Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективные переживания субъектов общения






В сов психологии существует традиция рассматр-ть переживание в кач одной из центр-х категорий, характер-х психическое. С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» говорит о том, что " всякий психический факт - кусок реальной действит-ти и отражение действительности".

Эти два аспекта, всегда представленные в сознании чел-а в единстве и взаимопроникновении ступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично.

Образы, мысли, идеи не могут существовать без нек-го носителя, субстанции воплощения, и такой субст явл-ся субъективное переживание. Чел-к может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков, но для того, чтобы стать достоянием др чел-ка, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенционального внешнего во внутр-й, живой носитель. Именно субъективное переживание явл-ся носителем психич-х образов, а не физиологич-е процессы.

Реальность субъективных переживании позволяет охарактеризовать их как универсальную онтологическую основу психического образа, как конкретно-субъективную форму существования отражаемого в нем содержания. Другими словами, в психическом переживание проявляется в кач-ве реального носителя познавательных образов (воспринимаемых, представляемых, мыслимых) и в этом смысле противопоставляется отражаемому в них идеальному содержанию (которое неминуемо переживается): «Субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира» (Гальперин). Разумеется, противопоставление переживания и отражаемого содержания (образов, знаний) явл-ся относительным, так как в целостных психических явлениях эти два полюса всегда выступают в единстве формы и содержания. Следует отметить, что в виде переживания и знания в психике человека обнаруживаются моменты, «в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях» (Рубинштейн), т. е. речь идет не только о высшей форме отражения—сознании.

Мног проблемы, касающ переживания, не разработаны даже на ур-не гипотез.Отсутс-е представл-й о границах эмоц-ой сферы отражения автомат-ки обусловл-ет неопределенность в вопросе об основных видах переживания.

Игнорируются при анализе психического весьма разнообразные и функционально важные явления. Таковы, например:

1.чувства меры реальности отражаемого содержания, которые обычно не замечаются из-за постоянного присутствия в психическом, но отчетливо обнаруживаются при психотических нарушениях, когда действительность воспринимается нереальной или в нее проецируются и воспринимаются реальными образы галлюцинаторного происхождения;

2.чувство узнавания, тоже столь же мало заметное в нормально функционирующей психике и столь же явно обнаруживающееся в случае застрявшего припоминания, при неспособности человека идентифицировать узнаваемое явление, а также при аномалиях в виде симптома «уже виденного» в отношении того, что никогда раньше не воспринималось, или «никогда не виденного» при восприятии хорошо известных предметов;

3.чувства пространственного расположения предметов в отношении тела;

4.чувства способа действия;

5.чувства сходства, ожидания и многие другие психические явления, имеющие признаки непосредственного субъективного переживания.

Таким обр, непосредственный опыт как будто говорит о том, что наряду с эмоциями существует множество других психических явлений, обладающих признаками переживания. Но что в таком случае объединяет и различает эти разновидности переживания, какие возможны дальнейшие характеризующие его дифференциации? Данные вопросы остаются открытыми


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.