Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3 .






В этой части предложены вопросы, ответ на который нужно написать в отведенной строке (правильный ответ оценивается в 2 балла).

1. Назовите князя, который получил власть не по праву наследования. Вместе с ним начали править и двое его братьев, с которыми у него не было войны. У этого князя было «два мужа не племени его, но боярина», которые захватили небольшой городок на р. Днепр. Когда этот князь умер, его сын был еще «детеск вельми», поэтому реальная власть перешла к родственнику этого князя.

_____________________________________________________________________________

 

2. Какое государство основало в середине XVI в. Московскую компанию, получившую в 1555 г. льготную грамоту, предоставляющую ей право свободной и беспошлинной торговли в России оптом и в розницу, право построить дворы в Холмогорах и Вологде и другие привилегии?

_____________________________________________________________________________

 

3. Кого А.С. Пушкин назвал «счастья баловень безродный, полудержавный властелин»?

_____________________________________________________________________________

 

4. Популярный в годы Великой Отечественной войны герой поэмы А.Т. Твардовского, побывавший после войны на том свете.

_____________________________________________________________________________

 

5. Укажите термин, пропущенный в источнике: «Самым популярным словом советского времени было слово _________. В ______ было все: хорошая одежда, обувь, еда, чай, кофе, бытовые приборы, туалетная бумага, мыло, стиральный порошок, хорошие строительные материалы, обои, а также сантехника. Это было похоже на игру. Вся страна бегала и что-то доставала, о чем-то тайно договаривалась, ехала куда-то на склады за таинственным балыком, либо за банкой португальского растворимого кофе или черной икрой в родных синих баночках или по договоренности с таинственным дядей Сеней вы ехали на базу в поисках желанной немецкой кофемолки».

_____________________________________________________________________________

Количество баллов по части 3 _______________________________

 

Общее количество баллов за тест _______________________________

 

Подпись проверяющего _________________________________

 

 

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

«Выбор веры» князем Владимиром: почему предпочтение было отдано византийскому христианству?

 

Повесть временных лет (ПВЛ) рассказывает о нескольких альтернативах для Руси: 1) ислам, 2) иудаизм, 3) западное христианство (католичество), 4) восточное христианство (православие). Согласно ПВЛ, Владимир делал выбор между этими религиями.

По мнению историков, к числу причин, по которым Русь стремилась принять одну из мировых религий, относятся:

- стремление войти в число образованных, культурных, цивилизованных народов;

- необходимость укрепления власти киевского князя (один Бог – один князь);

- монотеистическая религия укрепляла внутриполитическое единство государства.

Причины принятия византийского варианта христианства:

- тесные экономические связи Византии и Руси (Византия была основным торговым партнером Руси);

- политические связи, расчет на заключение военного союза с Византией;

- в княжеской дружине к 988 г. было множество варягов-христиан, принявших крещение в Константинополе;

- в Константинополе крестилась княгиня Ольга;

- согласно ПВЛ, на бояр Владимира, которых князь отправил для «испытания вер» в чужие земли, наибольшее впечатление произвело именно византийское богослужение.

Причины отказа от других монотеистических религий.

- исламские государства (кроме Волжской Булгарии) находились далеко от Руси и не имели существенного значения для ее внешней политики, кроме того, Владимиру, согласно ПВЛ, не понравились исламские ограничения в употреблении вина;

- иудейская религия не являлась на тот момент доминирующей ни в одном государстве-партнере Руси. Хазарский каганат, где иудаизма придерживалась элита государства, был разгромлен князем Святославом;

- связи с Западной Европой были менее значимыми и прочными, чем с Византией, поэтому Владимир не стал принимать крещение «от Рима». Кроме того, германские миссионеры были изгнаны княгиней Ольгой.

 

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответы на вопросы:

«1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных или купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их и мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет».

 

Вопросы:

1. Как называется документ, из которого приведен отрывок? (2 балла)

2. В каком году и каким правителем России был принят этот документ? (2 балла)

3. Какие другие социальные реформы были проведены данным правителем? (3 балла)

4. Какой правитель и в каком году отменил правило наследования, изложенное в данном отрывке? (3 балла)

  1. Указ о единонаследии
  2. 1714 г., Петр I
  3. 1705 г. – введение рекрутской повинности; 1721 г. – предоставление недворянам права покупать крепостных для работы на мануфактурах; 1722 г. – принятие Табели о рангах, устанавливавшей обязательную службу дворян и иерархию чинов в армии и в гражданской службе; обложение подушной податью всего населения России (за исключением дворян и служителей церкви) разделило население страны на две категории – податное и привилегированное, в связи с этим была проведена первая в России подушная перепись податного населения (1718-1724 гг.).
  4. Анна Иоанновна, 1730 г.

 

Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

В этот период руководитель СССР впервые посетил другой континент, а в Советском Союзе прошел международный фестиваль молодежи и студентов. Этот период в истории СССР также называли временем «башмачной дипломатии».

Вопросы:

1. О каком периоде идет речь? Укажите его хронологические рамки. (3 балла)

2. Назовите руководителя СССР, возглавлявшего государство в это время, и укажите, какие посты он занимал. (3 балла)

3. Дайте характеристику основных событий внешней политики периода «башмачной дипломатии». (4 балла)

 

 

1. Период «оттепели», 1953-1964 гг.

2. Н.С. Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров СССР.

3. В 1956 г. СССР был взят курс на политику «мирного сосуществования» со странами Запада, но периоды «потепления» сменялись периодами обострения «холодной войны». СССР заключает мирный договор с Австрией и договоры с ФРГ, Японией о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений. В 1955 г. главы СССР, США, Великобритании и Франции встретились в Женеве с целью обсуждения советского проекта Общеевропейского договора о коллективной безопасности. В 1955 г. создается ОВД. В 1956 г. произошло подавление антикоммунистического восстания в Венгрии. Осложняются отношения с Албанией и Китаем. В 1959 г. США и СССР подписали соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Хрущев нанес визит в США. В 1960-е гг. отношения обострились из-за нарушения границы СССР американским самолетом-разведчиком (1960), Берлинского кризиса (1961) и Карибского кризиса (1962). Несмотря на это, в 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Московское княжество в XIV в.: предпосылки и причины возвышения

1. Умелая политика московских князей:

- постоянно заботились об увеличении своих земель

- интенсивно строили города, храмы для привлечения населения в эти районы

- умели извлечь выгоду из отношений с Золотой Ордой

- ввели институт наследования престола от отца к сыну

2. Массовый приток населения из южных княжеств, подвергавшихся постоянным набегам

3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву)

4. Защищенность от внешней угрозы со стороны Золотой Орды и Великого княжества Литовского (Литвы) другими русскими землями (геополитический фактор)

5. Водный путь по Москве-реке, использовавшийся для торговли и взимания пошлин (географический фактор)

 

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из интервью премьер-министра Великобритании Энтони Идена и дайте ответы на вопросы:

«Истоки ее были исключительно испанскими. Мятежу правых сил в 1936 году предшествовало в 1934 году восстание левых…

Прошло всего четыре дня, а вся Испания уже была охвачена огнем. Республиканское правительство сражалось против мятежников, возглавляемых генералом Франко. Мятеж вспыхнул сначала в испанском Марокко, а затем в основных гарнизонах. Чтобы с ним бороться, у республиканцев не было еще организованных сил».

 

Вопросы:

1. Назовите событие, о котором идет речь. Укажите его хронологические рамки. (2 балла)

2. Назовите идейно-политические силы (или партии), которые представляли правых и левых.(2 балла)

3. Какую сторону в этом конфликте поддержал СССР? (3 балла)

4. Назовите трех крупных советских военачальников, принимавших участие в этом событии в Испании.(3 балла)

1. Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг.

2. Правые – фашисты (Испанская фаланга и Хунта национал-синдикатистского наступления), консерваторы (Испанская конфедерация автономных правых – СЭДА), консервативно настроенные офицеры и генералы. Левые – Народный фронт (республиканцы): Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), Коммунистическая партия Испании (КПИ), Левая республиканская партия, Республиканский союз.

3. Народный фронт (республиканцев).

4. Н.Н. Воронов (во время Великой Отечественной войны – начальник артиллерии Красной армии), Н.Г. Кузнецов (нарком Военно-морского флота), Р.Я. Малиновский (командующий фронтами), Д.Г. Павлов (командующий фронтом), Я.М. Смушкевич (в 1939 г. – начальник Военно-воздушных сил РККА, арестован до начала Великой Отечественной войны и расстрелян). (Должности военачальников приведены для ознакомления и не являются обязательным элементом при оценивании).

Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

 

В начале этого события произошло солнечное затмение, что было воспринято как дурной знак. Современниками этого события были галицкий князь Ярослав Осмомысл и великий князь владимирский Всеволод. Участие в этом событии принимали Гзак и Кончак. Известий о результатах этого события с особенным нетерпением ждали в Путивле.

 

Вопросы:

  1. Назовите описанное событие. В каком году оно произошло? (3 балла)
  2. Какой литературный памятник содержит наиболее полное описание этого события? Какие другие литературные памятники Древней Руси XI – первой трети XIII в. Вы знаете? (3 балла)
  3. Частным случаем какого длительного противостояния в истории Древней Руси X – первой трети XIII в. являлось это событие? Дайте характеристику этого противостояния и укажите его основные вехи.(4 балла)

 

1. Поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.).

2. «Слово о полку Игореве». Другие литературные памятники Древней Руси (XI – первой трети XIII в.): «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение игумена Даниила», «Чтение (Сказание) о Борисе и Глебе», «Киево-Печерский патерик», жития святых («Житие св. Бориса и Глеба», «Житие св. Феодосия Печерского», «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой»). Должно быть указано не менее трех памятников литературы.

3. Противостояние Руси со Степью (кочевыми народами).

Вехи:

- появление печенегов (начало X в.)

- гибель князя Святослава в бою с печенегами (972 г.)

- строительство оборонительных сооружений вокруг Киева князем Владимиром (990-е гг.)

- окончательный разгром печенегов Ярославом (1036 г.)

- появление половцев у границ Руси (1054/1055 г.)

- первое нашествие половцев на Русь (1068 г.)

- гибель кн. Изяслава Ярославича в битве с половцами (1078 г.)

- поход на половцев русских князей под руководством кн. Владимира Мономаха (1111 г.)

- поход Игоря Святославича на половцев (1185 г.)

- разгром русских и половецких войск на р. Калке монголо-татарами (1223 г.).

Характеристика: Постоянным фактором в истории Древней Руси являлась угроза со стороны степных кочевников. В южнорусских степях последовательно сменяли друг друга такие кочевые народы, как венгры (угры), печенеги, половцы. Русские князья вели войны с кочевниками, защищали свои княжества от их набегов. При этом периодически кочевые народы использовались русскими князьями в междоусобных войнах. Некоторым кочевым народам (черные клобуки, торки, берендеи) было позволено поселиться в пределах русских княжеств с тем, чтобы они защищали Русь от набегов других кочевников. Наиболее значительную роль в истории Древней Руси (если исключить монгольский период) сыграли половцы. Первоначально отношения с ними носили исключительно враждебный характер. Постепенно характер отношений с половцами изменяется. С половцами заключаются союзы и династические браки (самый известный – брак Юрия Долгоруского и дочери половецкого хана Аепы), их используют русские князья в борьбе друг с другом. В 1222 г. в южнорусских степях появляются монголо-татары, которые разгромили половцев и русских в битве на р. Калке (1223 г.). С конца 1230-х гг. монголо-татары окончательно подчиняют себе остальные степные народы на границах Руси и саму Русь.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.