Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь в XIV-XV веках.






 

1. Изменения в положении русской православной церкви.

2. Сергий Радонежский. Монастыри.

3. Ересь.

4. Спор нестяжателей и иосифлян.

 

1. Русская православная церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодарные великие князья всячески поддерживали церковь, предоставляли ей всё новые земельные владения и налоговые льготы, делали в монастыри богатые вклады, позволяли вершить суд над людьми, жившими на их землях.

 

Золотоордынские правители проводили политику веротерпимости, причём это было связано не столько с тем, что язычники религиозно равнодушны, сколько с рациональными соображениями: монгольская держава была скроена из разных этносов и религий, и для её процветания нужен был религиозный мир. Православному духовенству сохранили все земли и привилегии, духовенство было освобождено от дани, а монастыри получали тарханы – хозяйственные, административные и судебные преимущества и льготы. Это поставило церковь в особое положение, и оно отразилось в позиции митрополитов в период собирания русских земель: они самостоятельно выбирали тех русских князей, которые им казались перспективными.

 

В 1299 г митрополит Максим покинул Киев и отправился во Владимир. В XIII-XIV веках церковная организация получила дальнейшее развитие. В Сарае, где было немало русских пленников, была образована особая епархия, а позднее появились ещё Тверская, Суздальская, Коломенская, Пермская епархии. И старые, и новые епархии находились в ведении Киевского митрополита. Но когда киевский митрополит переехал во Владимир, и одна часть древнерусских земель оказалась в составе Орды, а другая – Литвы, то киевская митрополия напоминала о прежнем единстве. Это придавало митрополитам особый вес и особую роль, которая выходила за рамки религиозных отношений: они участвовали в спорах князей в качестве миротворцев и третейских судей.

В 1327 году из Владимира митрополит Петр переехал в Москву. Иван Калита для этого построил каменный Успенский храм (который не сохранился). Петр уже не вернулся во Владимир, а его приемник Феогност Москву сделал митрополичьей кафедрой. Отныне Москва превратилась в духовный центр объединяющихся земель. Её авторитет возрос, когда умерший митрополит Петр был канонизирован и стал первым московским святым.

Однако всё труднее было поддерживать единство православной церкви на территориях бывшего древнерусского государства, разделенных между ордой и Литвой. Окончательному расколу способствовали обстоятельства, связанные с Флорентийской унией. В 1439-41 годах во Флоренции состоялся Вселенский собор по инициативе константинопольского патриарха, который, желая получить помощь против турок-османов для Константинополя, согласился на унию (союз) с католической церковью. Согласно Флорентийской унии, православная церковь должна была подчиниться римскому папе. Среди подписавших Флорентийскую унию был прибывший из Москвы Исидор, грек, назначенный по обычаю русским митрополитом константинопольским патриархом. Но когда Исидор вернулся в Москву, то Василий Тёмный приказал его арестовать. Уже в 1448 году без санкций константинопольского патриарха был избран русским митрополитом рязанский епископ Иона. После падения Константинополя выбор митрополита окончательно стал делом великого московского князя. Так русская церковь стала автокефальной. Но в 1458 году в Киеве был поставлен свой митрополит, и русская православная церковь распалась на 2 самостоятельные митрополии: Московскую и Киевскую.

2. В XIV веке в русской православной церкви 2 авторитетнейших деятеля: митрополит Алексий, который фактически возглавлял московское правительство в годы малолетства Дмитрия Донского, и Сергий Радонежский. О преподобном Сергии рассказал Епифаний Премудрый, автор «Жития Сергия Радонежского», написанного в начале XV века в Троице-Сергиевом монастыре.

Будущий святой земли русской родился в 1322 году в семье ростовского боярина и носил имя Варфоломей. Спасаясь от великокняжеских слуг, семья переселилась в город Радонеж. Родители Варфоломея постриглись в Ходьковском монастыре, принял монашеский сан и брат Стефан, а Варфоломей тоже отправился в Ходьков и стал монашествовать под именем Сергия. Братья покинули монастырь и создали келью в 10 верстах от монастыря, поставили церковь в честь святой Троицы. Стефан не выдержал тягот отшельничества и Сергий остался один. Его уединение длилось 2 года, но затем сюда потянулись люди, и так зародился монастырь. Игуменом монастыря стал Сергий. Как игумен Сергий работал вместе с другими монахами, не гнушаясь самой тяжёлой работы. Уникальность монастыря, созданного Сергием, заключалась в том, что он предложил общежительный монастырь: монахи не имели личного имущества, не могли заниматься торговлей и ростовщичеством, должны были совместно питаться. Благодаря Сергию Радонежскому и предложенному им новому монастырскому уставу, начался расцвет русского средневекового монашества.

Ученики Сергия основали много новых монастырей, ставших колониями Троицкого монастыря. При этом Сергий оставался для них примером.

В историю России Сергий вошёл как «собиратель русских душ»: к нему обращались люди независимо от происхождения, его знала вся Русь, он благословлял Дмитрия Ивановича на борьбу с ордынцами, позже мирил его с рязанским князем Олегом.

По данным Ключевского, в течение XIV-XV веков из Троице-Сергиева монастыря и его колоний образовалось 27 пустынных монастырей и 8 городских, в том числе московские Андроников и Симонов, белозёрский Успенский монастырь, Спасо-Прилуцкий под Вологдой, Борисо-Глебский под Ростовом.

Сергий всегда был сторонником братской любви и единения. Символом этого единения стала Святая Троица, поэтому он закладывал церкви Святой Троицы.

Умер Сергий в сентябре 1392 года, вскоре он был канонизирован, причем редкий случай: ещё при жизни тех людей, которые знали его при жизни.

Отшельническим подвигом отмечена жизнь Кирилла (1335-1427). Он основал знаменитый Кирилло-Белозёрский монастырь. Он вёл добродетельный и скромный образ жизни, поэтому привлекал к себе, как и Сергий, людей. Появление таких наставников, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозёрский, осветляло души людей, побуждало их к духовной свободе и патриотизму.

Уже в XIV веке монастыри приобрели важное хозяйственное значение. Первоначально монахи составляли своего рода хозяйственные артели. Они своими руками строили монастырь, расчищали под огороды и пашни окрестный лес, заводили рыболовное и пчеловодное хозяйство, а потом вокруг возникшей обители появлялись деревеньки и починки. Монастыри также являлись и школой для подготовки церковных иерархов. Здесь слагалась национальная идеология, развивалась культура, развивалась и окрепла иконопись, это был центр летописания. Все идеологические споры, которые велись в России в XV-XVII веках, так или иначе связаны с монастырями.

3. В XV веке в церковной жизни произошли те изменения, которые исказили монастырское подвижничество. Монастыри стали превращаться в обычные феодальные хозяйства, а монахи – в управителей в монашеских рясах. Понятно, что монастыри эксплуатировали крестьян, а излишества церкви, порочная жизнь ряда её служителей давали материал для сектантской агитации. Миряне, рядовые священнослужители, которые не хотели мириться с корыстолюбием высшей церковной иерархии стали приверженцами различных ересей – течений в христианстве, отклонившихся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

В конце XIV- начале XV веков в Пскове, Новгороде и Твери возникло течение «стригольников». Стригольники уклонялись от таинств исповеди и причащения, отвергали ряд церковных догматов и выступали против высшего духовенства. Формально сектантское общество стригольников прекратило свое существование в 1420-е годы.

На той же социальной почве в 1470е годы возникла опять в Новгороде ересь «жидовствующих» (так названа за некоторое сходство с иудаизмом, а другое название – схариизм-по имени ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Они отрицали догматы о Троице, о божества Иисуса Христа, искуплении и так далее. Самыми первыми последователями схарии стали священники Дионисий, Алексий, Гавриил и самые образованные из горожан. Когда в 1480 году Новгород посетил Иван III, то он встречался с Дионисием и Алексием, и они ему так понравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки Ивана III Елены Волошанки, а также дьяка Посольского приказа Фёдора Курицына, светского и высокообразованного человека. Однако Иван III отказался от поддержки еретиков, сначала их секта существовала тайна, а в 1490 году церковный собор их осудил, и позднее еретики были казнены.

4. Полного единства не было и среди самих церковных иерархов. В 1502-1504 годах развернулась борьба нестяжателей и иосифлян. Идеологом нестяжателей выступил основатель монастыря на реке Сорка – Нил, считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путём строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил Сорский осуждал стяжание церковью богатств, в том числе, владение землями. Поэтому сторонников Нила Сорского назвали нестяжателями.

Нестяжателям противостояли иосифляне – сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. В 1503 году собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжатели на соборе потерпели поражение, а в декабре 1504 года были осуждены и казнены (спор иосифлян и нестяжателей в конце концов закончился тем, что оба лидера были причислены спустя время к лику святых).

После 1508 года Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви самых широких привилегий. Так Василий Третий рассчитывался с иосифлянами за поддержку в разводе с Соломонией Сабуровой. Следующий шаг в направлении ограничения церковного землевладения был сделан при Елене Глинской (сократился податный и судебный иммунитет церкви, установлен контроль над ростом монастырского землевладения), но существенных результатов эта попытка не дала.

Другой вопрос, который вызывал дискуссии между иосифлянами и нестяжателями – соотношение светской и духовной власти. Иосифляне разработали учение, согласно которому великий князь должен защищать владения церкви и служить церкви. Но затем он переметнулся на сторону великого князя Ивана III и обосновал священный характер великокняжеской власти. Иосифляне более охотно, чем нестяжатели были готовы помогать светской власти, что особенно проявилось при Василии III. Вместе с тем, Иосиф Волоцкий оставлял за подданными право на непослушание правителю в том случае, если государь нарушал божественные заповеди и благочестивую власть делал неблагочестивой. При этом право давать оценки поступкам князя Иосиф оставил за церковью.

Одна из примет победы иосифлян в их споре с нестяжателями: в 1520х годах митрополит-нестяжатель Варлаам был смещён и его место занял иосифлянин Даниил.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.