Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема проведения профконсультации






 

1. Под профориентационным консультированием в школе понима­ется деятельность консультанта, направленная на оказание им помощи учащимся различных возрастных групп в решении про­блем, связанных с выбором профессии и дальнейшим обучением. Профконсультант с помощью различных средств определяет интересы и способности молодых людей, причем как умствен­ные, так и физические; учит их лучше узнавать самих себя и информирует их о профессиях и характере обучения в различных учебных заведениях.

Выделяются следующие компоненты дея­тельности профориентаиионного консультирования:

• профориентация;

• обучение основам профессии;

• трудоустройство.

Как и любой другой вид психологического консультирования, профориентационное консультирование должно базироваться и быть регламентировано определенными принципами работы.

Существуют следующие принципы работы по профориентаиионному консультированию в школе:

• включенность учащегося в процесс собственной профориентации, предполагающая развитие у него сознательного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистичной оценки всей совокупности информации;

• гуманизация профориентации, то есть использование личностно-ориентированной модели образования, предполагающей развитие личности с учетом ее самоидентичности и уникальности, и осу­ществление профориентации на основе идеи личностного выбора, которая состоит в обращении к индивидуальным особенностям человека и его максимальному самовыражению в профессио­нальном самоопределении;

• открытая модель профориентации, предполагающая:

- взаимодействие и сотрудничество с другими структурами сис­темы профориентации, с различными социальными института­ми: структурами послешкольного профессионального образо­вания (ПТУ, СПТУ, вузы и др.), службами, занимающимися трудоустройством молодежи, предприятиями, фирмами и т. д.;

- включение элементов профориентации в программы общего обра­зования и профессиональной подготовки через преподавание различных профориентационных дисциплин и предметов;

• непрерывность процесса профориентации, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего срока обучения ребенка в общеобразовательной школе, а также, возможно, и после ее окончания;

• учет возрастных особенностей учащихся при разработке содер­жания, форм и методов деятельности профориентационного консультирования.

2. Цель профориентационного консультирования заключается в по­мощи и содействии молодежи, впервые вступающей во " взрослую жизнь", на рынок труда, а также в усилении ее социальной защищенности.

Исходя из специфики этой цели, выделяются за­дачи каждого из трех компонентов деятельности по подготовке учащихся к выбору профессии:

• задачи профориентации, которые включают в себя:

- информирование о состоянии и перспективах развития рынка труда, сферах деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом, требованиях, предъявляемых ими к лич­ности, путях получения профессии, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства;

- изучение профессиональных интересов учащихся, выявление их психологических и психофизиологических особенностей;

- предоставление рекомендаций о наиболее приемлемой для них сфере деятельности, направлении профессионального обуче­ния, возможных профессиях и местах трудоустройства и тому подобной информации;

- развитие у учащихся интересов, склонностей, способностей, про­фессионально важных качеств на основе информации, получен­ной с помощью тестирования, наблюдения и других методов;

- координация совместно с другими подразделениями школы дея­тельности по подготовке школьников к выбору профессии, ме­тодическое руководство ею;

• задачи обучения основам профессии, включающие в себя:

- организацию обучения с учетом опережающего прогноза потреб­ностей рынка труда путем овладения старшеклассниками эко­номическими, правовыми, психологическими знаниями, спе­циальными умениями в конкретной профессиональной дея­тельности;

- внедрение в учебные планы школ специальных дисциплин, предме­том которых будет являться ознакомление школьников с ми­ром труда и профессий;

• задачи трудоустройства, предполагающие предоставление школь­никам информации о временной занятости с целью приобрете­ния ими практического опыта в профессиональной деятельности, умения реалистически оценивать свои возможности, ориенти­роваться в условиях рыночной экономики.

3. На основе указанных задач выделяются следующие функции деятельности профориентации в школьной системе:

• информационная, заключающаяся в предоставлении учащимся необходимой информации следующего характера:

- об интересующих их профессиях, формах их получения;

- требованиях, которые предъявляются к личности в той или иной профессии;

- личностных особенностях и возможностях учащихся и путях развития той или иной способности, необходимой для получе­ния и дальнейшей работы по выбранной специальности;

- местах трудоустройства;

• диагностическая, заключающаяся в проведении психологического и медицинского обследований учащихся на предмет выявления психо­логических и психофизиологических особенностей их личности;

• обучающая, заключающаяся в осуществлении обучения школьни­ков основам профессии;

• развивающая, заключающаяся в проведении специальных за­нятий с учащимися, ориентированных:

- на развитие самосознания, способности к самостоятельному вы­бору, принятию самостоятельных решений;

- формирование чувства ответственности за принятые решения;

- проведение коррекционных занятий по развитию необходимых для выбранной специальности способностей;

• координационная, заключающаяся в контроле за деятельностью служб школы, занимающихся профориентацией учащихся (учи­теля, психологи, медики и т. д.) в сотрудничестве со службами трудоустройства и занятости, а также с учебными заведения­ми, предприятиями, фирмами и другими социальными инсти­тутами, оказывающими поддержку службам профориентации.

4. Как и любой вид психологического консультирования, проф­ориентация может носить успешный или неуспешный характер.

Эффективность системы профориентации в школьной системе обеспечивается следующими принципами:

• безусловное соблюдение права личности на свободный выбор про­фессии в соответствии с призванием, способностями, профес­сиональной подготовкой, образованием и с учетом обществен­ных потребностей;

• согласование интересов личности и общества при определении трудового пути;

• обеспечение общего и профессионального развития личности;

• длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;

• деятельностный характер профессиональной ориентации;

• единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности.

5. В каждой из областей деятельности профориентации в школе разработаны свои методы работы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач.

Выделяются следующие методы работы профконсультанта в школе:

методы, ориентированные на решение информаиионных задач профконсультирования:

- массовые мероприятия с учетом возрастных особенностей школь­ников (беседы, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, встречи, классные часы со школьниками, лектории для них и их роди­телей и т. д.);

- составление и распространение справочно-информационных бук­летов " Памятка выпускнику", " Кем быть? " и т. д.;

- организация и проведение круглых столов и конференций с ра­ботодателями по вопросам трудоустройства молодежи;

- сбор и работа со справочно-информационной и специальной лите­ратурой по вопросам профориентации;

- оформление совместно с учащимися стендов, стенгазет, плакатов и других наглядных пособий по профориентации;

- использование аудио-, видео- и других визуальных средств ин­формации;

методы, ориентированные на осуществление профессионального консультирования:

- групповое консультирование школьников, их родителей по во­просам профориентации;

- тренинга для подростков (тренинг личностного роста, умений, общения и т. д.);

- индивидуальное консультирование школьников и их родителей;

- оказание информационной и методической помощи учителям, классным руководителям и руководителям образовательных учреждений, а также руководителям или представителям пред­приятий, организаций и фирм;

методы профессиональной диагностики:.

- тестирование школьников для определения их личностных особен­ностей в процессе выбора профессии, направления профес­сионального образования и предоставление им соответствую­щей информации;

- проведение различных деловых игр с целью выявления личност­ных особенностей школьников и их профессиональных уме­ний и навыков, необходимых для выбранной специальности;

методы обучения основам профессии:

- спецкурсы по профессиоведению: знакомство с миром профес­сий, информация о специфике различных профессий, отрас­лей, специализаций и т. п.;

- спецкурсы по обучению стратегии выбора профессии, поиска ра­боты и т. п.;

- начальное профессиональное обучение какому-либо виду деятель­ности (школы юного менеджера, экономиста, биолога, химика и т. д.);

- профессиональные пробы, моделирование профессиональной де­ятельности;

- поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практические ра­боты, творческие задания и др.

6. На современном этапе в рамках профессионального консуль­тирования в школьной системе приобретает популярность раз­вивающая профориентационная консультация.

Развивающая (активизирующая) профконсультаиия имеет следующие отличи­тельные особенности:

• предполагает активность самого субъекта в процессе решения задачи профориентационного выбора;

• имеет цель активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению',

включает:

- работу с учащимися разных возрастных групп,

- перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и на­правленного формирования необходимых качеств, свойств лич­ности;

-отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточение основного внимания на разработке и примене­нии специальных коррекционных программ и систем психотрени­ровок;

• основана на гуманистическом подходе к профконсультированию.

7. Как и любой другой вид психологического консультирования, профориентация должна проводиться по специально разрабо­танная схеме.

Существует следующая схема профориентаиионного консультирования для учащихся:

• выявление интересов, склонностей, профессиональных предпоч­тений;

• формирование образа " идеальной" профессии;

• анализ мира профессий и конкретизация " идеального" образа в виде возможных вариантов профессий;

• анализ психологических портретов реальных профессий,

• изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося;

• сопоставление выявленных особенностей с требованиями профес­сий, которые были выбраны как возможные;

• уточнение профессии, разработка программы и способов овладе­ния профессией.

Все этапы профконсультации служат одной цели — активизиро­вать учащегося, сформировать у него стремление к самостоя­тельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспекти­вах их развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.