Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические основы профессионального самоопределения.
Развитие человека сопровождается постоянным поиском себя как индивидуальности и активного члена общества. Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. В профессиональном самоопределении традиционно выделяют
профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если профессиональная перспектива – это целостная картина своего профессионального будущего, то профессиональный план – это более конкретная программа достижения профессиональных целей. Для профессионального самоопределения характерны:
1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). Для дальнейшего рассмотрения особенностей профессионального самоопределения необходимо отметить ряд отечественных типологий профессиональной деятельности. В России наиболее известна типология профессии, предложенная Е.А.Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами: 1) человек-природа; 2) человек-техника; 3) человек-человек; 4) человек- знаковые системы; 5) человек- художественный образ. В наши дни как государственные, так и частные профориентационные службы помогают человеку осуществить грамотное профессиональное самоопределение. Гл психол-я причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не могли и не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Такая свобода действительно порождала множество проблем, и главная из них - это ответственность человека за важные жизненные выборы. В эволюционном развитии профориентации можно выделить два основных этапа: 1. Конкретно-адаптационный этап. Главная задача - помочь человеку «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы.
2. Диагностико-рекомендательный этап. В его основе лежит «трехфакторная модель» Ф. Парсона: изучение требований профессии к челу - первый фактор, исследование кач-в чел-а с помощ тестов - второй фактор, сопоставление требований с кач-ми чел-а и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии - третий фактор. При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора. В наст время профес-ая консультация разработала разнообразные модели взаимодействия с клиентом, в частности: - искусственная «подгонка» человека к профессии.
- диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи - основана на неизменности качеств клиента и требований профессий; - диагностико-корректирующая и диагностико-развивающая профконсультации. В отличие от диагностико-рекомендат-й модели, здесь все основано на учете изменений в выбираемых проф-х, в их треб-х к чел-у, а также на учете меняющегося клиента. Важн особен-ю такого рода помощи оказыв-ся возможн что-то улучшить в своей ситуации и постоянно коррект-ть свои выборы в зависимости от изменения требований профессии и от изменений своих собственных способностей (по Е. М. Борисовой и К. М. Гуревичу).
|