Стамбульские приключения.

В граде святого Константина

Или

Наше путешествие в бывшую турецкую столицу и крупнейший мегаполис Стамбул началось с московского аэропорта Шереметьево. Здесь впервые мы увидели такое большое количество настоящих турок, неспешно стремящихся на родину.

Когда самолет начал приземляться, открылся поистине грандиозный вид на ночной Стамбул, светящийся разноцветными огнями, манящими вдаль. Благополучно прибыв в терминал и пройдя все виды контроля, включая паспортный, показавшийся нам несколько утомительным, мы направились в зал прилета. Там мы увидели многочисленных местных жителей с написанными от руки плакатами с именами и фамилиями прибывших. Я заранее позаботился о трансфере, так как наш борт прибыл глубокой ночью. С огромным трудом, пройдя несколько раз ряд встречающих вдоль и поперек, наконец-то, я обнаружил заветную табличку с искаженным своим именем, в котором неким образом появилась лишняя буква.

Нас усадили в полагающийся именно нам отдельный микроавтобус, который отвез нас по спящему городу в Султанахмет, где и располагалась наша гостиница. Мы попали в вполне приличный номер с широкими кроватями, удобным душем и работающим кондиционером.

Спали мы недолго. Нас ждали новые впечатления и любопытные приключения. Нас ждал Софийский собор Константинополя, где, оказавшись более тысячи лет назад, послы русского князя Владимира не знали, где они были – на земле или на небе. В первый день в собор мы не попали, хотя наш отель находился почти прямо на площади собора. Понедельник – выходной день в музее и мы, зная об этом, полюбовавшись величественным зданием, отправились по площади, на которой прежде располагался античный ипподром с его древними обелисками, привезенными различными римскими императорами из Египта. Справа мы заметили знаменитую Голубую мечеть, построенную на месте развалин императорского дворца уже после падения Византии.

Следуя своей давней привычке, я хотел найти почтовое отделение, чтобы послать родным открытку с видами посещаемого туристического

объекта, но, увы, на протяжении всего нашего двухдневного визита, мы так и не обнаружили ни одного офиса.

Выйдя к трамвайной линии, мы несколько остановок проехали до стен императора Феодосия, обрамляющих с запада старый город. Руководствуясь картой и идя на север, мы прошли мимо станции метро Топкаки, а затем дорога начала подниматься вверх. Впереди виднелась большая мечеть, за которой должна была находиться Кахрие-Джами, в византийскую эпоху монастырь Хора с ее прекрасными фресками. Храм, а затем мечеть, сейчас является музеем с расчищенными от более поздних наслоений росписями, некоторые из которых являются уникальными и редко встречающимися. Мы видели фреску Рождества Христова со связанными ногами Пресвятой Богородицы, означающими Ее девство и чистоту. Рядом изображена перепись в Вифлееме с Иосифом, указывающим на Божию Матерь, тем самым показывая, что Она - его жена.

Далее дорога шла вниз. Мы спускались вдоль узких улочек, по которым струились почтенные турки в традиционных мусульманских одеждах и их женщины, одетые в хиджабы. Повернув возле очередной мечети, мы вскоре оказались у небольшого православного храма святой Марии Монгольской – единственного византийского храма в Стамбуле, в котором не прекращалось христианское богослужение. Постучав в ворота храма и представившись, мы попали в древнюю церковь со старинным иконостасом и почти без росписей. Богослужение в храме совершается только по воскресным и праздничным дням. Покинув осколок исчезнувшей православной империи, напротив которой стоит грациозное здание греческого лицея, мы продолжили наш путь по кварталу Фанар, в котором после многочисленных погромов почти не осталось греков.

С трудом мы нашли здание Константинопольской Патриархии с собором великомученика Георгия Победоносца и многочисленными святынями. Сам храм мало похож на здание церковной архитектуры по вполне понятным причинам непростой истории греческой общины Стамбула.

Патриархия находится совсем рядом с бухтой Золотой Рог и мы спустились к ней, чтобы найти болгарскую церковь, пожалуй, единственный православный храм Царьграда, находящийся в столь оживленном месте. Здесь с нами приключилась одна история, дающая пищу к размышлению на тему, как голь хитра на выдумки и насколько простодушны ничего не подозревающие туристы.

Ищем мы и ищем болгарскую церковь… Ну, никак не найдем. Трудна, по-видимому, невидимая дорога к нему. Вдруг, как в сказке, нам навстречу попадается турецкий сапожник. Мы шли сзади него и он внезапно роняет свои нехитрые принадлежности. Из чувства вежливости мы наклоняемся, чтобы поднять обувную щетку. Он спрашивает: «Вы откуда?» «Из России», -отвечаем мы. «А я родом из Анкары. Вы что-то ищете?» Болгарский храм» «Вы христиане?» «Да» И он, махнув рукой, повел нас к возжеленной церкви. Увидев знакомый по интернету силуэт, мы поблагодарили попутчика и уже собрались идти. Не тут-то было. Сапожник предложил мне почистить мои…сандалии и сделал это. Я даже не посмел сопротивляться. Да, и сыну захотел почистить. Далее начался «бакшиш». «Мне нужно покушать» В общем, давай деньги. Маленько поколебавшись, я дал старому турку несколько монет. Говорю, что осталось несколько монет в кармане. И он без всякого стеснения забрал все находившиеся на моей ладони драгоценные лиры. Ну, и ну… Вот, так приключение…В тот день уже в другом месте абсолютно похожий трюк повторился, но мы уже стали опытными путешественниками, которых не проведешь, и упавшую на дорогу щетку мы уже не подняли, тихо про себя смеясь вслед в этот раз незадачливому сапожнику.

Подойдя к самым водам бухты, мы полюбовались великолепными видами Галаты – предместья Стамбула с его конической формы башней, отчетливо виднеющейся на горизонте. Несколько ребятишек барахталось в прибрежной воде, по которой проплывали прозрачные медузы и дохлые крысы. В остальном все было великолепно. В конце-концов мы добрались пешком до римского акведука, в кафе близ которого мы пообедали. Отсюда открывался блистательный вид на Айя-Софию.

Желая посетить большинство византийских храмов, я решил вначале подняться к одной из мечетей Зейрек, в прошлом храму Пантократора. Храм показался действительно величественным. Сейчас в нем располагается мечеть и что-то вроде медресе.

Недалеко то Зейрек-Джами располагается крупный торговый район с базаром, на котором предлагаются всевозможные яства. Одна нищенка, судя по всему не разбираясь в чинах, будучи одетой в паранджу, назвала меня «хаджи», при этом попросив у меня денег.

Долго блуждая по многочисленных стамбульским закоулкам, мы искали церковь Феодосии, нынешнюю Гюль-Джами. Я не мог не удержаться, чтобы не заглянуть внутрь бывшего православного храма, чтобы увидеть место, где располагался некогда алтарь, другие отличительные признаки христианского богослужебного сооружения и меня, иноверца, в чем я искренно признался, туда пустили. Горечь и сожаление о былом величии храма я вынес после посещения церкви Феодосии. Пустота…А ведь раньше здесь звучали христианские песнопения и хвала возносилась Христу!

По пути обратно мы зашли в еще один византийский храм, точнее, постояли у него снаружи. Это был Имарет-Джами. Затем с помощью одного молодого человека лет пятнадцати мы посетили одну из античных колонн, находящихся в этом районе. Спустившись к широкому бульвару, мы подошли к реконструируемому монастырю Липса. Все строение находилось в лесах и внутрь мы не попали.

Сев напротив бывшего монастыря на маршрутку, мы по ошибке доехали до самой Галаты. Обратно в исторический центр Константинополя мы шли пешком через мост, любуясь превосходными видами древнего Царьграда. Поднимаясь в гору, мы прошли множество нам незнакомых мест, излучающих аромат исламского Стамбула с его возгласами муэдзина и чудными нравами его жителей, сочетающих традиции и современность.

Таким образом, преодолевая невероятные расстояния, мы пешком дошли до трамвайной линии близ университета, а затем вдоль самой линии до мечети Лейли и по улице Коска и другим улочкам с вывесками «Одесса», «Москва» на русском языке до самого Мраморного моря. Как Ване не хотелось искупаться в нем, ничего не получилось. Пляжей никаких видно не было и мы, решив поберечь свои ноги, сели на автобус, доехав до Золотого Рога. Непременно нужно было сфотографироваться на фоне моста через Босфор, и мы это сделали. Далее ничего не оставалось, как сесть на трамвай и доехать до султанского дворца и садов Гюльхане, в которых мы вдоволь налюбовались причудливыми фонтанами и забавными лужайками в тенистой роще.

Все уже было закрыто, и единственным нашим маршрутом осталась дорога в отель.

Не столь раннее утро началось, как и в предыдущий день, с завтрака в отеле с очень услужливым дяденькой в столовой. Сытно поев, мы вышли в маленький парк «Миллион», где стоит античный столб, указывающий начало всех дорог Византии. А рядом – Святая София, где за полчаса до открытия порядочно собралось народу. За нами вскоре образовался огромный хвост. Надо же, как мы вовремя вышли. Пройдя турникет, заплатив за входной билет, и вновь пройдя турникет, мы вышли к самому заветному месту Константинополя. У меня даже дух перехватило. Я никогда еще не был так близко возле сооружения полуторатысячелетней древности.

Софийский собор сразу поразил меня своей громадностью. Он мне показался больше Храма Христа Спасителя в Москве. Невозможно было не обратить внимание на сохранившиеся фрески и мозаику. Прикасаясь к величественным колонам храма, я представил, что в давние времена здесь стояли молящиеся и, наверняка, святые, горячие прошения которых возносились к Богу. И, вот, я сам стою здесь. Прислонившись к одной колонне, а затем другой, я тихо пропел молитву. В такой толчее, которая была в Святой Софии, вряд ли кто-либо заметил мое пение, если бы я даже спел во весь голос. Алтарь был закрыт для прохода, и даже не попав туда, я возрадовался тому, что здесь не ходят праздношатающиеся.

Второй этаж храма, подъем на который состоял не из ступенек, а просто вымощенной дорожки, поднимающейся вверх, поразил нас не менее. Зал церковных соборов отделен мраморной перегородкой с крестом, на удивление не разрушенной позднейшими завоевателями. На одних из перил мы заметили норманнскую надпись, нацарапанную воином-викингом в Xв. Везде видны фрески и мозаика X-XIIвв. с изображениями императоров и императриц. И, конечно, вид с балкона на алтарь и весь храм был поразительный.

Во дворе Святой Софии сохранились остатки более древнего храма-базилики, стоявшего до разрушительного восстания «Ника» 532г.

Сохраняя в душе массу впечатлений, мы отправились ниже по трамвайной линии к храму Святой Ирины. К сожалению, в музее был выходной день, и мы не смогли посетить этот чудесный памятник византийской архитектуры. Рядом находился археологический музей и мы с удовольствием посетили его экспозиции, состоящие не из муляжей, а из оригиналов античных скульптур, и не только. Во дворе музея стоят гробницы византийских императоров, которые раньше располагались в храме Святых Апостолов, превращенном в кафедральный собор константинопольских патриархов после крушения Византии.

Пройдя обратно, мы посетили колонну императора Константина и самый старинный турецкий базар Стамбула. В предыдущий день мы не нашли Бодрум-Джами и лишь в этот раз, правда с величайшим трудом, нашли эту мечеть, в византийскую эпоху являвшуюся придворной церковью императорского дворца Мирелейон. Следует сказать, что все ваши расспросы о том, что где находится в Стамбуле, могут привести ни к чему, потому что в этом огромном городе много приезжих из провинции, интересующихся в основном торговыми точками, а не его достопримечательностями.

От Мирелейона мы направились на юго-запад старого города, по пути пополняя запасы воды и апельсинового сока. Мы посетили несколько христианских храмов и руины Студийского монастыря, которые, к сожалению, были закрыты. Из прессы удалось узнать, что этот монастырь, бывший продолжительное время музеем, вновь собираются передать мусульманской общине.

Далее наш маршрут пролегал вдоль фортификационных сооружений Феодосия и, надо сказать, что почти все их мы прошли пешком. Ни одного туриста мы здесь не видели, зато все щели в крепостных стенах были заложены мусором, а иногда представляли собой пепелище. Таким образом, путешествуя и наблюдая древность и современность не глазами посетителя «потемкинских деревень», мы вышли к одним из городских ворот, а затем через весьма оживленную магистраль вышли к большому мусульманскому кладбищу, среди которого находятся два монастыря – греческий и армянский под одним названием «Балыклы». В православном монастыре находится святой источник, именуемый живоносным.

Проехав на двух автобусах до следующего пункта нашего путешествия, мы достигли бухты Золотой Рог, и, пройдя мимо могилы одного из мусульманских святых, мы вышли в переулок, в котором располагался знаменитый храм Влахернской иконы Божией Матери. Был вторник и врата храма, к нашему огорчению, были закрыты. Нам было очень и очень жаль.

Пришлось торопиться. Оставалось несколько часов до нашего рейса, а еще нужно было доехать до аэропорта. Мы начали подниматься с внешней стороны Феодосиевых стен на самую гору. Тяжелым был подъем. Слева остался вход на христианское кладбище и еще одни городские ворота. Далее последовал спуск к самому метро, у которого мы уже не раз бывали.

Вздохнув с облегчением, что мы не должны опоздать, тем более в отеле нам помогли распечатать наш посадочный талон после электронной регистрации, мы с одной пересадкой добрались до аэропорта им. Ататюрка. Нам везде подсказывали, как доехать правильно. Приятно было видеть, что турки довольно вежливы, за исключением одного случая, когда водитель одной из маршруток несся стремглав и ругался на пассажиров. Младшие везде уступают старшим в транспорте. Молодежь ведет себя прилично и одета прилично, не вызывающе.

Наш рейс был задержан на полчаса, но мы не слишком от этого пострадали. Надеясь вновь посетить Второй Рим-град святого Константина, мы летели домой, выстраивая новые планы на будущее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наличие бюджетных мест и Годовая стоимость обучения в магистратуру | Грехи против Святаго духа