Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология философских концепций права






Философия права имеет множество аспектов. Доминирование любого аспекта в интерпретации правовой реальности предопределяет необходимость выделения в целостном философско-правовом знании его концептуальных разновидностей.

Философско-правовой идеализм – объединяет представления о правовой реальности как о порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, B.C. Соловьёв).

Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отражённого в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Маркс).

Философско-правовой рационализм – заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).

Философско-правовой иррационализм – основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, – воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон).

Философско-правовой позитивизм – ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, «очищенных» от морали, политики и психологии, верифицируемых или фальсифицируемых, а самого права – как совокупности норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

Философско-правовой персонализм – отводит определяющую роль в правовой реальности личности (persona). Именно личность в этой концептуальной установке является целью и ядром правовой реальности (Н.А. Бердяев).

Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, свободу как альтернативу жёсткой предопределённости, зависимости от необходимости (все просветители XVIII – XX вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Многообразие философско-правовых концептуальных разновидностей обусловлено не только многоаспектностью социально-философского знания, но и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического.

Естественное право (право повседневного мира человека) – в историко-юридической науке рассматривается как притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Позитивное право (право системного мира человека) –в нормативных документах система требований, выраженных в законе.

Гуманистическое право (право жизненного мира человека) – представляет регулятивы взаимоотношений в обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.