Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико – правовые идеи Гроция.






Гуго де Гроот (Гроций) (1583 – 1645 гг.) – нидерландский юрист, историк, социолог, дипломат и государственный деятель, основатель науки международного права, идеолог юснатурализма и договорной теории государства. Главный труд – «О праве войны и мира» написан в 1625 году.

Гроций утверждал, что общество – это совокупность равновеликих друг другу элементов в виде индивидуумов, обладающих правом частной собственности. Главной же целью всякого человеческого общежития является защита свободы и частной собственности.

Главной же причиной появления государства Гроций считал природную общительность человека – стремление людей к взаимному общению. Он говорил: «Природа человека побуждала бы людей стремиться к общению, даже если бы они ни в чём не нуждались». А к порождаемым таким стремлением правилам естественного права право внутригосударственное добавляет принцип пользы. А поскольку законы любого государства всякий раз преследуют его «особую пользу», постольку они различны во времени и в пространстве, в отличие от права естественного. Потому государство согласно Гроцию – это совершенный союз свободных людей, заключаемый ради соблюдения права и общей пользы.

Гроций как и Боден полагал, что государство возникло по общественному договору, который закрепил разделение людей на две категории – властвующих и подвластных, забрав у последних часть естественных прав в пользу властвующих, дабы лучше для всех соблюдалась общая польза. Но в отличие от Бодена Гроций был убеждён в том, что государство обладает суверенитетом именно как учреждение, а не как чья – то личность.

Всё право Гроций, вслед за Аристотелем, разделил на двое – на естественное и волеустановленное. При этом естественное право отличается от волеустановленного своей вечностью и неизменностью. Но в отличие от Аристотеля Гроций пошёл ещё дальше и разделил волеустановленное право на божественное (Библия) и человеческое, а человеческое – на исходящее от гражданской власти и не исходящее от гражданской власти, в том числе веления отца, господина и т. п. Исходящее от гражданской власти право ещё делится на внутригосударственное и право народов. Несмотря на то, что Гроций был теистом, он полагал, что естественное право основано на законах природы, и его не меняет даже Бог. Это был серьёзный прорыв в правоведении. Поэтому, если его кто – либо нарушил, то всякий человек вправе оказать сопротивление нарушителю, кем бы этот нарушитель не являлся – человеком, государством, несколькими государствами и т. д. Внутригосударственное же право, иначе ещё названное Гроцием положительным, устанавливается договором, включая самый первый из них – общественный договор. Положительное право всегда меняется людьми.

В области международного права Гроций выдвинул множество прогрессивных требований, таких как гуманность правил ведения войны, человечность в обращении с военнопленными и т. д. Многие из этих правил впоследствии стали юридическими нормами общепризнанного международного права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.