Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы активизации профессионального самоопределения






Активизация самоопределяющегося подростка-это формирование у него готовности быть полноценным субъектом профессионального самоопределения. При этом активизировать означает не только побудить к размышлениям о своем профессиональном и жизненном будущем, но и научить делать это более осмысленно, с учетом многообразных факторов, влияющих на профессиональные и личностные выборы.

Для активизации самоопределения нужны специальные методы- методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

Главное требование к методам активизации профессионального и личностного самоопределения — понятность и доступность для практического использования, они не должны ограничивать работу педагогов и психологов жесткими и неизменными инструкциями, важной особенностью активизирующих методик является также то, что на их проведение отводится определенное время. Например, большинство профориентационных игр с классом и активизирующих опросников рассчитаны на 40-45 минут (на урок), карточные и настольные игры — примерно на 1, 5-2 часа работы в режиме индивидуальной и групповой консультации. Некоторые групповые карточные игры могут занимать даже по 2, 5-3 часа.

Характеристики групп методов активизации профессионального и личностного самоопределения

1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более " скромный" эффект, чем более длительные " терапевтические" группы и консультации.

2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

3. Карточные профконсультационные методики. Выделяются две основные группы карточных методик: а) информационно-поисковые системы - ИПС (" профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание " пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые " трудности", часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3-6 человек, что в условиях " рынка" оказалось " нерентабельно"); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2, 5-3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи)

4. Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как " домашнее средство", хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере).

5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть при изготовлении методик от " спонсоров-благотворителей" и от " умников-редакторов" различных " солидных" издательств.

6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее " игра в тесты", т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся " скучными", а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

7. Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких " престижных" на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.

8. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент - на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих " свято", может быть воспринят как " морализаторство".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.