Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Когда возникает какая-нибудь конкретная ситуация, времени на ее обдумывание практически нет






Когда возникает какая-нибудь конкретная ситуация, времени на ее обдумывание практически нет. Обычно вас просто застают врасплох, поскольку вы не ожидаете появления этической проблемы. Или, по крайней мере, так происходит со мной. Я вновь и вновь перечитываю этический кодекс. Я посещаю обязательные курсы повышения квалификации, необходимые для продления лицензии. Я читаю книги и статьи, посвященные этой теме. И конечно же, я постоянно обсуждаю эту проблему с другими людьми. На самом деле я думаю, что это тема, на которую консультанты больше всего любят поговорить — естественно, на втором месте после жалоб. Но все равно, каждый раз меня застают врасплох. Только вы смогли занять удобную позицию, сидите, слушаете, киваете головой, обдумываете ситуацию — и вдруг, вы даже не успели заметить, как это произошло: ваш клиент в чем-то вам признался или просто что-то вам сказал, и вы уже слышите в вашей голове тревожный звоночек. Предполагается, что вы должны знать, как следует поступить в данной ситуации, но лично я никогда не могу понять, что же мне следует делать. И я лишь думаю про себя: «Черт, почему снова я?»

Обычно я пытаюсь дать ситуации устояться, поскольку испытывая давление такого рода, я не очень хорошо соображаю. Мне нужно немного времени. Как только клиент выходит за дверь, я ищу как можно больше людей, с которыми можно было бы поговорить и прояснить для себя, что мне следует делать или как можно разобраться с этой ситуацией. Иногда этим я все усложняю еще больше, потому что у каждого свое мнение относительно моей проблемы. Но в конце концов мне удается все разложить по полочкам и к следующему визиту клиента я уже могу дать ему конкретный ответ.

3. Определите соответствующие этические стандарты. Используйте в качестве пособия этический кодекс. Если в нем есть четкая и конкретная инструкция, действуйте прямо по ней. Если инструкция нечеткая или непонятная, проконсультируйтесь у коллег и супервизоров. Если какой-то конкретный этический стандарт соответствует вашей ситуации, но предписываемые действия кажутся вам «неправильными», пройдите дополнительную супервизию и подумайте над тем, не попали ли вы в одну из этических ловушек.

4. Просмотрите литературу по специальности. Другим источником информации, если не сказать мудрости, из которого вы захотите почерпнуть сведения — это данные исследований, проведенных с целью изучения этического конфликта, с которым столкнулись вы сами. Очень вероятно, что и до вас многие практики сталкивались с подобными проблемами, после чего решили заняться изучением возможных альтернативных вариантов действий и их последствий.

5. Проанализируйте личные этические нормы и ценности. Принимаете ли вы этическое решение, полностью соблюдая интересы клиентов или все-таки удовлетворяя собственные потребности? Часто этические нормы нарушаются, когда консультантам не удается разобраться с тем, в какой степени они удовлетворяют собственные потребности под видом оказания помощи другим людям.

6. Все взвесьте и принимайте решение. Разработайте предварительный план действии. Тщательно продумайте последовательность своих действий. Проконсультируйтесь с коллегами и супервизорами, получите от них обратную связь. Предусмотрите


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 377

возможные последствия предпринятых вами действий И составьте альтернативные планы действий, если все пойдет не так, как вы задумали.

7. Действуйте. Именно сейчас вы должны начать реализовывать свое сознательно принятое, взвешенное, тщательно проанализированное, хорошо спланированное решение.

8. Анализ. Этические дилеммы дают прекрасную возможность для постоянного роста и нравственного совершенствования. Проанализируйте ход развития ситуации. Рассмотрите другие альтернативные действия, которые вы также могли бы предпринять. Определите, что нового вы почерпнули из этой ситуации и что в будущем вы решили делать по-другому. Если требуется, то «опубликуйте» результаты своей работы (в письменном или устном виде), чтобы и другие люди могли поучиться на вашем опыте.

Кроме самостоятельного анализа, в результате которого консультант совершает оправданный моральный выбор, в процессе принятия решения также следует использовать руководства, разработанные профессиональными организациями и правовой системой.

Большинство подобных руководств предписывают следующие действия:

1. Не предпринимайте никаких психотерапевтических вмешательств, не имея на то достаточных знаний, навыков, подготовки и супервизии. Вы никогда не должны оказывать помощь, если это выходит за рамки вашей квалификации и компетенции. Мастер-классы, сертификационные программы, последипломное обучение, практика и интенсивная супервизия — это способы, при помощи которых вы вполне можете совершенствовать свои психотерапевтические навыки и продолжать профессиональный рост. При необходимости направляйте клиентов к другим консультантам и специалистам.

2. Вы должны быть свободны от всех условностей и предрассудков, которые могут негативным образом отразиться на вашей способности быть объективными, нейтральными и позитивно настроенньши при построении психотерапевтических отношений. Сюда относятся как сексуальные и расовые предрассудки, так и предрассудки, отражающие негативное отношение к той или иной этнической, религиозной или иной группе населения или определенной системе убеждений.

3. Вступление в сексуальные отношения с клиентами строго запрещается. Ни при каких обстоятельствах вы, как консультант, не должны иметь с клиентом эротического контакта, соблазнять его или отвечать согласием на предложения определенного характера, сделанные теми, кто доверился вам как профессионалу.

4. Права всех участников исследовательских проектов должны быть полностью защищены. Всем испытуемым должны подробно рассказать обо всех экспериментальных процедурах, которые предположительно могут оказать побочные эффекты, и от всех них необходимо получить информированное согласие на участие.

5. Вы несете ответственность за сохранение конфиденциальности всего происходящего на сессиях. Исключая те случаи, когда жизни человека грозит опасность, вЫ должны хранить содержание психотерапевтических отношений в тайне. Информация, касающаяся того или иного случая, может быть обнародована лишь с согласия самого клиента или под давлением правовой системы.


378 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА

6. Задача консультирования — оказание клиенту помощи в достижении им самим поставленных целей. Исключая те случаи, когда цели носят очевидно разрушительный характер или не отвечают принципам реальности, ваша обязанность состоит в том, чтобы работать, помогая клиенту в достижении им большей независимости и автономности. Следовательно, вы не должны манипулировать своими клиентами, так же как формировать у них зависимости и удовлетворять собственные потребности во время сессий.

7. Вы обязаны продолжать профессиональное обучение и рост после завершения формального образования. Новые знания и данные исследований накапливаются в нашей специальности так быстро, что практики должны постоянно повышать свой профессионализм. По этой самой причине многие профессиональные организации и комитеты по сертификации/лицензированию требуют от своих членов дипломов о прохождении ежегодных курсов повышения квалификации.

8. Вы обязаны оказывать противодействие коллегам, ведущим неэтичную, некомпетентную или нелегальную практику. Как профессионал, вы ответственны перед своей профессией, обществом и отвечаете за безопасность людей, которым оказываются консультационные услуги. Ваш долг состоит в том, чтобы вступать в конфронтацию с теми, чье поведение нарушает рамки общепринятых принципов. Если вы сами не можете решить проблему надлежащим образом, тогда вы должны сообщить об имеющихся нарушениях в соответствующие инстанции.

9. Вы обязаны сохранять высокие стандарты честности, правдивости и нравственности. Психотерапевтические консультанты берут на себя ответственность за оказание профессиональной помощи, признают наличие у себя потенциала к оказанию достаточно сильного влияния и работают над тем, чтобы быть эффективными моделями для своих клиентов.

10. Как консультант, вы должны действовать в соответствии с интересами клиентов и общества. Вы должны стремиться предотвращать дискриминацию, помогать бедствующим и нуждающимся, добиваться социальной справедливости и помогать всем людям научиться жить полноценно.

Как консультант, вы должны быть чувствительны к культурным, этническим, тендерным и философским различиям между людьми самого разного происхождения, с чьими ценностями, обычаями и нормами вы, возможно, не знакомы. Признайте тот факт, что когда бы вы ни сталкивались с вопросами морали (и консультирование — это дисциплина, несомненно, загроможденная проблемами ценностей), всегда существует множество представлений о том, что такое «правда», и множество различных стандартов, определяющих, что такое «правильно».

Правовые вопросы в консультировании

Необходимо не только, чтобы вы изучили и принимали в расчет этические стандарты консультирования и стандарты профессиональной компетенции учреждения, в котором вы работаете, но также чтобы вы изучили то, как ваша работа пересекается с правовой системой. От вас будет требоваться, чтобы вы, применяя юридические принци-


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 379

пы, принимали сложные решения, которые, возможно, будут входить в противоречия с вашими собственными ценностями, этическими принципами консультирования или политикой, проводимой учреждением, в котором вы работаете, в тех ситуациях, когда:

• нарушаются гражданские права клиента, например, в случаях расовой, возрастной или половой дискриминации;

• клиенты вовлечены в баталии за опекунство или пытаются получить развод;

• клиенты пытаются получить право на пособие по нетрудоспособности или безработице;

• вы уверены в том, что клиент представляет опасность для себя самого или для окружающих;

• вы получили повестку из суда;

• вы подозреваете, что имело место насилие над ребенком;

• клиент, с которым вы работаете, занимается планированием или совершением преступных деяний;

• вы выступаете в суде в качестве свидетеля-эксперта;

• против вас ведется тяжба, поскольку вас обвинили в нанесении вреда клиенту или в халатном исполнении своих обязанностей.

Несмотря на то, что подобные ситуации могут показаться просто ужасающими, Вуди, Хенсен и Россберг (Woody, Hansen, Rossberg. 1989) перечисляют ряд других ситуаций, в которых консультанты могут оказаться втянутыми в правовые диспуты. Это ситуации, когда: 1) выдвигается обвинение в сексуальных домогательствах; 2) имеет место нарушение конфиденциальности; 3) клиент совершил суицид; 4) имеет место нарушение гражданских прав; 5) выдвигаются обвинения в клевете; 6) был поставлен неверный диагноз; 7) имеет место нарушение контракта; 8) утверждается, что консультант бросил работу с клиентом; 9) консультант оказал на клиента чрезмерное влияние; 10) работа консультанта спровоцировала несчастный случай.

Существует три отдельных вида права, которые оказывают влияние на работу консультанта и с которыми практикующие консультанты должны быть знакомы: гражданское право, имеющее отношение к спорам и тяжбам между сторонами, эти тяжбы вызваны обвинениями в халатном исполнении консультантом своих обязанностей; уголовное право, подразумевающее, что вас могут вызвать в суд в качестве свидетеля-эксперта; право, регулирующее вопросы охраны психического здоровья и определяющее виды помощи, которые должны получать различные категории клиентов (Swenson, 1997). Во всех трех случаях необходимо, чтобы вы имели отчетливое представление о правовых системах и о том, какое влияние они оказывают на ту конкретную работу, выполнением которой вы занимаетесь. Вполне вероятно, что в один прекрасный день вы получите повестку, обязывающую вас появиться в суде, обнародовать сделанные вами записи, выступить в качестве свидетеля пострадавшей стороны или против нее, или же против вас самого будет возбуждено уголовное дело, в котором вы будете обвиняться в причинении того или иного вреда.

Все это мы рассказываем не для того, чтобы напугать вас до такой степени, чтобы вы решили выбрать более безопасное занятие, но для того, чтобы убедить вас, какое важное значение в вашей работе будет иметь полученная вами подготовка в сфере этики и права. Ознакомившись с действующим сводом законов и с этическим кодексом консультанта и обучаясь использовать их в ситуациях реальной жизни, вы защитите


380 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.