эти историки считают, что после подавления восстания Пугачева политика Екатерины II стала откровенно реакционной.

Однако многие мероприятия и, главное, сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер. В этом отразились и личные качества императрицы, и ее стремление реформаторской деятельностью продолжить дело Петра 1 и укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 года, когда она вступила в брак с наследником российского престола, будущим Петром III, она употребила все свои силы на то, чтобы лучше узнать новую родину (выучила русский язык, познакомилась с русской историей, традициями и обычаями народа). Увлеклась трудами французских просветителей и восприняла некоторые их идеи. Таким образом, будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной, поэтому после переворота 1762 года приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой – укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. (Современный историк: «Петр из русских делал немцев, а она – немка – из русских делала русских»).

Екатерину II отличало трудолюбие и стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что дворянство не потерпит ущемления их владельческих прав на «крещеную собственность» и осуществит переворот, направленный против нее, привело к тому, что «казанская помещица» победила в ней «философа в юбке».

Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты (Алексей Орлов, Григорий Потемкин, Зубов – последний фаворит Екатерины и др.) оказывали влияние на решение частных вопросов, их содержание дорого обходилось казне, но никогда, в отличие от предшествующих правлений, фавориты не были всесильными (исключение составляет Григорий Потемкин – выдающийся государственный деятель эпохи Екатерины II).

Основные задачи политики «просвещенного абсолютизма»:

1. Укрепление самодержавия путем модернизации системы управления

2. Расширение прав и свобод дворянства с целью превращения его в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства

3. С одной стороны, усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой стороны, смягчение социальной напряженности

4. Создание условий для успешного экономического развития страны

5. Развитие европейских форм культуры и образования в стране

6. Укрепление международного положения России и повышение её авторитета.

Екатерина II считала себя ученицей Вольтера, вела интенсивную переписку с просветителями, делилась с ними своими планами и вызывала у них всеобщий восторг (они называли Екатерину «Северной Семирамидой»). Однако политические и социальные идеи просветителей оказались привлекательными только издали. Идеи Вольтера, Аламбера, Дидро не нашли применения у Людовиков, а у Екатерины II не получился диалог с собственным просветителем Новиковым, но зато Екатерине II удалось пленить Вольтера, Дидро, Грима, и они присоединились к хору доморощенных льстецов, называя ее «великой», «северной звездой». Екатерина же оказывала некоторым из просветителей щедрую материальную помощь. Например, у Дидро выкупила его библиотеку за большие деньги и оставила библиотеку в его пользовании до смерти.

Идеи Монтескьё Екатерина II использовала для того, чтобы доказать необходимость самодержавия в России: он доказывал, что природная среда, размеры страны, нравы ее населения определяют форму государственного строя. Екатерина II видела свою задачу в издании «наилучших законов», а задачу органов управления – в исполнении воли монарха. Императрица считала, что просвещенную монархию от деспотии отличает то, что все подданные и сам монарх следуют этим законам. Поэтому активное законотворчество Екатерины было направлено на укрепление базы самодержавия. На практике «всевластие законов» не получилось, потому что их игнорировали не только чиновники, но и сама Екатерина II, если в этом она нуждалась.

2. 28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина, свергнув своего мужа. Еще за 5-6 лет до переворота Екатерина заявила английскому послу: «Я буду царствовать или погибну». Сам Петр III облегчил ей путь к трону своей недальновидной политикой, в том числе внешней. 7 июля 1762 года была опубликована официальная версия, по которой император якобы скончался от болезни.

У Екатерины II не было ни малейших прав на престол, а значит ей нужно было убедить в гибельности для страны правления свергнутого ею императора. Ей это удалось сделать лишь частично: отменила Датский поход русской армии, чем вызвала восторг гвардейцев, и подтвердила выход России из антипрусской коалиции; признала вредным указ Петра III о секуляризации. В первые же дни своего царствования она поспешила заверить дворян в незыблемости крепостнических порядков, при этом она не рискнула отменить Манифест «о вольности дворянской», но и не подтвердила его. Зато она подтвердила указ «о ликвидации Тайной канцелярии» и указ, запрещавший мануфактуристам покупать крепостных к мануфактурам.

Одними из самых неприятных наследий, полученных Екатериной II, были волнения монастырских крестьян и приписных к заводам. Екатерина поняла, что секуляризации не миновать, а волнения приписных можно утихомирить путем насилия. Были созданы воинские команды, которые уже к 1764 году подавили сопротивления приписных, подвергнув их жестоким истязаниям.

Таким образом, формально Екатерина объявила все меры Петра III «вредными», отреклась от них, но фактически многое из того, что сделал Петр III, провела в жизнь (секуляризация церковных земель, не возобновила участие России в Семилетней войне, не отменила свободу дворян от обязательной службы, не восстановила канцелярию Тайных розыскных дел, не разрешила лицам недворянского происхождения покупать на мануфактуры крепостных).

3. Одно из наследий елизаветинской эпохи – узник, свергнутый Иван Антонович, заключенный в Шлиссельбурге. Все эти годы он находился в строгой изоляции, а теперь представлял Екатерине II угрозу как законный наследник российского престола. Екатерина II посетила узника и нашла, что его рассудок поврежден. Она отдала распоряжение, что при попытке его освободить стража прежде всего должна его умертвить, а потом пресечь попытку освобождения.

Следуя этой инструкции Екатерины II, в 1764 году стража убила Ивана VI, проведшего из 25 лет своей жизни 23 в заключении. Это стража сделала в связи с попыткой армейского подпоручика Василия Мировича освободить Ивана Антоновича и провозгласить императором.

4. А) Екатерине II предстояло привести органы власти в соответствие со своими вкусами и потребностями. Реформа Сената прошла по проекту, предложенному воспитателем Павла I Н.И.Паниным. Он предложил разделить Сенат на 6 департаментов, каждый из которых должен был ведать определенной сферой управления. В каждом департаменте должно было быть по 5-6 человек, и каждый сенатор должен был работать более активно. Вот этот проект и утвердила в 1763 году императрица. Сенат лишился многих полномочий и превратился в высшее судебно-апелляционное учреждение.

Примечательно, что Панин предлагал учредить Императорский совет, который, по мысли Панина, должен был состоять из 6 членов и ведать важнейшими делами. В этом предложении Панина Екатерина увидела попытку ограничить самодержавие. Но она была намерена не только царствовать, но и управлять, поэтому предложение о создании Императорского совета отклонила, и важнейшим механизмом государственного управления стал её Кабинет со статс-секретарями.

Б) В 1763-64 годах, как только Екатерина почувствовала себя прочнее на престоле, она провела секуляризацию духовных владений, и в 1764 году монастырские крестьяне были переведены в категорию государственных. Около 2 млн крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и обложены полной подушной податью (эта категория крестьян получила название экономические). Эта мера укрепила экономическую мощь государства, прекратила волнения монастырских крестьян.

В) Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему управления на Украине: в 1764 году было ликвидировано гетманство (последний гетман Украины Разумовский добровольно сложил полномочия) и ограничены привилегии казачества. В 1775 году было упразднено Запорожское войско, а на Дону введена система губернских учреждений, а это лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепили централизацию страны и унифицировали систему управления. (На Украине гетмана сменил генерал-губернатор).

Г) Другой вопрос, который должна была решить Екатерина II, исходя из собственных обещаний, это создание нового законодательства. В 1767 году Екатерина II учредила Комиссию для сочинения нового Уложения (Уложенную комиссию). Она снабдила ее наставлениями собственного сочинения, известного под именем «Наказ». Над составлением «Наказа» она работала в течение двух лет (1764-65) и в основу положила сочинения французских просветителей, прежде всего Монтескьё и Аламбера.

«Наказ» Екатерины оправдывал установление в России самодержавия, а гарантией от превращения самодержавия в тиранию должны были служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Правда, сами органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни и предлагал отделить судебную власть от исполнительной. Екатерина II отрицательно относилась к крепостному праву и понимала, что хозяйственный прогресс требует освобождения крестьян. Но в «Наказе» на отмену крепостного права нет даже намека, правда, в первоначальном проекте «Наказа» говорилось о необходимости смягчить положение крепостных, предоставить им право собственности на имущество. Однако в окончательный вариант эти слова не попали.

Тем не менее, «Наказ» Екатерины Уложенной комиссии считается очень либеральным, поэтому в ряде европейских стран он был запрещен к публикации.

14 декабря 1766 года был опубликован Манифест о созыве Уложенной комиссии и указы о порядке выборов в депутаты («обряды»). В Комиссии должны были быть представлены все сословия: дворяне получали право избирать по одному депутату от уезда, горожане – по одному депутату от города, было представлено и духовенство, и право избирать своих депутатов получили государственные крестьяне. Считается, что дворцовых крестьян представляла сама Екатерина, а крепостных – дворяне. Екатерина предлагала каждого депутата снабдить письменными наказами с мест.

Летом 1767 года избранные депутаты (свыше 500, в том числе 160 от крестьян) прибыли в Москву и представили в Комиссию более 1600 наказов с мест. Первые заседания Комиссии проходили торжественно и спокойно. 8 августа 1767 года Комиссия решила императрице поднести титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Екатерина II отклонила предложенный полный титул и согласилась только на «Матерь Отечества».

Когда началась будничная работа Уложенной комиссии, то императрица обнаружила, что депутаты не способны разработать новый свод законов. Они, выполняя волю избирателей, твердили о сословных притязаниях. Дворяне требовали от власти пресечь бегство крестьян, создать сословные корпорации и отстаивали свои привилегии от представителей других сословий. Депутаты от городов выступали против крестьянской торговли и требовали против нее полицейские меры. Они не были озабочены отменой крепостного права и зарились на привилегии дворян. (Неслучайно историк XIX века С.М.Соловьев свел все требования российского купечества к воплю: «Рабов!»). Государственные крестьяне представили наказы, похожие на челобитные, то есть их заботы не выходили за пределы нужд своей деревни. Несколько более основательными были наказы однодворцев, которые жаловались на произвол местной администрации и помещиков, захвативших у них земли. Примечательно, что самыми обстоятельными наказы были от приписных к металлургическим заводам Урала. Екатерина II, наблюдая за работой Уложенной комиссии, давала указания маршалу (председателю) А.И.Бибикову. Комиссия заседала в Москве до декабря 1767 года. Затем переехала в Петербург, где возобновила свою работу 16 февраля 1768 года. А в декабре 1768 года маршал Бибиков объявил о закрытии Большого собрания Комиссии и объяснил это начавшейся русско-турецкой войной (1768-74). На самом деле это был лишь предлог, а причина - в осознании Екатериной II бесполезности Уложенной комиссии. Правда, некоторые группы депутатов были оставлены и продолжали свою работу, поддерживая законотворчество императрицы.

Уложенная комиссия имеет недобрую репутацию и у современников, и у историков, потому что она не выполнила своей главной задачи и не составила нового Уложения. Однако Уложенная комиссия имеет 3 положительных результата:

- она выявила «нужды и чувствительные недостатки нашего народа», которые содержались в наказах депутатов, и они сыграли определенную роль во внутренней политике Екатерины II;

- Уложенная комиссия способствовала распространению в России идей просвещения;

- укрепление положения Екатерины II на троне.

Д) Восстание Пугачева обнаружило неэффективность местного управления. Губернская реформа Екатерины II стала ответом на крестьянскую войну 1773-75 гг. Губернская реформа должна была укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность, упрочить позиции дворянства. У Губернской реформы Екатерины II 2 аспекта: административный и социальный. Административный – в повышении эффективности местного управления. Социальный – в укреплении позиций дворянства.

В 1775 году Екатерина II издала «Учреждение для управления губерний». Отныне число губерний с 28 увеличивалось до 50, изменился принцип деления страны на губернии: если петровское деление учитывало исторически сложившуюся специфику территории и игнорировало численность населения, жившего в губерниях (например, в Московской губернии проживало более 2 млн жителей, а в Архангельской – менее 150 тысяч), то по реформе Екатерины II главным был принцип численности населения – 300-400 тысяч жителей на одну губернию, а 20-30 тысяч – на уезд. Провинция, как административная единица, исчезала. Подобный принцип не учитывал ни особенности экономики региона, ни национальный состав населения (например, Мордовию поделили между четырьмя губерниями – Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской).

Реформа сохранила трехчленное деление областной администрации: две-три губернии объединялись в генерал-губернаторство, возглавляемое наместником или генерал-губернатором; губернию возглавлял губернатор; губерния делилась на уезды.

Губернская реформа Екатерины II ввела множество новых учреждений: губернскую администрацию возглавляло Губернское правление, им руководил губернатор. Губернское правление исполняло распоряжения сверху и контролировало деятельность уездных учреждений. Кроме Губернского правления, были созданы Уголовная и Гражданская палаты – это высшие судебные учреждения губернии. Важное место в губернской администрации занимала Казенная палата, которая ведала доходами, расходами, торговлей и промышленностью. В духе идей просвещения в губерниях был создан Приказ общественного призрения. Он ведал школами, больницами, тюрьмами, приютами и богадельнями и существовал за счет штрафов и добровольных пожертвований. Примечательно, что это был избираемый орган. Одной из должностей губернской администрации был губернский землемер, он и занимался землеустройством.

В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, назначаемый правительством. Город разделялся на районы, которые находились под надзором частного пристава, а районы (части) делились на кварталы, и они контролировались квартальным надзирателем. Городское собрание избирало городского голову и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления в городе становилась Общая городская дума, которая собиралась раз в 3 года.

Уездная администрация находилась в руках дворян. Высшим органом власти в уезде являлся Нижний земский суд. Он состоял из заседателей, и его возглавлял капитан-исправник. Заседателей, капитана-исправника избирали дворяне. И хотя уездная администрация называлась Судом, но судебных функций она не имела, а ведала полицией и занималась вопросами управления. Капитан-исправник подчинялся Губернскому правлению.

В ходе Губернской реформы подверглась серьезному реформированию судебная система: была создана сеть судебных учреждений, которые были сословными и комплектовались из, во-первых, чиновника, который возглавлял суд, а, во-вторых, из выборных представителей от того сословия, дела которого суд разбирал. Так Верхний земский суд разбирал судебные иски дворян, Губернский магистрат – иски лиц, принадлежавших к губернскому сословию, а дела государственных крестьян рассматривала Верхняя Расправа.

Областная реформа Екатерины II имеет большое значение:

1. Создана эффективная и гибкая система местного управления

2. Снизилась роль коллегий, потому что их функции были переданы на места, и свое положение сохранили только 3 «первейшие» (Иностранных дел, Военная, Морская)

3. Укрепились позиции дворян на местах, у них появилась возможность занимать разнообразные должности как в губерниях, так и в уездах, получать жалование и пополнять тем самым свой бюджет

4. Резко увеличилось число уездных и губернских городов, а в итоге в стране появилось много новых центров культуры (почти вдвое увеличилось число городов, и появилось 216 новых)

5. Упразднены автономии некоторых окраин.

Е) В 1775 году Губернскую реформу распространили на Левобережную Украину, и там были введены наместничества, губернии и уезды. На Дону было создано войсковое гражданское правительство, и оно копировало губернскую администрацию. Был ликвидирован особый порядок в Эстляндии и Лифляндии: в 1782-83 годах созданы Рижская и Ревельская губернии.

5. Социально-экономическая политика Екатерины II отличалась противоречивостью. С одной стороны, произошло усиление крепостничества. Эта политика выразилась: 1) в широкой раздаче государственных крестьян в руки помещиков; 2) в ликвидации остатков прав крепостных крестьян (помещикам разрешили не только ссылать крепостных в Сибирь, но и по закону 1765 года отдавать их на каторжные работы; крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупы и подряды); 3) в увеличении зоны крепостничества (в 1783 году крепостное право окончательно оформилось на Украине); 4) в расширении привилегий дворян (они получили право не служить, а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами).

Укрепление крепостничества происходит вопреки либеральным взглядам Екатерины II и вызвано следующими причинами:

1. В суровых природно-климатических условиях России, при её общей отсталости, активной внешней политике только крепостническая система могла обеспечить пусть минимальный, но гарантированный продукт, обеспечивающий нужды государства, дворянства и поступательное развитие промышленности;

2. Любое ущемление прав дворянства, не видевшего других источников доходов, кроме крепостнической эксплуатации, могло привести к смещению Екатерины;

3. Государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.

Однако, с другой стороны, Екатерина II провела ряд мероприятий либерального характера:

А) Расширение привилегий дворянства, в том числе их освобождение от обязательной службы, означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому дворянство превратилось в сословие, располагавшее определенными правами и свободами, а создание уездных и губернских дворянских собраний стало шагом на пути создания гражданского общества;

Б) Жалованная грамота городам обеспечила некоторыми привилегиями «городовых обывателей» в зависимости от рода их занятий и материального положения (наибольшие права и привилегии получило купечество, освобожденное от подушной подати, от рекрутской повинности), а также регулировала работу органов городского самоуправления (эту меру можно считать шагом по пути формирования в России «третьего сословия»);

В) Манифест 1775 года провозгласил свободу предпринимательства – для заведения предприятий не требовалось разрешения правительственных инстанций или регистрации. Эта мера «экономического либерализма» помимо достижения чисто экономических целей снимала остроту социальной напряженности в стране, потому что способствовала развитию крестьянских промыслов и помогала основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой достаток, так и выплату денежного оброка помещикам.

6. В апреле 1785 года были опубликованы две «Жалованные грамоты» - благородному дворянству и городам.

«Жалованная грамота» дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») повторила те привилегии, которыми это сословие уже пользовалось издавна: освобождение от подушной подати, от расквартирования воинских команд, были подтверждены монопольное право дворян на землю и крепостных, запрещение конфисковывать имение, если владелец совершил преступление (в этом случае имение переходило наследникам), право заниматься торговлей и предпринимательством, право иметь свои сословные учреждения. Новшествами Жалованной грамоты дворянству стали: 1) наименование – отныне «благородное дворянство»; 2) оно освобождалось от телесных наказаний; 3) грамота учреждала дворянское сословное самоуправление. Дворяне каждой губернии составляли Дворянское общество, его органом являлось Дворянское собрание. Оно созывалось, как и в уезде, один раз в 3 года. Дворянскому собранию разрешалось выбирать предводителя и прочих должностных лиц, представлять наместнику или губернатору жалобы о своих нуждах, а в случае необходимости доносить о них Сенату и Монарху. На Дворянском собрании избирали, кроме предводителя как губернского, так и уездного дворянства, десять заседателей Верхнего земского суда и 3 членов Совестного суда. Дворянскому обществу предоставлялась дисциплинарная власть над своими членами: оно могло исключить из своей среды лиц, дискредитировавших себя в личной жизни и опороченных судом. Грамота ввела ценз: к выборным должностям получали доступ только те дворяне, чей доход с имения превышал 100 рублей в год.

Ещё с 1775 года существовала дворянская опека над имениями несовершеннолетних дворян, престарелых и «явных расточителей». Опека выявляла нуждающихся в опекунстве и подбирала опекунов из числа родственников, контролируя их. Опекой руководил уездный предводитель дворянства, и она подчинялась окружному суду и губернскому правлению. В Жалованной грамоте дворянству положение об опеке подтверждалось.

Примечательно, что за дворянами сохранялась обязанность воспитывать своих детей достойными людьми.

«Жалованная грамота» городам включала права и привилегии горожан, предоставленные им ранее. Например, верхушка купечества освобождалась от подушной подати (для них устанавливался специальный сбор) и от рекрутской повинности (при условии уплаты за каждого рекрута 360 рублей) – это купечество получило ещё по указу 1776 года.

Однако эта грамота внесла и немало новшеств. Согласно ей, горожане назывались «среднего рода людьми» или «мещанами вообще». Отныне городское население составляло «общество градское», состоявшее из 6 разрядов с определением прав и обязанностей каждого из них: «настоящие городовые обыватели», обладавшие недвижимостью в городе - 1 разряд; купцы (крупными считались имевшие капитал свыше 500 рублей в год); цеховые ремесленники; «именитые граждане» семи категорий: отслужившие два срока по выборам, окончившие ВУЗы, художники, лица с капиталом свыше 50 тысяч рублей, банкиры, оптовые торговцы и владельцы кораблей (все они освобождались от телесных наказаний, а представителям третьего поколения разрешалось ходатайствовать о присвоении дворянства); иногородние и иностранные купцы, «посадские» – 6 разряд – все прочие, которых было большинство. Грамота вводила сложную систему городского самоуправления. Губернатор раз в 3 года созывал собрание, где участвовали горожане с капиталом не менее 5 тысяч рублей. Они избирали общую думу, а роль общей думы сводилась к избранию Шестигласной думы – из 6 членов, по одному на каждый разряд. Шестигласная дума возглавлялась городским головой. Она осуществляла повседневное управление городом, следила за благоустройством, привозом товаров, продовольствием и на эти нужды расходовала средства, полученные от государства. Кроме того, существовали городские и губернские магистраты, выполнявшие судебные и административные функции.

На Жалованной грамоте городам лежала печать крепостнических порядков:

1) она делила городское население на сословные группы и каждой из них предоставляла свои привилегии;

2) жившие в городах крестьяне в состав градского общества не входили.

7. XVIII век стал временем дальнейшей ассимиляции (смешения) населения национальных районов страны с русским населением. Русские продолжали проникать в Прибалтику (торговцы, военные, моряки, чиновники), Поволжье, Приуралье, на Северный Кавказ и в Сибирь (в эти районы колонизационный поток был более разнообразным). Поволжье, Башкирию и Приуралье осваивали российское дворянство и крестьянство, а после областной (губернской) реформы Екатерины II здесь увеличилось число чиновников русского происхождения. На Северный Кавказ переселялись казаки и крестьяне из центральных уездов страны. В Сибирь тянулись крестьяне, промысловики, торговцы, скупщики пушнины, землепроходцы, военные, чиновники и служители церкви, так что к концу XVIII века русские в Сибири составляли более 80% населения. Таким образом, Сибирь становилась преимущественно русской, и подобные процессы шли в Поволжье, Приуралье, на Северном Кавказе.

Происходило смешение народов, а это вело к новым явлениям в национальной среде: с одной стороны, в жизнь местных народов вторгались чужеродные элементы, шло разграбление местных земель, нередко насилие над местным населением и установление имперских порядков, а с другой стороны, разрушался племенной быт, и формировались более цивилизованные порядки. Власти недовольство нерусских народов подавляли силой, но старались опираться на местную знать, одаривая её и деньгами, и землёй. Так формировалась прочная опора трона.

К концу XVIII века была выработана достаточно гибкая национальная политика. Она сочетала уважение национальных особенностей, свободу вероисповедания, определенные налоговые льготы для местных, освобождение часто от воинской обязанности. Взаимоуважительные отношения между простыми людьми разных национальностей со временем привели к стабилизации положения в национальных районах, и они превратились в органическую часть Российской Империи.

8. Известие о революционных событиях во Франции – страны, короли которой постоянно в России видели соперницу, натравливали на нее то Швецию, то Турцию – сначала было встречено в Петербурге даже с некоторым злорадством. Но когда масштабы революционных событий стали очевидны, то Екатерина II ужесточила отношение к отечественным вольнодумцам. Так прекратила журнальную полемику с Новиковым Н.И., который издавал журналы «Живописец», «Кошелек», «Трутень», а Екатерина II издавала под псевдонимом развлекательный журнал «Всякая всячина». Екатерина II арестовала Новикова, его приговорили к смертной казни и заменили ее 15-летним заключением в страшной Шлиссельбургской крепости и конфискацией имущества. Иван Крылов, издававший журнал «Почта духов», тоже находившийся в журнальной полемике со «Всякой всячиной», вынужден был надолго скрыться в провинции. Когда в мае 1790 года вышла книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», Екатерина назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Она подчеркнула, что Радищев угрожает монархам и помещикам и призывает к насилию. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Восточную Сибирь. Историки нередко рассматривают ссылку Радищева как свидетельство перехода Екатерины к консервативной внутренней политике, к отказу от либерализма. Есть и другие мнения, согласно которым императрица до конца своей жизни оставалась сторонницей либерализма, просветительских идеалов, но при этом категорически отвергала призывы к насильственному свержению власти.

9. К итогам политики «просвещенного абсолютизма» можно отнести:

1) укрепление и модернизация самодержавия;

2) оживление общественной жизни, появление зачатков гражданского общества;

3) усиление крепостничества, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права;

4) зарождение понятий свободы и прав личности, правда это не вышло за рамки духовной элиты русского общества, но русская дворянская интеллигенция, осознав их значение, начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу;

5) зарождение капиталистического уклада и начало разложения крепостнических отношений;

6) часть общества разочаровалась в реформистской политике «верхов», и поэтому зародились революционные радикальные идеи.

Время Екатерины II получило название «золотой век дворянства». Абсолютная монархия умело лавировала между интересами дворян и купцов, но дворяне всегда оставались ее любимыми «детьми». От обещаний либеральных реформ Екатерина быстро перешла к ужесточению властной вертикали и крепостного права.

В конце XVIII века внутреннее положение империи, в основном, было стабильным, кроме Крестьянской войны страна не испытывала глубоких потрясений. В цене были знания, талант, энергия. Министрами, сенаторами, полководцами становились самые одаренные, но в сознании общества еще не было различий между понятиями «служба Отечеству» и «государственная служба». Екатерининскому царствованию довелось стать одним из самых блистательных в российской истории.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.