Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура в XVI веке






1. Особенности

2. Литература. Общественно-политическая мысль

3. Архитектура

4. Изобразительное искусство

5. Начало книгопечатания. Просвещение. Развитие научных представлений

 

1. Изменения в политической и социально-экономической жизни России в XVI век способствовали формированию в русской культуре тех принципов, которые будут характерны и для последующих веков.

В XVI веке прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это и был результат завершающегося процесса складывания единого государства. Те самобытные черты, которые отличали одну школу от другой, нивелировались, а оригинальные творческие методы и приемы мастеров просто исчезли. Но это не было свидетельством упадка культуры, более того, это демонстрировало её поступательное прогрессивное развитие. Дело в том, что Москва превратилась в общерусский центр культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, и их творчество обеспечило мощный толчок развитию культуры во всех её сферах. В основе складывания общерусской культуры лежало формирование великорусской народности, и оно во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса.

Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, и именно оно определяло в XVI веке направление духовной жизни общества. Однако в это время уже появились элементы светской культуры. Большое значение для развития русской культуры имели решения Стоглава: он определил каноны для иконописцев, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, но это не привело к снижению уровня их творчества, и более того, это способствовало росту профессионального мастерства.

Формирование централизованного государства и изменения в социальной и политической сферах приводили к столкновению различных мнений и точек зрения, отражавших, в конечном счете, интересы различных групп населения.

На вопросы эпохи мыслители того времени нередко отвечая апеллировали к разуму, то есть их трактовки событий отличались рационализмом, и, таким образом, прорастали первые ещё очень робкие ростки секуляризации культуры (секуляризация – от слова «светский», «мирской»).

2. В литературе появились новые жанры, и изменились уже существовавшие.

В XVI веке усилился официальный характер летописания. Главная цель летописцев теперь состояла в том, чтобы показать преемственность власти московских князей и царей, а те летописи, которые включались во вновь создаваемые летописные своды, подвергались в политических целях определенной обработке. Сознательно искажаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается хронология изложения, а летописи больше не претендуют на описание истории от начала до конца, они уделяют внимание отдельным сюжетам. Например, «Летописец начала царства» описывает только первые годы правления Ивана IV.

Самым официальным историческим произведением XVI века стала составленная по инициативе митрополита Макария «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей от Владимира Святого до Ивана Грозного. Причем киевские князья рассматривались как наследники римского императора Августа и, соответственно, владимирские и московские князья имели к этой династии непосредственное отношение.

Никоновская летопись – это едва ли не самый большой летописный свод. Она была составлена на основе многочисленных источников с целью показать главную роль московских князей в процессе образования русского государства. Свое название Никоновская летопись получила потому, что в XVII веке принадлежала патриарху Никону. Один из списков Никоновской летописи содержит около XVI тысяч миниатюр (цветных иллюстраций), и за это он получил название Лицевой летописный свод (лицо – изображение). Он состоял из 10 томов и представлял собой своеобразную историческую энциклопедию XVI века.

Разработке официальной теории происхождения великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях владимирских». В его основу положены две легенды, согласно которым московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа, а Владимир Мономах получил свои регалии от византийского императора Константина Мономаха, его деда.

Хронографы – это сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории. Хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом, но в XVI веке этот хронограф переписывался и был очень популярным.

Воинские повести – это светские произведения, в основу которых положены конкретные исторические события и факты, а персонажи – реальные исторические лица. Воинские повести близки к фольклору, но многие из них подверглись переработке в духе церковной идеологии. В это время развиваются исторические повести, и в XVI веке появились повести «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков».

Продолжает развиваться житийная литература, но она несколько политизировалась, то есть церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви, как главном условии усиления Руси.

В XVI веке появились книги для широкого читателя. Это свидетельствовало об обмирщении русской культуры. Первой книгой для широкого читателя стали «Великие читьи-минеи», которые были составлены под руководством митрополита Макария. Они состояли из 12 томов, в них вошли жития святых, которых расположили по месяцам в соответствии с днем памяти каждого святого, а также множество других «душеполезных» произведений.

«Домострой» представляет собой сборник житейской мудрости и наставлений. Составлен по инициативе Сильвестра. Много внимания в этой книге уделяется отношениям между членами семьи. В «Домострое» много бытовых советов, отсюда и название (домострой – домоводство).

XVI век нередко называют веком публицистики, но в этом есть некоторое преувеличение, потому что жаркие споры были только в первой половине XVI века, а уже при Иване IV все споры пошли на убыль. Своими спорами публицисты формировали ту атмосферу, без которой были бы невозможны реформы Избранной рады. Но вопросы, темы, которые поднимали мыслители того времени, были значительно шире сделанного в 1550е-60е годы. Известными писателями-публицистами того времени были Иван Пересветов и Андрей Курбский. Иван Пересветов – это противник боярства, он отстаивал право дворян продвигаться по службе согласно личным заслугам. Он – сторонник самодержавной власти и ратовал за укрепление сильного централизованного государства («Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако царство без грозы»). Таким образом, отдельные мысли Пересветова оказались созвучны опричной политике.

Андрей Курбский – один из участников Избранной рады. Он вступил в полемику с Иваном Грозным, когда бежал в Литву, по вопросам о характере царской власти и об её взаимоотношениях с подданными. Идеал Курбского – сословно-представительная монархия («Царь…должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек»). В ответ Иван IV, исходя из тезиса о божественном происхождении самодержавной власти, делал вывод, что власть монарха не ограничена никакими земными законами и установлениями. Только государь по своей воле судит и наказывает. («А жаловати есьма своих холопей вольны, а и казнити вольны же есьма»). В этой полемике царя и беглого князя столкнулись две политические концепции, сложившиеся в XVI веке и отразившиеся как две тенденции в развитии государственности: реформы Избранной рады и опричнина Ивана IV.

Андрей Курбский кроме писем Ивану Грозному написал «Историю о великом князе московском».

Вольнодумцами XVI века являются Матвей Башкин, Феодосий Косой и Фёдор Карпов. Матвей Башкин из столичного дворянства, и он выступил не только как церковный вольнодумец (отрицал иконы, церковные обряды, даже таинство исповеди), но и социальным (осудил холопство и все своих холопов распустил). Ещё более решительных взглядов был беглый холоп Феодосий Косой, который выступал против официальной церкви и проповедовал равенство людей (его учение назвали «рабьим»). Фёдор Карпов – дипломат, знакомый с богословием и древнегреческой философией, главная его мысль заключалась в том, что общество и государство должны строить отношения на основе твердого соблюдения законов. Он сетовал по поводу падения нравов и утверждал, что правитель должен нести в мир закон и правду. По его мнению, для государства необходима законность, иначе «сильный погнет бессильного».

В XVI веке русская литература развивалась в неблагоприятных для творчества условиях (опричнина, подавление реформационно-гуманистических движений), и в ней, тем не менее, обнаруживаются новые черты, получившие свое развитие в XVII веке.

3. В XVI веке архитектура развивалась достаточно успешно, причем в нескольких направлениях. Она получила мощный импульс, благодаря деятельности итальянских зодчих. Работая рядом с ними, русские мастера обрели необходимый опыт, и это им позволило создать уникальные сооружения. Поиск новых архитектурных форм привел к возникновению шатрового стиля. Историки не пришли к единому мнению о том, откуда в русскую архитектуру пришел шатер. Некоторые утверждают, что это – влияние западноевропейской архитектуры, прежде всего итальянской, а другие указывают на связь шатра с древнерусской северной архитектурой. Шатёр ярко выразил национальное своеобразие русского зодчества и открыл новый простор для творчества русских зодчих, которые отступили от привычного крестово-купольного типа храмов. Шатровый стиль отличается уникальностью конструкции, сложностью технического воплощения (отсутствие опорных столбов, шатровое перекрытие) и необыкновенным художественным эффектом.

Примерами шатровых построек служат Церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 году по случаю рождения Ивана IV, и Покровский собор на рву, получивший в конце XVI века название Храм Василия Блаженного после захоронения под его стенами известного в Москве юродивого Василия Блаженного. Считается, что Покровский собор был построен в 1555-60 годах русскими архитекторами Бармой и Постником в связи со взятием Казани. Композиция собора уникальна: в центре располагается самая высокая шатровая церковь Покрова, а вокруг нее в строгом порядке восемь церквей – 4 большого размера по сторонам света и 4 маленькие по диагонали, причем все церкви стоят на одном основании и соединены между собой переходами как внутренними, так и внешними. Внутренняя отделка собора очень скромна (побелка стен, покраска под кирпич, орнамент), а внешней отделкой сначала была покраска под кирпич и побелка. И только центральный шатер был облицован цветной майоликой. Только в XVII веке храм Василия Блаженного расписали снаружи разноцветными красками.

Шатровые храмы строились не только в Москве, но и в других городах. Например, в Коломне, Ярославле, Новгороде и других.

В XVI веке широкое распространение получили наряду с шатровыми храмами большие по размерам пятиглавые крестово-купольные храмы, возведенные по образцу кремлевского Успенского собора. Его Стоглав объявил каноном в архитектуре. Но эти храмы настолько соответствовали мироощущению людей той эпохи, что множество подобных храмов появилось в большом числе городов. Наиболее известный Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Ещё одним направлением в архитектуре XVI века стало строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов, которые являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому.

В это время велось широкое строительство каменных кремлей. В 1530-е годы прилежащая с востока к московскому кремлю часть посада была обнесены кирпичной стеной, которую назвали Китайгородской (Китай-город). Стены Китай-города защищали торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI века русский архитектор Фёдор Конь возвел белокаменные стены длиной в 9 км по линии современного Бульварного кольца, а затем в Москве по линии современного Садового кольца построили 15-кмтровую, но деревянную крепость (скородом). Стены Белого города просуществовали до конца XVIII века, а затем по приказу Екатерины Второй их снесли и на их месте разбили бульварное кольцо.

Каменные крепости построили в Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Астрахань), в южных городах (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленск), а также на северо-западе (Псков, Новгород, Изборск) и даже на далеком севере (Соловецкие острова).

Таким образом, фортификационное зодчество достигло высокого уровня развития, соединив новейшие достижения инженерной, строительной и военной мысли.

Архитектура должна была продемонстрировать возросшую мощь российского государства, и она с этой задачей справилась.

4. Центром иконописи становится Москва, куда собрали мастеров из разных мест. Ведущее значение в иконописи XVI века сохраняют традиционные сюжеты, цвета, символы, но существенно изменился главный принцип – духовное содержание. На иконах отныне допускалось изображение царей, князей, святителей, народов и так далее, то есть то, что в прежнее время не соответствовало канону. Появились сложные символические изображения и многофигурные иконы.

В самом начале XVI века украшал Успенский собор в Москве Дионисий, творчество которого близко работам Рублева. Его самое знаменитое произведение – фрески Ферапонтова монастыря. На иконах Дионисия появились новые черты, в частности декоративные элементы.

Манера письма становится более сухой, усиливается символизм образов, растет техническое мастерство, но все эти изменения не произошли разом, а накапливались в течение века.

Продолжает развиваться фресковая роспись. До нас дошли фрески XVI века – фрески из Благовещенского собора московского кремля, выполненные артелью художников во главе с Феодосием.

В это время получили распространение светские росписи, например, золотая Царицына палата кремлевского дворца была расписана в середине века по сюжетам «Сказания о князьях владимирских».

Значительное количество работ русских иконописцев было выполнено в жанре книжной миниатюры. Книжная миниатюра получила широкое распространение, и к числу её уникальных памятников относятся Лицевое евангелие 1507 года, иллюстрированное «Житие Бориса и Глеба» и Лицевой свод (16 тысяч миниатюр).

В это время продолжает развиваться деревянная скульптура. Интересным примером является Царское место в Успенском соборе, где деревянный позолоченный рельеф рассказывает легенду о шапке Мономаха.

В прикладном искусстве были достигнуты большие успехи. В конце XV- начале XVI века в Москве на основе великокняжеской сокровищницы была создана Оружейная палата, где хранились ювелирные украшения, символы царской власти, драгоценное оружие и т.д. Каждый из этих объектов были изготовлены царскими ювелирами, оружейниками, кузнецами и другими мастерами.

5. XVI век примечателен выдающимся событием – началом русского книгопечатания. В 1564 году Иван Фёдоров вместе с Петром Мстиславицем напечатал первую русскую датированную книгу «Апостол», но до неё уже существовало 7 книг без точной даты издания. Типографские работы велись сначала в кремле, а потом на Никольской улице для типографии построили специальное здание. Не всегда находили понимание первопечатники, их обвиняли в колдовстве, и в конце концов Фёдоров и Мстиславец ушли в Речь Посполитую, но продолжили свое дело и в 1574 году выпустили во Львове первый русский букварь – азбуку.

За весь 16 век типографским способом было издано всего 20 книг. Так что ведущее место и в 16, и в 17 веках занимала рукописная книга.

Уже Стоглав обсуждал вопрос о развитии просвещения и принял решение увеличить число школ при церквях и монастырях. Среди бояр, богатых купцов было принято приглашать частных учителей к своим детям. В XVI веке появились первые «азбуковники» - краткие словари, которые содержали элементарные сведенья о грамматике, арифметике, истории и географии. Но уже тогда писались специальные учебники, например, по грамматике – труды Максима Грека.

XVI век – это время, когда заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле велись сложные математические расчеты, в соледобыче использовали поршневой насос и ещё в XV веке научились делать часы с системой зубчатых колес. Русские мастера лили медные и бронзовые пушки, самая знаменитая – Царь-пушка – создана Андреем Чоховым в 1586 году. Она до сих пор является крупнейшим по калибру артиллерийским орудием в мире (89 сантиметров), вес 40 тонн. С 1590 года стали делать пушки на лафетах, а это увеличило их подвижность.

Появились книги, посвященные отдельным областям знаний, например, «Травники», «Книга сошному письму» (о приемах измерения земельных площадей, о подсчете налога с земли разного качества), вернувшиеся казачьи атаманы из Монголии и Китая Петров и Млычев описали увиденное в «Сказке и росписи». В это время были составлены рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Баренцева (Студеного) и Карского морей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.