Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая теория учебной деятельности.






Учебная деятельность - организованная форма учения.

Изучение уч.деят-ти началось сравнительно недавно - с 50х г. 20в. Авторы психологич. теории уч.деят-ти в России: В.В.Давыдов, Даниил.Бор..Эльконин, Александр Викт. Запорожец, Пётр Яков. Гальперин. Теория уч.деят-ти базировалась на следующей теоретико-методологических достижениях отечеств.психологии: 1) Культурно-историческая концепция формирования ВПФ Л.С.Выготского (согласно её есть 2 вида псих. функций: 1) низшие (врождённые, биологически обусловленные – есть и у животных): непроизвольное внимание, механическая память, конкретно-действенное мышление, речь; 2) высшие человеческие психические процессы (формируются на базе низших, при взаимодействии ребёнка со взрослым в процессе выполнения определённой деятельности): произвольное, послепроизвольное внимание, смысловая память, абстрактно-логическое мышление, осмысленная членораздельная в форме слов речь, воображение, высший уровень восприятия). 2) Психологическая теория деят-ти А.Н. Леонтьева (всякая деятельность выступает как сознательное действие, потом как операция и по мере формирования становится функцией). 3)Принцип единства сознания и деят-ти С.Л.Рубинштейна. 4) Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной.

Уч.деят-ть – один из видов деятельности, направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления (Эльконин, Давыдов) Уч.д. – ведущий вид деятельности.

О собенности уч.д-ть: –специально организуется; - составляет основу любой другой деят-ти, - направлена на усвоение школьником уч.материала, посредством решения уч.задач.

Учебная задача - основная единица уч.д-ти (Эльконин) Её цель и результат состоят в изменении самого действующего объекта. Уч.задача состоит из основных взаимосвязанных структурных элементов: уч.цели и уч.действий. Решение уч.задач осуществляется при помощи обобщенных способов уч.действий (чтение, письмо, счет, работа с текстом, составление конспекта, плана, написание сочинения, заучивание, пересказ, схемы, таблицы).

Характеристики уч.д-ти. - общественный характер уч.д-ти:

А) по содержанию, т.к. она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; Б) по смыслу, ибо она общественно значима общественно оцениваема; в) по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных учреждениях. Характеризуется также субъективностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, предметностью и имеет определенную структуру.

Структура уч.д-ти:

* Потребность проявляется в уч.д-ти как стремление к усвоению определенных предметных знаний (теоретич-х).

*Мотивы м. быть разными, но основным является познавательный интерес - внутренний мотив.

* Достижение целей Общие задаются всегда извне: обществом, уч.планом, программой, методическими разработками и учителем. Впоследствии происходит порождение частных целей – целеполагание. В их постановке ребенок принимает участие.

* Способы выполнения – уч.действия – изучение уч.материала, необходимое для его усвоения учеником. Выделяют: интеллектуальные (умственные), знаковые(языковые), действия контроля, действия оценки.

* Результаты: структурированные предметные знания, кот лежат в основе ЗУНов; внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловых планах; поведение школьника: либо социально одобряемое, либо нежелание, уклонение, избегание.

Проблема формирования учебной деятельности: уч.деят-ть не дана ребенку в готовой форме, т.е. ребенка следует научить учиться самостоятельно, самому, в этом и заключается основная задача нач.школы.

Трудности в решении проблемы формирования уч.д-ти:

1) Мотив, т.е. у ребенка надо сформировать познавательную мотивацию. Этой проблемой занималась А.Э.Маркова (род. в 1934 г.). В познавательной мотивации должен присутствовать интерес к содержанию предмета. Необходимое условие для создания интереса – возможность проявить инициативность, самостоятельность.

2) форма осуществления уч.д-ти. На начальных этапах уч.д-ть должна осуществляться в форме совместной д-ти ученика и учителя. Осуществление уч.д-ти в форме совместной д-ти учителя и ученика создает условия для формирования ВПФ ребенка и появления познавательной мотивации.

На начальном этапе формирования уч.д-ти важную роль играет также совместная д-ть со сверстниками (эту проблему исследовали Галина Александровна Цукерман, Виталий Владимирович Рубцов). Выводы, полученные Цукерман, согласуются с мнением Пиаже, который выделял отношения со сверстниками, считая, что отношения в группе сверстников равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым иерархичные и несимметричные. Он утверждал, что такие качества ума, как критичность, терпимость, умение встать на позицию другого развиваются только при общении сверстников между собой.

уч.д. – сложная деятельность по усвоению ребёнком социального опыта, не дана ребёнку в готовом виде, её необходимо формировать (Цукерман).

34. Психологические особенности обучения и воспитания на разных этапах онтогенеза.

Для развития каждой способности существует период, в течение которого оно может протекать наиболее быстро и успешно. Такие периоды называются сензитивными.

Сензитивные периоды: для способности к эмоциональному общению – первые месяцы жизни, для речевой способности – первые годы жизни, для музыкальных способностей – возраст в пять лет, для способности к чтению – пять—семь лет, для абстрактного мышления – одиннадцать—двенадцать лет, для творческого профессионального мышления – двадцать—двадцать пять лет.

а) Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:

- развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование навыков культурного поведения;

- воспитание любви к родному краю;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

- развитие интереса к труду, воспитание навыков трудовой деятельности;

- обогащение духовного мира детей средствами искусства.

1.Младший школьный возраст (6/7-10/11лет).

ОБУЧЕНИЕ - период адаптации ребенка к школе. Трудности: выполнение режима и вступление в новые отношения со взрослыми. Нужно включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности.

Восприятие - высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал. Развивается произвольная память, дети способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес; процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память.

Мышление – переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; развивается теоретическое мышление благодаря усвоению научных понятий.

Ведущий вид деят-и - уч деят-ь. Но личностное развитие происходит и в рамках игровой, трудовой деят-и, общения. Каждый вид деят-и выполняет специфические функции в развитии. Учение - приобретение ЗУН’ов. Общение совершенствует коммуникативную структуру интеллекта. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Источники умственного развития детей младшего школьного возраста - различные виды искусства, СМИ. Воспитание осуществляется в домашнем труде.

б) Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:

- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

- освоение знаний об окружающем мире, о человеке;

- воспитание патриотических чувств;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

- развитие потребности проявлять заботу о других;

- развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.

2.Подростковый возраст – (от 10-11 до 13-14 лет, начало перехода от детства к юности).

Социальная ситуация развития: у подростка появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной.

Ведущий вид деятельности - Общение со сверстниками — характерно установление эмоциональных контактов подростков с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии со взрослыми.

Новообразования: Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей. Происходит становление теоретического интеллекта.Образуется внутренняя речь, полноценное теоретическое мышление. Абстрактное мышление связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций (по Ж.Пиаже). Активно развивается произвольная и логическая память, наблюдается замедление механической памяти. Активно развивается речь. Подросток учится самостоятельно готовить текст устного выступления. В общении совершенствуются коммуникативные способности. В трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков. Развивается предприимчивость. Рефлексия – способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей.* Самооценка и Я-концепция – способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту.* Чувство взрослости – центральное новообразование. Формируется при наличии следующих компонентов: *половое созревание; * физический образ Я; *общение со сверстниками; *статус в группе; *личностные качества; *интеллектуальное развитие; *Я-концепция; *самооценка.

в) Задачи воспитательной работы с подростками:

- дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;

- развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;

- воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

3. Старший школьный возраст - период онтогенеза от 15 до 18 лет.

 

Социальная ситуация развития: 1. В ранней юности существует зависимость от взрослых и, прежде всего от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. 2. У личности актуализируются потребности связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность - Учебно-профессиональная деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Новообразования. * Мировоззрение – система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях.* Система ценностных ориентаций и социальных установок. – психологические образования, в которых выражается дифференцированное отношение личности к социальным ценностям. * Профессиональное личностное самоопределение – центральное новообразование, определение сферы своих профессиональных устремлений, выбор профессии; формирование системы взглядов, убеждений, построение модели своего будущего.

Учение. В области практического интеллектаразвивать предприимчивость, экономность расчетливость через ученическое самоуправление и участие учащихся в различных видах общественно полезного коммерческого труда. Ранний юношеский возраст можно считать сензитивным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков.

г ) Задачи воспитательной работы с юношеством:

- освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;

- формирование умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;

- формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;

- закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;

- формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям;

- вовлечение подростков и молодежи в многообразную социальную практику и деятельность институтов гражданского общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.