Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс воспитания от семи до четырнадцати лет






 

Затем ребенок (взрослея) достигает семи лет, а это наилучший возраст для воспитания. Это - золотой возраст для обучения, а особенно для заучивания Корана, поскольку сердце его освобождено от дел и мыслей, о которых размышляют совершеннолетние.

Пророк (ﷺ) стремился обучать детей из числа сподвижников, не смотря на то, что они находились на стадии отрочества.

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сидел позади Пророка (ﷺ) (то есть они ехали верхом - прим. редактора), и он сказал мне: «О, отрок! Поистине, я научу тебя (следующим) словам: соблюдай ограничения Аллаха, и Он будет оберегать тебя; соблюдай ограничения Аллаха, и Он направит тебя ко всякому благу и защитит тебя от всякого зла; если просишь, то проси у Аллаха; если ищешь помощи, то ищи его у Аллаха; и знай, что даже если соберется весь род людской, чтобы сделать что-либо полезное для тебя, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и если они соберутся, чтобы сделать что-либо вредное для тебя, то они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли» " (Тирмизи 2516).

Это - великий хадис, о котором Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Это хадис включает в себя великие завещания и все правила касающиеся важнейших вопросов религии» (См. «Джами’уль-‘Улум уаль-Хикам» 1/462).

Пророк (ﷺ) обучал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) тогда как Ибн ‘Аббас не достиг еще совершеннолетия, так как он родился в третьем году до хиджры (переселения из Мекки в Медину).

Также Пророк (ﷺ) учил аль-Хасана мольбе къунут. Аль-Хасан ибн ‘Али (да) рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) научил меня мольбе къунут…». А тогда ему было меньше десяти лет, ибо он родился в третьем году хиджры.

1 – Намаз

Одним из актов (поклонения), к (надлежащему) исполнению которого детьми на этой стадии необходимо уделять (особое) внимание, является то, к чему побуждал сам Пророк (ﷺ), приказывая (учить детей) совершению намазов, сказав: “Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за (несовершение) этого, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно” (Абу Дауд, 495).

Поэтому является обязательным для родителей, чтобы они приказывали своим детям, достигшие семи лет, совершение намазов, побуждали их к этому, рассказывали им о его достоинствах и пользах, а так же о том, какое наказание ожидает того, кто не совершает молитву.

Если ты будешь воспитывать в своих детях любовь к совершению намазов и осознание того, что Аллах постоянно наблюдает за ними, то они будут расти в духе богобоязненности и праведности, с дозволения Аллаха. Ведь намаз удерживает человека от мерзких поступков и всего предосудительного[16]. А что касается проявления в этом беспечности и небрежности, то это – (несомненная) потеря и убыток, и нет воспитания и праведности после потери намаза. Всевышний Аллах сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его» (Таха, 132).

2 – Обучение детей Корану

Один из важнейших средств, способствующих воспитанию детей – это обучение их Корану.

Если мы желаем для наших детей добра и высшую степень, как в этой жизни, так и в жизни Последней и вечной, то нам следует стремиться обучать их чтению Книги Аллаха, заучивать Его, размышлять над Ним и воплощать Его в делах. Особенно важно на этой стадии (развития детей) заучивание (Корана).

Пророк (ﷺ) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит Ему других» (аль-Бухари 5027).

Также Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, Аллах возвышает одни народы посредством этой Книги (Корана) и унижает другие» (Муслим 817).

Многие выдающиеся ученые заучили Коран еще до совершеннолетия. (Например,) имам аш-Шафи’и заучил Коран, когда ему было семь лет. Имам ан-Навави заучил его в десять лет. Ибн Таймия так же заучил Коран до совершеннолетия. Точно также и достопочтенный шейх ибн Баз заучил Коран до совершеннолетия, а также и многие другие ученые.

Праведные предшественники стремились заучивать Коран, обучаться Ему и учить Ему своих детей.

‘Ата ибн Сайиб рассказывал, что Абу ‘Абдрахман ас-Сулями сказал: «Мы обучались Корану от людей, которые нам сообщили, что они изучали десять аятов и не переходили к другим аятам Корана, пока не охватывали то, что в них. Мы же обучались Корану и воплощали Его в делах, однако скоро унаследуют Коран люди, которые придут после нас и которые будут читать Его, но Он не пройдет ниже их глоток (т. е. не дойдет до их сердец)» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубяля» 4/269).

Праведные предшественники стремились обучаться Корану, понять Его и практиковать Его в жизни. И это является основой, ведь нравом Пророка (ﷺ) был Коран, как сообщила об этом Айша (да будет доволен ею Аллах)[17].

Поистине, из того, что побуждает родителей к обучению своих детей Корану, является то, что пришло в сообщениях от Пророка (ﷺ) относительно достоинства этого[18].

Одним из этих хадисов является тот, что передал Сахль ибн Му’аз аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который рассказал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тому, кто будет читать Коран, и воплощать Его в делах, в Судный День наденут корону. Свет ее будет лучше солнечного света, которая сияет в дома этого мира» (Абу Дауд 1453 и Ахмад «аль-Муснад» 15645. Шейх Альбани назвал хадис слабым «Да’ифа Абу Дауд» 1453 – прим.пер).

А что касается тех родителей, которые сами упустили этот период для заучивания (Корана) и достигли преклонного возраста, то не минует их награда за то, что они учили детей Корану и побуждали их к заучиванию его, ибо после их смерти, дети будут являться праведным деянием для них, если они (дети) будут праведными.

3 – Воспитание детей в повиновении Аллаху и Его Посланнику (ﷺ)

Одна из первочередных обязанностей родителей – это воспитание детей в повиновении Аллаху и Его Посланнику (ﷺ), а также воспитание в них возвеличивания приказов Аллаха и Его Посланника (ﷺ). Они должны рассказывать им аяты и хадисы, которые указывают на обязанность повиновения Аллаху и Его Посланнику (ﷺ).

Всевышний Аллах сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (ан-Ниса, 69).

Подчинение Аллаху требует поклонения только Ему единственному, не приобщая к Нему сотоварищей.

Проявление любви Посланнику (ﷺ) заключается в необходимости подчинения его повелениям, убежденности во всем, что он сообщил, отстранения от всего, что он запретил и от чего удержал, и в поклонении Аллаху только так, как он установил.

Также родители должны предостерегать своих детей от неповиновения Аллаху и Его Посланнику (ﷺ), рассказывая им о том, что это является причиной вхождения в Ад.

Всевышний Аллах сказал: «В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» (аль-Ахзаб, 66).

И пусть родители будут прекрасным примером для своих детей в подчинении повелениям Аллаха и Его Посланника (ﷺ)!

4 – Воспитание детей к проявлению любви по отношению к ученым и правителям мусульман

Одним из важных вопросов, к которому родители должны отнестись с особым вниманием, является воспитание ими своих детей к проявлению любви по отношению к ученым и правителям мусульман. Поскольку ученые являются наследниками пророков, а пророки не оставили в наследство ни дирхама, ни динара, однако они оставили знание. И поэтому тот, кто получит его, тот обретет обильный удел из их наследия (Ахмад «Муснад» 21715).

Если родители будут вселять сомнения своим детям относительно ученых и их знаний, проявлять к ним неуважение и выявлять при детях их ошибки, то это послужит причиной нанесение великого вреда народу. И поскольку знание приобретается от ученых и религиозные законоположения получают посредством их, то, следовательно, по причине падения их достоинства в глазах людей, разрушатся религиозные законоположения (устои).

А также когда дети подрастут, то устремятся искать тех, от кого они будут приобретать знания, и они не станут получать их от ученых, поскольку внушили им сомнения относительно ученых и их знаний. И может случиться так, что они будут приобретать знания от заблудших и отклонившихся лжеученых, вследствие чего превратятся в орудие разрушения общества.

Что касается правителей мусульман, то они управляют делами людей, приводят в исполнение законоположения Ислама, сохраняют безопасность, и сплачивается вокруг них слово (или единство). Поэтому Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса, 59).

Обладающие влиянием – это ученые и правители мусульман.

К огромному сожалению, в некоторых собраниях мусульман имеет место злословие (гъиба), сплетни и клевета в отношении ученых и правителей мусульман, выявляются их ошибки и недостатки. Но если бы кто-нибудь из них взглянул бы на свои недостатки и ошибки, то увидел бы, что они намного превосходят то, что говорит он об ученых и правителях мусульман. А ведь достаточно мужчине греха, когда он передает все то, что слышит (Муслим 5).

Однако, к сожалению, дети сидят в подобных заседаниях, перенимают сказанные там слова и вырастают на ненависти к ученым и правителям мусульман, что и является причиной смут, обвинения в нововведении и нечестии без знания.

Может случится так, что большинство этих слов, которые передают от них, являются ложью и клеветой, которые не основаны на доводах. А распространяют их враги Ислама, враги этой пречистой ‘акъиды, на которой основывается эта исламская страна (то есть Саудовская Аравия – ред).

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не является из путей праведных предшественников (саляфов) распространять недостатки правителей мусульман, рассказывая о них с минбаров мечетей, поскольку подобное может привести к перевороту и неповиновению правителю даже в одобряемом. Это влечет за собой народные восстания, которые приносят только вред и не приносят пользы. Однако путем, которого придерживаются праведные последователи предшественников (саляфия) является то, что они делают правителю благие наставления (насыха) наедине и пишут ему послания. Или же обращаются к ученым, которые могут связаться с ним, чтобы указать ему к благу» (См. «аль-Ма’люм мин уаджиб аль-‘алякъа байна аль-Хуккам уаль-Махкум» стр.22).

Путь праведных предшественников (саляфов)- это не порицание правителей публично и не распространение их ошибок среди людей, поскольку подобное может привести к великому нечестию и выходу против них.

Однажды Усаму ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?! ” Он сказал: «Вы хотите, что бы я рассказывал вам все, о чем говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине, и я не хочу быть первым, кто раскроет то, что было между нами» (аль-Бухари 3267 и Муслим 2989).

Къады ‘Ийяд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Усама не хотел открывать двери публичности, в порицании правителя, поскольку опасался последствия этого. Напротив, он обходится с ним любезно и делает ему тайно благие наставления (насыха), ибо это самый подходящий путь для принятия насыхи» (См. «Фатхуль-Бари» 13/67).

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) разъяснил позицию праведных предшественников относительно этого вопроса, сказав: «У некоторых людей вошло в привычку при каждой встрече заводить разговоры о правителях, бесчестить их и распространять сведения об их недостатках и ошибках, не упоминая об их достоинствах и успехах. Подобные действия и поношение правителей, безусловно, усугубляют положение, не решают никаких проблем и не способствуют устранению несправедливости, а только приводят к новым бедствиям, вызывают ненависть к правителям и побуждают людей отказываться от выполнения тех их велений, которые они обязаны выполнять. Мы не сомневаемся в том, что правители могут совершать дурные дела и ошибаться, как и все другие люди, ибо каждый человек ошибается, а лучшими из допускающих ошибки являются приносящие покаяние. Мы не сомневаемся и в том, что нам нельзя замалчивать действия любого человека, допустившего ошибку, ибо мы должны изо всех сил стараться проявлять искренность по отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к правителям мусульман и к простым мусульманам, что входит в число наших обязанностей. Таким образом, если мы увидим, что представители власти допустили какую-нибудь ошибку, наша обязанность будет состоять в том, чтобы дать им доброе наставление, поговорив с ними лично или написав им письмо. Именно это является кратчайшим путем к тому, чтобы сначала разъяснить представителям власти истину и показать, в чем состоит их ошибка, а потом дать им наставление и напомнить о том, что они должны хорошо относиться к подвластным им людям, заботиться об их интересах и ограждать их от притеснений». (См. «Уджубу та’ату ас-Султан фий гъайри ма’сыя ар-Рахман» стр.23-24).

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Злословить за спинами правителей мусульман и клеветать на них запрещено самым суровым запретом после многобожия, особенно если это злословие будет в отношении ученых и правителей, поскольку за этим последует нечестия, раскол единства, плохое мнение об обладателях власти и внушение отчаяния в человеческие сердца» (См.«аль-Аджуибутуль-Муфид ‘ан асьилатиль аль-минхаджиль-джадида» стр. 60).

И такой вывод сделали ученые первых и последующих поколений из утвержденных хадисов от избранного Пророка (ﷺ). Например:

1 - Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Кто заметил в своем правителе нечто, что ему не нравится, пусть терпеливо отнесется к этому, потому что всякий, кто отделится от мусульманской общины на пядь и умрет на этом, тот умрет смертью времен невежества» (аль-Бухари 7054 и Муслим 1849).

2 - Анас рассказывал: «Взрослые из числа сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ) запрещали нам порочить правителей, и они говорили, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не поносите ваших правителей, не обманывайте их, и не проявляете к ним ненависти. Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко! ” (аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96).

3 - Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я находился вместе с Абу Бакрой возле минбара Ибн ‘Амира, который читал проповедь в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего амира, который носит одежду нечестивцев! ”. И тогда Абу Бакра сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах !»” (Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224).

5 - Выбор школы

Необходимо отцу стараться выбрать лучшую школу. Он выбирает наилучшую школу, а не ту, которая находится ближе к его дому. Спрашивает воспитателей и учителей, которые искреннее дают добрый совет, о том, чтобы они посоветовали наилучшее учебное заведение, ибо школа сильно влияет на ученика. Ученик проводит в школе четверть своего дня, и это является наилучшим периодом времени для него. Там он обучается, воспитывается и находит друга и приятеля. Поэтому является обязательным для отца, чтобы он постоянно был на связи со школой, в которой обучаются его дети, путем посещений и звонков, интересовался о положении сына или дочки, спрашивая об их нравах, воспитанности и друзьях, прежде чем он будет спрашивать об их уровне успеваемости.

Также он следит за учебой своих детей и проверяет их тетради. Интересуется замечаниями учителя, сделанных его детям, дабы он смог исправить их, занимаясь со своими детьми.

Таким образом, внимательное отношение к учебе детей, крепкая связь с их школой и учителями, слежение за их тетрадками и успеваемостью - все это благотворно влияет на их праведность и учебу, с дозволения Аллаха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.