Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существует несколько подходов в понимании свободы.






1) Связывают понимание свободы воли человека только с необходимостью, и следовательно (Гольбах): “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости...его свобода воли есть химера”. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой свободе можно говорить.

2) $ и противоположная трактовка: свобода – это возможность поступать, как хочется. Екатерина Великая – свобода – это когда никто не может заставить меня делать так, как я не хочу. Здесь уже имеется элемент противоположности свободы не столько необходимости, сколько принуждению.

3) Некоторые утверждают о наличии абсолютной свободы. Легенда о расквашенном носе => свобода может и не знать граней, отделяющих ее от ошибочных действий. => нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (не только в пределах имеющихся тех или иных рамок, но и различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода – абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка.

4) Одной из более разработанных концепций свободы является концепция Бердяева. Связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода есть не только выбор возможности, свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. “Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в " моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой ситуации). Недостаток – устранение детерминизма.

5) В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам

в философии понятие свободы, как правило, противопоставляется понятию необходимости, в политике — порядку, в этике — ответственности.

В предметном поле философии проблему социальной свободы обычно разделяют на следующие части: проблему свободы действия, проблему свободы выбора и проблему свободы воли. И наибольшее внимание уделяется изучению последних оснований человеческих мотивов и поступков, т.е. проблеме свободы воли.

Свобода действия проявляется в беспрепятственном движении человеческого тела, которое бы соответствовало цели некоторого желания, имеющегося у осуществляющего это движение человека. В контексте философского знания свобода действия человека не исчерпывает собой проблему социальной свободы.

Другая её составляющая - проблема свободы выбора. При рассмотрении этой проблемы центральным становится вопрос о внутренних границах человеческого желания. Вопрос здесь заключается в следующем: имеет ли человеческая воля способность самостоятельно выбирать тот или иной мотив или же она (воля) просто регистрирует информацию о выборе организмом наиболее сильного мотива. Человек наполняется чувством свободы при осуществлении выбора. В некоторых случаях свободный выбор человека оказывается сопряжён с муками выбора, а чувство облегчения при осуществлении выбора можно рассматривать как ограничение свободы. Получается, что ощущаемая человеком свобода или несвобода не может являться доказательством свободы или несвободы и, следовательно, вопрос о свободе выбора неразрешим на уровне индивидуальных субъективных ощущений, которыми сопровождается волевой выбор.

Следующий и самый трудный вопрос в теме социальной свободыпроблема свободы воли. Свобода человеческого хотения определяет его выбор и действия. Но находится ли это хотение во власти человека? Считается, что человек волен выбирать и делать то, что он хочет. Но может ли он в действительности хотеть того, что он действительно хочет? Ведь, возможно, существует некоторая цепь причинности, в которую вплетена воля каждого человека, и тогда хотение не может быть свободным. Возможен также вариант, при котором такой цепи нет в природе и воля каждой конкретной личности самостоятельна. Но тогда под вопрос встаёт идея единства мира.

Спиноза: свобода – глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным.

Гегель: история человечества – прогресс в сознании свободы. Случайность – не плод человеческого незнания, она существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости. В каждой случайности есть элемент необходимости.

В марксистской философии: свобода – как познанная необходимость (закономерность), и как практическое использование результатов этого познания. Свобода – есть свобода выбора. Диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает эту свободу строго детерминированной системой реальных возможностей.

Бюхнер: свобода – это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке.

П. Гольбах: во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода – химера.

Н.А. Бердяев: связь свободы с природной и социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности, свобода – есть творчество.

Наука: даже самые иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами.

Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения. В природе реальной ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. А человек может сознательно влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Один из аспектов проявления человеческой свободы – способность преобразовывать окружающий мир, преобразовывать самого себя и окружающий социум.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.