Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории разв. обучения (С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов, Л.В.Занков)






Развивающее обучение – такое обучение, которое строится на основе УровняАР, учитывает ЗонуБР и ориентируется на него – т.е. стимулирует развитие ребёнка. Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения и др. Уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Основная задача педагога в процессе развивающего учения — организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Центральное технологическое звено развивающего обучения — это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

Теория личностно-ориентированного обучения (Ираида Сергеевна Якиманская) Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учёта и развития индивидуальных способностей школьников. Развитие способностей ученика - основная задача Л-О педагогики.

Положения данного подхода: 1) образование – не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность ученика; 2) учение не есть прямая проекция обучения; 3) ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта; 4) субъектность проявляется в избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.

Теория проблемного обучения (Исаак Яков. Лернер, Мирза Исмаилович Махмутов, Алексей Мих. Матюшкин) Проблемное обучение – это такое обучение, в основе которого учитель создаёт проблемные ситуации и учит ученика способам разрешения этих ситуаций. Главный мыслительный процесс, который задействован при проблемном обучении, - мышление. оно по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает только в проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения ученика. Главный элемент проблемной ситуации – это то новое, неизвестное, что побуждает ученика для поиска ответа к открытию нового знания.

Итак, в основе проблемного обучения лежит создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерный признак проблемного подхода в обучении – самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

По мнению Вернера, учащихся необходимо предварительно учить выполнению отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно. Этапы решения проблем: *Осознание проблемы, вскрытие противоречий.*Формирование гипотезы, исходя их данных условий. *Доказательство гипотезы. *Общий вывод.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (1964) (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). По Гальперину, формирование ВПФ, осознанное выполнение деят-ти происходит поэтапно (5 этапов):

1. Создание ориентировочной основы действия – объяснить что делать и как делать.

2. Ф - е действия в материальном виде - действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

3. Формир-е действия в громкой социализированной речи

4. Формирование действий в форме внутр. речи (про себя)

5. Формирование действий в форме свернутой внутренней речи - этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которого закрыт, а известен только конечный " продукт" этого процесса. Н.Ф.Талызина 6 этап добавила (на 1 место вынесла) – мотивационный этап – на выполнение действия. Переход от 1 из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход «извне внутрь».
Практическое значение применения теории: в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования метода «проб и ошибок».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.