Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашнее задание






Основываясь на заданиях, уже выполненных при работе с этой главой, попробуйте овладеть приемом или стратегией, с которым у вас возникли сложности. Отметьте, что именно вы сделали, что произошло и что вы будете делать дальше для того, чтобы произвести необходимые изменения.


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 169

Рекомендуемая литература

Dejong, Р. (1998). Interviewing for solutions. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Ellis, A. (1995). Better, deeper, andmore enduring brief therapy: The rational emotive behavior therapy approach. New York: Brunner/Mazel.

Gladding, S. T. (1998). Counseling as an art: Creative arts in counseling. Alexandria. VA: American Counseling Association.

Glasser, W. (1999). Choice theory: A new psychology of personal freedom. New York: HarperCollins.

Haley, J. (1984). Ordeal therapy: Unusual ways to change behavior. San Francisco: Jossey-Bass. Littrel, J. M. (1998). Brief counseling in action. New York: W.W. Norton.

Quick, E. K. (1996). Doing what works in brief therapy: A strategic solution focused approach. New York: Academic Press.

Sklare, G. (1997). Brief counseling that works: A solution focused approach for school counselors. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Spiegler, M. D., & Guevremont, D. С (1998). Contemporary behavior therapy (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.


7 глава

Интеграция теорий и навыки проведения консультирования

После столь непродолжительного (или даже длительного) изучения различных теорий консультирования реакция замешательства и удивления вполне закономерна. Складывается впечатление, что все теории без исключения помогают понять людей и их поведение, способствуют проведению психотерапевтической работы. Но многие теории противоречат друг другу, и одни ученые отрицают те теоретические выкладки, которые, по мнению других, являются неопровержимыми. Как оказывается возможным, что Роджерс помогает людям, выслушивая их, в то время как Эллис достигает той же цели, агрессивно споря с ними, Фрейд — давая умные интерпретации, Перлз — интегрируя, Хейли — решая проблемы, а многие другие консультанты — анализируя, диагностируя и консультируя при помощи собственных уникальных приемов? Абсолютно ясно, что практику (а тем более студенту) сложно разобраться с противоречивыми мнениями и догмами, предлагаемыми различными теоретиками.

При помощи этой главы вы сможете интегрировать противоречащие друг другу компоненты различных теорий, а также разобраться с самим процессом консультирования и навыками, которым большинство практикующих консультантов отдает наибольшее предпочтение. Хотя до сих пор продолжаются споры о том, какой теории лучше всего придерживаться в работе, вопрос о том, как протекает процесс консультирования и какими навыками должен владеть консультант, разногласий не вызывает.

 

Личный опыт

Когда я прослушивал свой первый вводный курс в теорию консультирования, может, аналогичный вашему, то мне объяснили, что существует множество различных теорий, пытающихся объяснить поведение человека. Мне было приятно узнать, что я в настоящее время развиваюсь и поэтому мое волнение вполне закономерно. Согласно теории Эрика Эриксона, кризис и последующее разрешение конфликта определяют успешность социального и личностного развития. Этот принцип относится как


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Q 171

к процессу развития человека вообще, так и к процессу профессионального развития. Я на самом деле признателен своим первым преподавателям за оказанную Поддержку, за то, что они успокоили меня, объяснив, что испытывать замешательство и затруднения — это вполне нормально.

На следующей ступени моего профессионального развития я начал проходить консультирование в качестве клиента. В соответствии с духом того времени выбранный мною консультант был сензитивным, помогающим и фрейдистски ориентированным. И это предопределило то, что следующая теория, изучением которой я занялся, была теорией Фрейда. На самом деле такое начало знакомства с консультированием было просто потрясающим, ведь Фрейд был действительно выдающимся ученым. Его идеи можно было сразу же применять к собственной жизни. Кроме того, психоаналитическая модель предоставляла множество интересных возможностей. Психоаналитик мог быть бесстрастным, эрудированным, таинственным и, самое главное, всемогущественным. Присоединиться к касте психоаналитиков было все равно что стать членом клуба или вступить в секту. Люди очень рьяно верили в Фрейда, в его теорию и учение. Но несмотря на то, что я все еще находился на начальном этапе профессионального развития, мне показалось, что выбор подобной законченной теоретической модели будет меня слишком ограничивать. Я также заметил, что для такого подающего надежды консультанта, каким был я, психоанализ не совсем подходил, поскольку он не отвечал требованиям моей тогдашней работы: я работал на полставки учителем в дошкольном учреждении и на полставки профконсультантом.

Мое знакомство с психотерапией Карла Роджерса привело к положительным изменениям. Тогда я удивлялся, каким же бесчувственным сухарем нужно быть, чтобы не испытывать симпатии к Рождерсу. Он был добрым, сензитивным, он был именно таким дедушкой, которого мне всегда не хватало (и каким я надеюсь в один прекрасный момент стать). В 1970-х годах подготовка практически всех консультантов осуществлялась в рамках клиент-центрированной модели, что бы там ни говорили бихе-виористы. Как последователь роджерианского подхода, я должен был быть добрым, улыбаться и создавать для своих клиентов атмосферу принятия. Конечно, отражение чувств — это эффективный прием, но через некоторое время он утратил для меня новизну и стал просто ограничивающим, особенно когда я стал работать с клиентами, имеющими проблемы с зависимостями.

Получив степень магистра, я стал работать с клиентами, находящимися в кризисном состоянии. Меня начали беспокоить некоторые ограничения используемого мною подхода, поскольку я работал только с чувствами, находясь «здесь И сейчас». Я также понял, что даже получив степень магистра, у меня все еще не было достаточно знаний для того, чтобы оказывать людям именно такую помощь, какую бы мне хотелось. Мне казалось, что я обманщик, так как я не понимал многое из того, что делал, и не мог использовать свои навыки достаточно свободно. Мне оставалось лишь надеяться, что, может быть, докторская степень что-то изменит.

Действительно, во время работы над докторской диссертацией я познакомился с множеством новых теорий, оказавших и на меня, и на моих клиентов сильное влияние. В то время я испытывал особые симпатии к рационально-эмотивному и поведенческому подходам, мне казалось, что эти теории превосходно подходят для работы


172 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

с госпитализированными пациентами, которыми я тогда занимался. Но даже этого мне все еще не было достаточно.

Затем я стал фанатично посещать мастер-классы, испытывая острую необходимость в том, чтобы получить ответ на вопрос, какая же теория будет лучше всего подходить для работы с моими доведенными до отчаяния клиентами. Я все еще не находил ответа на свой вопрос, но теперь, став профессором и супервизором, мне казалось, что в интересах моих же студентов будет лучше, если я скрою от них, что я все еще пытаюсь понять, как же на самом деле работает консультирование. Я испробовал все доступные в то время подходы, среди которых были и нейро-лингвистическое программирование, и стратегическая психотерапия, и эриксонианский гипноз, и семейная психотерапия В. Сатир, и психотерапия реальностью.

После каждого мастер-класса я с новыми силами брался за работу, радуясь тому, что наконец нашел «ответ», который искал. Увы, мое эйфорическое состояние длилось обычно около нескольких месяцев, до того момента, как я обнаруживал, что то, чем я занимаюсь сейчас, уже устарело, и если я хочу действительно быть на высоте, то мне обязательно следует познакомиться с самой последней разработкой, появившейся на нашей профессиональной сцене.

Еще раз столкнувшись с ограничениями чрезмерно техничного подхода, я заинтересовался экзистенциальной теорией, подходом, который стал еще одним дополнением к моим базовым знаниям. К сожалению, этот подход также способствовал развитию моей склонности к интеллектуализации. Я предположил, что выйти из этого тупика поможет гештальт-теория, понравившаяся мне своей простотой, но вскоре понял, что на самом деле она слишком сложна, и моего терпения на нее не хватит.

И все эти годы, находясь на образовательной стадии в своем развитии, я продолжал выстраивать собственное понимание теории и того, как ее следует использовать. Я хватался за каждую новую книгу, старался в меру своих сил и возможностей посетить как можно больше презентаций. В это же время я начал интегрировать наиболее важные части различных теорий и усовершенствовать техники в процессе работы со своими клиентами. Единственный способ определить, какая теория лучше всего подходит именно вам, вашим клиентам, наиболее соответствует вашей клинической ситуации, вашему стилю работы и общения, вашей группе поддержки в лице коллег и супервизоров, — это испробовать ее в деле.

Примерно в это же время я полностью посвятил себя частной практике. Но внезапно критерий успешности моей работы резко переменился. Стало уже недостаточно одного избавления от симптомов, как это было в начале моей карьеры. По определению моих коллег, с которыми я вместе вел частную практику, хорошее консультирование должно длиться не менее года. Поскольку теперь мое финансовое положение зависело от того, как хорошо я умею заполнять время на сессиях, я заинтересовался новыми теориями, ориентированными на более долгосрочную работу.

Параллельно я стал преподавать теорию консультирования и помогать студентам начать собственное движение на пути к интеграции теоретических знаний. Формируя с таким трудом собственное мнение относительно тех или иных теорий, мне нужно было научиться их рассортировывать, сохраняя то, что казалось мне полезным и соответствовало моему уникальному стилю. И именно на этой стадии вы меня сейчас за-


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 173

стали. Я все еще проверяю новые идеи и развиваю модели, которые могли бы оказаться полезными для моих клиентов. И до сих пор я иногда пребываю в замешательстве.

Движение на пути к интеграции

Приведенный автобиографический рассказ служит типичной иллюстрацией профессионального развития, характерного для большинства консультантов, по мере того как они начинают выстраивать собственную теорию. На начальной стадии достаточно легко лишь подчиняться и следовать установленным правилам; но позже важно суметь интегрировать все эти методы в индивидуальный стиль работы, который был бы вам конгруэнтен.

Теории, рассмотренные в предыдущих главах, и теории, с которыми вы познакомитесь поближе в последующих главах и курсах, не являются жестко фиксированной подборкой подходов; возможно, к ним даже лучше относиться как к историческим ссылкам, а не как к основам, определяющим эффективную клиническую практику.

В своей работе консультанты стремятся интегрировать различные теоретические подходы, а не ограничиваться рамками одного-единственного направления (Bradley, Parve, Gould, 1995; Cottone, 1992; Kleinke, 1994; Kottler, 1991; Prochaska, Norcross, 1994; Young, 1992). Также обнадеживает тот факт, что данные нескольких исследований показывают, что более половины опрошенных консультантов и психотерапевтов считают себя приверженцами эклектического подхода (Smith, 1982; Watkinz, Lopez, Campbell, Himmell, 1986; Norcross, Prochaska, Gallagher, 1989). Другие исследователи полагают,

На этой фотографии запечатлены некоторые наиболее выдающиеся теоретики, собравшиеся вместе для обмена опытом.


174 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

что эклектического подхода в работе придерживаются около 70 % психотерапевтов и консультантов (Jensen, Bergin, Greaves, 1990).

Некоторые ученые, например Саймон, (Simon, 1991), убеждены, что придерживаться в работе собственного эклектического стиля — это наш профессиональный долг. Это значит, что развитие индивидуальных стилей работы активно продолжается, и от вас требуется не только знание нескольких подходов в консультировании, но и умение интегрировать их в собственный индивидуальный стиль работы, который максимально соответствовал бы вашим личностным особенностям, подходил вашим клиентам и условиям, в которых вы работаете. Часто консультант использует в работе несколько приемов, заимствованных из различных теорий, но не считает себя приверженцем этих теорий, и такой подход Лазарус и Бейтлер (Lazarus, Beutler, 1993) предпочитают называть формой «технического эклектизма». Нет и тени сомнения в том, что и дальнейшее развитие нашей профессии пойдет по пути осваивания приемов, лучше всего подходящих для работы с данным клиентом, при данных обстоятельствах, с опорой на предшествующий опыт и доступную научную литературу.

«Ухватить истину за хвост»

Период в развитии психологии, начиная со времен лаборатории Вильгельма Вундта, классов Уильяма Джемса, консультативных кабинетов Зигмунда Фрейда и заканчивая нашими днями, можно было бы смело назвать «Столетней войной». Никто не сомневается в том, что резкое увеличение количества проводимых исследований, теоретические прорывы, разработка технологий и развитие самого психотерапевтического консультирования представляло собой действительно эффектное зрелище. Для того чтобы происходило развитие в какой бы то ни было области, необходимы научные споры, обсуждения за круглым столом и литературные дискуссии, Лишь при помощи беспристрастного анализа мнений, высказываемых конфликтующими сторонами, мы сможем добиться как качественных улучшений наших теорий, объясняющих сложные явления, так и увеличения эффективности проводимых вмешательств. Но все же развитие теории консультирования не обошлось без мелких стычек, бессмысленных схваток, а часто ее просто использовали как платформу для самовыдвижения.

Профессиональные консультанты; которые больше, чем кто-либо, ратуют за гибкость, открытость, аутентичность, сенвитивность и стремятся любой ценой найти истину, на самом деле очень часто бывают настолько ригидными и так сопротивляются изменениям, что им мог бы позавидовать любой самый трудный клиент. Консультирование, которое, в конечном счете, является превосходным соединением философии и естественных наук, приобрело в настоящее время формы сектантства, черты родовой и племенной организации. Под личиной научных школ скрываются самые настоящие секты. Какой бы подход мы ни взяли — психоаналитический, бихевиористский, гештальт, рационально-эмотивный, недирективный, экзистенциальный, стратегический или любой другой, всюду мы находим группы верных и преданных приверженцев этого подхода. Каждая теория заявляет, что только она может открыть «истину» и готова предоставить этому множество впечатляющих доказательств.


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 175






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.