Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальная культура первые годы после революции






Революция естесственно чудовищно повлияла на муз.культуру, гражданская войне привела к жуткой разрухе, голоду, холоду. Это не могло не подействовать на искусство. Оно начало замирать. А ведь начало 20в – это был период большого подъема, который был искусственно оборван. Россия потеряла многих гениев – Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Метнер, Черепнин, Гречанинов, Лурье, Глазунов. Глазунов до последнего пытался не уезжать, но все таки уехал во францию. Его травили за редактирование Мусоргского и восстановление Бородина (вместе с Р-К). Травил Асафьев.

Также уехал Горовиц, Хейфиц, Мирон Полякин скрипка, Бурундуков виолончель, Кусевицкий контрабас. Глиэр также хотел уехать, но его отговорил Рахманинов, потому что слишком много имигрантов и сложно найти работу. Рахманинов переехал при поддержке Модеста Альтшулера.

Появляются союзы пролетарской культуры (пролеткульты) которые хотели строить музыку на голом месте и уничтожить все созданное ранее (Чайк. – буржуазный нытик). Признавали только Скрябина, несмотря на то, что он был крайне противоположен.

Байкот буржуазным специалистам, музыкантам, которые происходили не из рабочей среды. С позиции вульгарного социализма. Нужно было происходить из пролетарской среды. Начались массовые увольнения педагогов, музыкантов, образованны наркоматы. Первый нарком Луначарский. Он был очень образованным и культурным человеком, но следил за идеологией. Поддержал Шостаковича в студенчестве с подачи Глазунова.

Пролеткульты были закрыты в 23-25гг. Ленин – Мы не можем строить новую культуру, не постигнув старую.

Формируется массовая песня, расцвет в войну, упадок в 70е. Сначала использовались песни французской революции – Интернационал, Марсельеза. Другой вариант – переделка русских или украинских народных песен на новый текст. Первые композиторы Дмитрий и Самуил Покрас. Они были трубачами в армии Буденого и написали марш Буденого и «Конница Буденого».

Другой жанр- симфония в лице Николая Яковлевича Мясковского (один из первых народный артист советского союза). Был офицером царской армии. Лежа в окопе написал 5 симфонию (аналогия с концертом для голоса Глиэра).

6 симфония ми-бемоль минор 24год.

Первая советская симфония о революции, но трактовка не обычная тому времени, о трагедии – интонации вздоха, dies irae, тема смерти, духовный стих (финал). Финал очень ругали, что он пестрый, рыхлый, неубедительный, однако очень удачный, четкий, емкий. Первая русская симфония с хором. Навеяна драмой бельгийского драматурга Поля Верххарна «Зори». Драма посвящена франц.революции. «Интелигентско-невростеническое понимание революции».

1 часть – сонатная форма. После небольшого вступления – главная тема ми-бемоль минор – вздернутая, взвинченная, напряженная, не вокальная. Очень большая тема. Побочная контрастная – интонация вздоха, стона, идущая от Баха. В финале будет играть важную роль.

2 часть престо тенеброзо (быстро мрачно). Мрачное дьявольское скерцо – революция как вьюга, буря, которая ставит на дыбы.

3 часть – небольшое просветление. Солирующие деревянные дузовые вносят момент пасторальности.

4 часть очень большой(больше часа), очень убедительный финал. Концепция четко выражена – трагического восприятия революции. Большая двухчастная форма. Две песни франц.революции: кормоньола – песня пляска и «са и ра». Побеждает революция, затем потемневший колорит – Dies irae. Символ смерти, тема духовного стиха в расставании души с телом. Небольшая связка и зеркальная реприза – саи ра, потом кармоньола, потом диез ирэ, все напряженно, звучит интонация стона. Кульминация – поет хор на интонации стона, духовный стих 3 куплета. Замирание, уход, а в коде просветление. Похоже по концепции на Колокола Рахманинова.

Судьба симфонии сложилась сложно, т.к.трактовка революции как трагедии. Запись появилась после 60гг.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.