Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о коммуникативной компетентности и ее роли в конструктивном взаимодействии людей.






 

1. Определение: Коммуникативная компетентность – совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.

Расшифруем основные понятия:

компетентность – осведомленность, доскональное знание в какой-либо области.

Коммуникация – процесс передачи информации, либо обмен ею между двумя и более сторонами. Коммуникация используется в общении.

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Коммуникация шире общения, т.к. коммуникация может осуществляться между любыми системами (животными, людьми, машинами), в то время как в общении участвуют только люди или социальные системы.

2. Структура коммуникативной компетентности включает 3 компонента:

Коммуникативные способности – можно трактовать как природную одаренность человека в общении и коммуникативную производительность (эффективность в общении)

Коммуникативные знания – знания о том, что такое общение, его виды, формы, закономерности, приемы и методы общения, возможности и ограничения общения. Это также знания о том, какие методы эффективны в отношении разных людей в разных ситуациях и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений.

Коммуникативные умения – умения, необходимые для эффективного общения. Включают: умение слушать, умение понимать, умение адекватно выражаться, умение адекватно действовать.

3. Структура коммуникации. Коммуникация – процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии или публичном выступлении. Коммуникация включает:

а)участники - люди, участвующие в коммуникации;

б)контекст – физический(местоположение, условия среды), психологический (эмоционально-психологический фон), исторический (история контакта, сформированные связи), культурный (ценности, убеждения носителей культуры, участников процесса), социальный(назначение события, роли участников) – окружение в котором происходит коммуникация;

в) сообщения – сочетание значения, символа, кода и формы организации информации;

г) каналы – технический маршрут сообщения и средство его передачи (зрительный, обонятельный, речевой, слуховой и т.д.), модальность информации должна соответствовать виду канала (нельзя нюхать глазами);

д) шумы – то, что искажает смысл передаваемой информации;

е) задачу (цель) – цель может быть осознанной или неосознанной;

ж) обратную связь– это ответная реакция на сообщение.

4. Коммуникативная компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Это связано с тремя сторонами общения, составляющими его структуру.

Коммуникативная адекватность предполагает успешный процесс передачи информации, который заключается в коммуникативно-исполнительском мастерстве, включающем умение найти адекватную теме общения структуру сообщения и умение реализовать ее непосредственно в общении.

Интерактивная адекватность (компетентность) предполагает построение общей стратегии взаимодействия, где важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать и реализовать не только свою деятельность, но общую совместную деятельность с партнером по общению.

Перцептивная адекватность (компетентность) проявляется в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению, устанавливать необходимый контакт, по первому впечатлению прогнозировать «ход общения». Перцептивная составляющая коммуникативной компетенции – та сторона (основа), на которой строится совместная деятельность и коммуникационный процесс.

5. Методы развития коммуникативной компетенции личности предполагают развитие четырех качеств эффективной коммуникации: 1) умение слушать, 2)умение понимать, 3) умение адекватно выражаться, 4) умение адекватно действовать. Методы развития коммуникативной компетентности можно разделить на традиционные методы (лекции, семинары, чтение литературы) и активные формы, к которым относятся методы социально-психологического тренинга. В нашей стране данным вопросом занималась Петровская, которая считала тренинг одним из способов повышения компетентности человека в сфере общения, ориентированным на достижение трех целей – коммуникативной, перцептивной, интерактивной компетентности. Тренинг в отличие от других методов предоставляет возможность отрефлектировать собственные представления в общении.

Коммуникативные барьеры.

1. Барьеры непонимания: фонетические, семантические, стилистические, логические;

2. Психологические барьеры: б. личностной цензуры, эмоциональный б., психологическая несовместимость, прочие психологические б. (темперамент, характер и т.д.);

3. Социально-психологические барьеры: отсутствие эмпатии, неумение рефлексировать, б.стереотипизации, б.превосходства, б.привлекательности, б.(эффект) ореола, б. (эффект) первого впечатления, б. (эффект) новизны, б. (эффект) бумеранга;

4. Социо-культурные барьеры: социальные, политические, религиозные, профессиональные, этнические).

Приемы регуляции эмоционального напряжения:

Повышают напряжение: принижение партнера, перебивание, поиск виновных, обвинение, быстрый темп речи.

Снижают напряжение: подчеркивание значимости партнера, обращение к фактам, спокойный тон, проявление интереса и т. д.

 

64. Алгоритм психологического консультирования

Психологическое консультирование – это процесс специально организованного взаимодействия психолога и клиента как способ помочь психически здоровому человеку в прояснении осознания (что и составляет предмет работы консультанта) своих желаний, мыслей, целей, чувств, своих особенностей, потенциальных возможностей для того, чтобы клиент мог решить возникшую проблему.

Консультация – совет специалиста, сведущего лица по определенному вопросу. Поэтому некоторые авторы определяют ПК как способ оказания действенной помощи нуждающимся в этой помощи людям советами и рекомендациями.

Цель ПК: помощь клиенту в исследовании его проблемной ситуации для того, чтобы он понял причины, прояснил конфликтующие точки и в результате этого смог бы осознанно выбрать способы проблемной ситуации.

Считается, что ПК появилось из практики психотерапии. На самом деле – из практики персонального руководства (альтернатива классич. психотерапии). В РФ психотерапия и ПК различны.

1. Психотерапия фокусируется на глубинных проблемах, а ПК – на поверхностных,

2. Психотерапия: мин. 10 сессий (от полугода до 2-х лет), а ПК – от 1 до 8 сессий,

3. Психотерапия: цель – реконструкция разрушенной психики, а ПК – научение клиента гибкому и продуктивному поведению,

4. В психотерапии активен психотерапевт, а в ПК – и клиент и консультант,

5. В психотерапии используются только один метод, а ПК может использовать методы разных видов психотерапий

Функции ПК: 1). психотерапевтическая (Лечение немедицинскими способами); 2) Психокоррекционная ф-я (изменение непродуктивного поведения на продуктивное); 3) Психодиагностическая ф-я (понять причины проблемы)

Основные принципы ПК:

Этические принципы ПК: Пр. персональной и проф. честности консультанта; Пр. действия в интересах клиента (действия под запрос); Пр. конфиденциальности; Пр. проф. компетентности; Пр. свободы волеизъявления клиента

Организационные принципы ПК: Пр. добровольности (инициатива должна исходить от нуждающихся); Пр. доверительных отношений; Консультант обязан объяснить клиенту цели и задачи ПК; ПК должно строиться на активности и ответ-ти кл. за выбранное решение; Пр. стереоскопичности (выносимая на обсуждение ситуация д.б. зафиксирована как субъективно, так и объективно т.е. с применением консультантом спец. психологических приемов; Пр.: нежелательны примеры из личной жизни консультанта и ссылки на его трудности. Допустимы обезличенные примеры из консультативной практики; Возможно анонимное консультирование (без заполнения карты клиента)

Критерии эффективности ПК: 1. Изменилось ли эмоц. состояние клиента; 2. Увеличилось ли у кл. понимание проблемной ситуации; 3. Способен ли кл. уверенно действовать на основе выработанных с консультантом решений; 4. Кл. должен иметь проблему и желание ее решить; 5. ПК осуществляется в благоприятной для кл. обстановке; 6. Клиент должен осознать проблему; 7. Не следует торопиться решить проблему, если клиенту или консультанту еще что-то неясно; 8. Консультант должен иметь соотв-ю проф. подготовку и опыт проведения консультирования; 9. Необходимо учитывать пол, возраст, национальность клиента

Виды ПК: 1. Очное и заочное; 2. Индивидуальное и групповое; 3. Семейное (супружеское и психологическое); 4. Возрастно-психологич.; 5. Наличие проблем – интимно личностное; 6. Управл-кое.

Основные методы ПКбеседа, интервью.

Беседа (консультативная) – это метод, представляющий собой спец. процесс общения, кот. направляет внимание клиента на области его ограничений, расширяя их, на вскрытие его ресурсов.

Техники пс. консультирования

1) т. активного слушания, кот. подразумевает постоянное отражение информации от клиента.

Перефраз, интерпретация, отражение чувств клиента, прояснение, конфронтация, логическая последовательность, логическая связка, повтор или эхо-реакция, парадоксальная интенция, поддержка, резюме или обобщение, ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам.

2) Пассивное слушание, эмпатическое слушание

В литературе описываются разные модели: 2-3-4-5-6-7 этапные, трад-но – 5. Этапы К. процесса:

1 этап: знакомство (настроечный), длит. 5-10 мин. Осн. цель –настроить клиента на совместную работу.

Задачи: - установить эмоциональный контакт с клиентом, - познакомиться с ним, - рассказать кл. о функциональных обязанностях консультанта и возможностях консультирования, - выяснить цель прихода с фиксацией первичной проблемы и запроса, - договориться о дальнейшей работе, - установление эмоционального контакта (начинается с визуального контакта).

2-й этап: диагностический (примерно 25 минут, но не более 30 мин. при первой консультации). Осн. цель: помочь кл-ту понять суть проблемы. Задачи: - выслушать исповедь клиента, - выдвинуть гипотезы о происхождении трудностей; - проверить гипотезы; - работа по расширению и изменению сознания клиента; - нащупывание возможностей способов решения проблемы

3-й этап: уточнение запроса. Уточнить первичный запрос (примерно 1 минута). - Теперь, когда вы поняли суть проблемы, что вы от меня как от консультанта ожидаете?

4-й этап: поиск и выработка способов решения проблемы (примерно 15-20 минут). Осн. цель: помочь кл-ту найти альтернативные способы решения проблемы. – Помочь кл-ту генерировать идеи относительно способов решения проблемы, - помочь кл-ту проанализировать найденные способы и выбрать наиболее подходящие ему – конкретизировать найденные способы, помочь составить прог-му.

5-й этап: прощание. Осн. цель: подведение итогов проделанной работы. Задачи: обобщение проделанной работы. Помочь кл-ту эмоционально рассоединиться с консультантом. Дать номер тел., предложить через пару недель позвонить и сообщить о результатах, предупредить, что не будет немедленных результатов, что если он будет выполнять программу, то все получится.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.