Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объясните значение устойчивых выражений, составьте с ними предложения.






Золотые руки, светлая голова, семь пятниц на неделе, как снег на голову, как две капли воды, бить баклуши, у черта на куличках, держать камень за пазухой, семи пядей во лбу, сбить с панталыку, как пить дать, кот наплакал, вешать нос, на носу, спустя рукава, на вес золота, как рыба об лед, маменькин сынок, играть с огнем, правая рука, между небом и землей, ждать у моря погоды, первая скрипка, больное место, песенка спета, когда рак на горе свистнет, себе на уме.

 

Образуйте вариант фразеологизма, заменив один из компонентов.

Седьмая вода на киселе, умываться слезами, мотать себе на ус, медведь на ухо наступил, пересчитать косточки, поддеть на удочку, котелок варит, трогать за душу, брать за горло, псу под хвост, вылупить глаза, намылить шею.

 

18. Используя исходное слово, назовите несколько фразеологизмов, возникающих в памяти. Например: шея – шею свернуть, шею намылить. Объясните их. В случае затруднений обратитесь к словарю.

Входить (войти) …, выжимать …, волк …, глаз …, душа …, семь …, зуб …, ухо …, корыто …, играть …, пробка …, кожа …, грош …, во весь (все, всё, всю) …, камень …, локоть …, не из робкого …, голова …, заяц …, нога …, лепет …, крыша …, нос …, голос …, вода …, Ерёма …, Кузьма …, горох …, Адам, Ева …, Мономах …, Герострат ….

 

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых сочетаний.

1) Кончится тем, что Оля станет басней во языцех для всей улицы. 2) Совсем недавно Семенова хвалили и пели ему фимиамы. 3) Дело ещё осложняется тем, что здесь меняют всех под одну гребёнку. 4) На этот раз шахматисту не повезло: он получил фиаско. 5) Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая сил. 6) Нужно воздать дань этой жемчужине среди славянских библиотек. 7) С началом побед на фронтах люди распрямились духом. 8) Игроки душу не чают в своем тренере. 9) Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

Прочитайте помещенные ниже крылатые выражения, восходящие к библейским и евангельским текстам, объясните их значение.

Альфа и омега, вавилонское столпотворение, вкушать от древа познания добра и зла, глас вопиющего в пустыне, египетские казни, златой телец, камень преткновения, козел отпущения, краеугольный камень, манна небесная, тяжелый крест, от лукавого, смертный грех, Содом и Гоморра, соль земли, суета сует и всяческая суета, хлеб насущный.

 

Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант. Попробуйте определить тему каждой из статей; скажите, насколько удачен, на ваш взгляд, подобный прием создания создании экспрессии на газетной полосе.

1) Валюта строить и жить помогает. 2) Илья не играет в хоккей. 3) У демократов собственная гордость. 4) Английская бабушка надвое сказала. 5) Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 6) В Минфин со своим уставом. 7) Ближе к «телу». 8) Гадание на деленной гуще. 9) Легко ли жить в музее. 10) Смело, товарищи, в лапу. 11) Не плюй в колодец – сам там будешь. 12) Большому рублю – большое плавание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.