Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии эффективности






Назначение теории не всегда состоит в том, чтобы помочь клиенту; она создается скорее для того, чтобы снизить тревогу самого консультанта относительно сложных, неопределенных и не до конца понятных аспектов психотерапевтического процесса (Yalom, 1989). Бой и Пайн (Boy, Pine, 1982) выделили несколько важных факторов, на которые следует обращать внимание, оценивая пригодность той или иной теории. Итак, эффективность любой теоретической модели будет зависеть от следующих факторов:

1. Качество психотерапевтических отношений. Любая теория будет функционально непригодной, если у клиента нет готовности к сотрудничеству, доверия к консультанту и мотивации к работе; обеспечить выполнение этих условий можно лишь в рамках поддерживающих, уважительных отношений.

2. Ощущение разделяемой ответственности. Если ответственность не будет разделена между клиентом и консультантом примерно в равных пропорциях, то вероятно, психотерапевтическая сессия будет характеризоваться отсутствием свободы, независимости и взаимных обязательств.

3. Понимание теории самим консультантом. Перед тем как использовать какую-либо идею, вы сами должны как следует с ней разобраться. Вы должны не просто копировать своих преподавателей, наставников, супервизоров или коллег, прежде всего вы должны понять суть теории, ее научные основы и навыки, необходимые для ее использования, ознакомиться с ее историей, прошлым, ходом ее развития, целями, результатами, ее сильными и слабыми сторонами.

4. Приверженность к установкам и интеллектуальным построениям. Достоверность теории и готовность ее использовать будут определяться прежде всего приверженностью самого консультанта используемым в работе идеям. Эта преданность должна основываться не просто на эмоциональном или интеллектуальном принятии какой-либо теории. Необходим баланс между двумя этими составляющими, так, что-


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 177

бы консультант верил в силу и полезность используемой теории, но это была бы вера не фанатика, а увлеченного исследователя. 5. Гибкая интеграция в соответствии с учрежденческими требованиями. Последний критерий эффективности определяет один из самых важных аспектов — соответствие реальности, поскольку консультант работает не в пустом пространстве. Обычно он испытывает значительное давление со стороны администрации, руководства и коллег, что часто делает невозможным непосредственное использование теории в работе. Теория должна выглядеть привлекательно, не только будучи написанной на доске или когда консультант работает с ней в идеальных условиях, но также когда он отвлекается, спорит, торопится или на него оказывают давление. Теория должна приносить пользу в соответствии с реальными условиями рабо гы.

Критерий полезности

Только что перечисленные факторы, определяющие эффективность теории, необходимо учитывать при адаптации уже существующих теоретических моделей для личного пользования. Но тем из вас, кто хочет (побуждаемый любопытством, стремлением к росту или желанием быть более гибким и эффективным) выстроить из множества различных идей собственную теорию, необходимо учесть ряд дополнительных параметров. Например, один из полезных приемов заключается в том, чтобы определить потенциально ценные идеи в рамках уже существующих теорий. Чтобы достичь прогресса, вам необходимо улучшать то, что уже существует, а не создавать что-либо заново. Стремление создать личную теорию проистекает из бунтарских побуждений носить собственную одежду, а не одежду своих старших братьев и сестер, из которой те уже выросли. Но стремление разработать именно новую теорию может привести к чрезмерно сильной реакции на существующие ограничения и, вследствие этого, к отторжению вообще всего, вместо отвержения только тех положений, которые наиболее сильно тормозят дальнейшее развитие. Теории Фрейда, Адлера, Роджерса, Перлза, Эллиса и всех остальных не исчерпывают собой все доступные ресурсы, некоторые их идеи можно использовать для создания новых теорий, а некоторые техники и понятия, если их слегка изменить, все еще могут быть полезными.

Студенты, обучающиеся консультированию, часто жалуются на ненужную усложненность многих теорий, на использование в них абстрактного, неясного и непонятного языка и терминов. Однако если вы задумаетесь над тем, как сложно понять и объяснить личность человека в процессе психологического изменения, то вы поймете, что слишком упрощенная теория вам ничего не сможет объяснить. Но это вовсе не значит, что, выстраивая собственную теорию, вы не должны стремиться к тому, чтобы используемый вами язык был точным, ясным и простым, без ущерба для полезности теории.

Стадии построения личной теории

Процесс построения собственной теории консультирования может показаться сложным, особенно начинающим студентам, но все будет выглядеть гораздо проще, если его разбить на отдельные стадии. Стадии включают в себя последовательность шагов


178 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

на пути создания личной теории и представляют собой ряд вопросов, на которые студент должен дать ответ с тем, чтобы позже сделать для себя некоторые выводы. Ресурсы для построения личной теории берутся из двух основных источников знания: из теории и техники консультирования и из богатства и реальностей самой жизни. Минухин и Фишман (Minuchin, Fishman, 1981), два ведущих семейных психотерапевта, советуют новичку «оставить техники в покое и погрузиться в жизненные трудности» (р. 10). Развитие эффективной и полезной личной теории зависит от прошлого жизненного опыта человека и от того, насколько хорошо он себя знает.

На схеме 7.1 указаны стадии, которые вы должны будете пройти в процессе построения собственной теории.

Начало

Студент, изучающий консультирование, начинает работу над построением личной теории с общего знакомства со всеми доступными теориями. Даже те студенты, у которых уже есть значительный практический опыт, начинают обучаться в рамках программ подготовки консультантов для того, чтобы подтвердить свой статус, усовершенствовать навыки и приобрести дополнительные знания. Обучение консультированию обычно начинается с вводного курса, с работы над учебником, аналогичным тому, который вы сейчас читаете.

На первой стадии построения собственной теории у студентов нередко возникает чувство замешательства. За короткий промежуток времени они должны очень бегло познакомиться с множеством различных подходов в консультировании. Эти часто полярные точки зрения могут вызвать достаточно сильное замешательство, однако студенты еще вернутся к их изучению, правда, в рамках уже последующих курсов. Но дело в том, что когда имена и термины уже начали потихоньку укладываться в головах у студентов, повторный возврат к уже изученным теориям вполне может снова вызвать у них чувство замешательства. Поэтому неудивительно, что первая стадия процесса построения личной теории консультирования характеризуется резкими колебаниями от озарений к фрустрациям.

Постепенно практически все студенты, забыв о чувстве самосохранения, пытаются разобраться со всеми теориями, старясь при этом до последнего оттянуть вынесение окончательных оценок. На этом этапе сложно, если не сказать невозможно, организовать информацию, поскольку вся она настолько нова, что затруднительно разобраться даже в том, какие вопросы нужно задавать.

Немного стрессовый процесс обучения прерывается необходимостью найти ответ на вопрос, помогающий студенту перейти к следующей стадии построения теории. Вопрос таков: «Кто вы?» Ответы студентов обнаруживают их первую, но впоследствии не единственную, привязку к определенной теории.

■ ■

Наставничество

Пытаясь ответить на этот обманчиво простой вопрос, задумайтесь о возможных последствиях того, что вы объявите о своей принадлежности к определенной теории. Поскольку такие ответы, как «Я не знаю», «А что вы имеете в виду?» и аналогичные


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 179

Решение начать обучение:

перемены в карьере, критический инцидент

Схема 7.1. Стадии построения личной теории

им, могут показать, что вы менее прилежны или менее зрелы, чем ваши однокурсники, вероятно, вы назовете конкретную теорию, которая будет достаточно основательной и в которой вы что-то понимаете. Но обозначив конкретную позицию, вы оказываетесь на второй стадии построения собственной теории, и теперь вы будете испытывать дополнительное давление вследствие необходимости найти ярлык, описывающий стиль вашего мышления (даже если вы не до конца уверены в правильности своего выбора).

Находясь на этой стадии, студент иногда подпадает под влияние наставника, перед которым он преклоняется. Преподаватели и супервизоры, хорошо знающие свою работу и умеющие обучать других, — прекрасные кандидаты на эту роль. Такое наставничество и оказываемое профессиональное влияние особенно значимы для дальнейшего развития, так как это обеспечивает вам руководство и дает поведенческую модель. В этом случае становится достаточно просто занять ту же позицию, которую уже

 

 

Решение начать обучение: перемены в карьере, критический инцидент
   
Написание курсовой работы: общий обзор теорий и их более глубокое изучение
   
Эклектизм: Прохождение практики приводит к временному отказу от формальной теории с целью приобретения опыта
   
Смена теорий: общение с коллегами приводит к развитию большей гибкости и склонности к экспериментированию
   
естественные науки философия
опыт тренинги
цели консультирования потребности клиентов

180 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

занимает ваш наставник, вызывающий у вас восхищение, и даже убедить себя, что данная модель будет являться для вас наиболее подходящей.

Теперь у вас есть причины углубиться в тщательное и основательное изучение одной конкретной теории. Однако у этого процесса есть и свои отрицательные стороны, одна из которых будет заключаться в стремлении не браться за изучение остальных теорий, с тем чтобы избежать возникновения когнитивного диссонанса. Некоторые практики так никогда и не выходят за рамки одного подхода. Тем не менее многие из них становятся чрезвычайно эрудированными и квалифицированными специалистами в рамках используемого подхода, поскольку они могут посвятить все свое время и энергию освоению одного стиля. Принятие на себя таких обязательств позволяет получать большую поддержку со стороны своего наставника и профессиональных структур, созданных практиками, придерживающимися этого же подхода. Чтобы практик мог развиваться и дальше, в рамках выбранной им теории обычно организуют выпуск специальных книг, журналов, проводят встречи и конференции. Одним из результатов проведения подобных мероприятий может быть иммунизация против всех остальных «клубов», которые могли бы переманить заблудшую овцу.

Многие студенты, прошедшие практику или стажировку, избавляются от иллюзии, что эффективной может быть лишь одна теория. Этому способствует также и прохождение курса обучения разнообразным техникам, практикуемым большинством консультантов. Таким образом, студент оставляет свое временное убежище под названием «наставничество», с тем чтобы перейти на следующую стадию развития.

Эклектизм

Хелд (Held, 1984) выделяет технический и предписывающий эклектизм. Консультант, придерживающийся технического эклектизма, — искусный мастер, который на практике прекрасно владеет техникой своего дела и не пользуется при этом четко сформулированными теоретическими принципами. А консультант, придерживающийся предписывающего эклектизма, опирается на прочную теоретическую базу и уделяет большее внимание прогнозу и объяснению различных явлений. Гибкость является отличительной особенностью обоих видов эклектического подхода, в рамках которого специалист пользуется отдельными частями различных теорий.

Возврат к гибкости является закономерным результатом вашего первого опыта работы. Вскоре вы начинаете понимать, что бесполезно, не пытаясь интегрировать теоретические знания, просто копировать своих учителей. Стремясь получить практический опыт, вы можете вообще отказаться от какой-либо структурированной теории, экспериментируя с различными представлениями о том, как можно снизить свою тревожность во время работы с клиентом. Предприимчивые студенты нередко проверяют на практике даже собственные идеи; хотя такая стратегия поведения может быть рискованной, тем не менее обычно риск себя оправдывает. Но вам следует быть осторожными в своих попытках интерпретации и интеграции различных теорий. Когда у вас появляются сомнения, вы всегда можете опереться на идеи своих наставников, которые десятилетиями развивали и оттачивали свои технические навыки, или вернуться к своей предыдущей теории. Когда на вас не оказывается давление, вы можете заняться изучением другой понравившейся вам теории. Несмотря на такие низкие тем-


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 181






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.