Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 39. Оформление результатов поиска






Но вот исследование в своей основной части завершено, про­шло апробацию. Теперь его результаты, а в определенной мере и I ход исследования должны быть обнародованы, без чего невоз­можно их широкое освоение, использование в науке и практике. Формы обнародования различны: публичные выступления, вы­ставки, показы, смотры, дискуссии, запись на видеопленку или в память ЭВМ и т. д. Тем не менее ведущую роль пока играет старый традиционный способ: литературное оформление результатов ис­следования и подготовка публикаций (методических пособий, ста­тей, книг).

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив долж­ны стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяриза­торами своих идей и методов. Ведь иначе ценнейший опыт, ин­тереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Сказанное определяет важность литературного оформления проделанной поисковой работы для ее дальнейшей судьбы. Та­кое оформление обычно выступает как заключительный этап, венец исследовательского процесса. Он начинается тогда, когда исследование или его относительно самостоятельная часть за­вершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформ­ление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отра­ботку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений ис­следования. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом доформировывается, шлифует­ся, оттачивается. Вот почему литературное оформление — это важная часть самого исследования. Авторам необходимо найти, а затем точно и доступно передать основные идеи, методы, выво­ды и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно раз­делить на содержательные — о чем следует рассказывать — и ме­тодические — как лучше это сделать.

Прежде всего расскажем об основных требованиях к содержа­нию излагаемого.

Концептуальная направленность определяется системой исход­ных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции разных или даже противополож­ных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения.

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлений, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и пер­спектив развития. Аспектная определенность предполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе.

Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с ин­дивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это оп­ределяется пониманием сущности воспитания как единства про­цессов социализации и индивидуализации.

Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов. Данное требование не является абсолютным, так как в пе­дагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.

Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подхо­ды. Быть может, это формы или организационные структуры, спо­собы адаптации уже найденных подходов в специфических усло­виях или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, про­анализировать ошибки.

Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны (например: человек — главное богатство и са­моцель развития общества; значительная роль среды в формиро­вании личности; суверенность личности; отношения как предмет педагогической деятельности и др.), и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспита­тельной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение или используемый набор средств — самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны варианты.

Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике недавно ушедших в прошлое и существующих систем и структур, в разоблачении недостатков традиционных подходов. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опы­том или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не ; являются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержатель­ность и глубину изложения.

Теперь расскажем о требованиях к логике и методике изложе­ния.

1)Возможны три основных методических варианта изло­жения:

воспроизведение основных этапов и логики проведенного
поиска;

воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

теоретическое воссоздание предмета и объекта исследо­
вания.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один вопрос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скрытая, завуалированная позиция авторов?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором 2) по­зиция авторов, полученные ими решения раскрываются не сра­зу. Например, ставится проблема, излагаются варианты ее воз­можного решения, рассказывается о ходе поиска, удачах и поте­рях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив пробле­му, автор (авторский коллектив) воссоздает в общих чертах ре­альный процесс исследования и уже затем, в конце, делает вы­воды, предлагает решения. Однако этот жанр все же обрекает читателя на роль потребителя готового. Не зная позиции автора, его выводов, он не может проверять решение на прочность, аргументированно его поддер­жать или оспорить. Вот почему, на наш взгляд, при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко 3) основные виды из­ложения результатов исследования.

Научный отчет. Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания пред­посылок, задач, методики, содержания, хода и результатов по­исковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и про­блемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование ра­боты; методика исследования, ее основные этапы и их содержа­ние; характеристика полученных результатов; выводы и реко­мендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения — дело­вой, строгий.

Доклад или сообщение. Оформленное письменно, но предназна­ченное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются. Публикуются толь­ко тезисы — краткое изложение основных идей доклада или сооб­щения.

Статья. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, ана­лиз и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Рецензия — критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представ­ляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки об­суждаемых проблем.

Брошюра (до 4 печатных листов) и монография (4 и более пе­чатных листов) — более или менее подробное и последователь­ное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, вы­воды и рекомендации.

Методические рекомендации. Очень краткое изложение совре­менных научных данных и более развернутое — практических ре­комендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом исполь­зовании определенных методик и технологий.

Диссертация (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Кандидатская диссертация должна представлять оригинальное исследование, содержащее новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Докторская — решение крупной научной пробле­мы или разработку нового научного направления. Максимальный объем кандидатской диссертации по гуманитарным наукам — 180— 190 страниц машинописного текста.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается авторефе­рат диссертации, содержащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1—2 печатных листа.

4) Любой вид более или менее развернутого изложения результа­тов работы содержит шесть основных частей: введение, теорети­ческое обоснование, описание опытно-экспериментальной рабо­ты и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и биб­лиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, гра­фики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и дру­гих источников по интересующей проблеме, изложение теорети­ческих концепций (философских, социологических, педагогичес­ких, психологических, медицинских), составляющих теоретичес­кий базис исследования, анализ существующей практики, а так­же историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в тео­рию, практические советы и рекомендации, указываются веду­щие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носите­лях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

5) Существуют два основных метода написания текста: конструк­тивно-синтетический и критико-аналитический. Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального вари­анта. Вслед за этим применяется критико-аналитический ме­тод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образовании. Иными словами, убираются «строительные леса». На­конец, наступает этап авторского редактирования, когда идет ра­бота над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.

6) Стиль изложения научной работы может быть различным. Раз­личают стиль научный, отличающийся использованием специаль­ной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и заниматель­ность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктив­ность и конкретность установок с популярным раскрытием живо­го опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться вырази­тельности речевых средств (экспрессии).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.