Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль науки в исследовании сознания






Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем б контроля. Сознание нельзя вытащить из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому-то вплоть до 20в. ф занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, “растягивало” во времени и пространстве акт сознания. выделяя его “шаги”, как ощущение, восприятие, представление и т.д.

В 20 в. философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти шаги мгновенно сворачиваются в образ, благодаря кот возникает связь человека с миром и с самим собой. Ответить на этот вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.“Ядром” сознания, способом его существования явл знание. Сознание принадлежит субъекту, чел, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей чел явл этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

У абсолютного большинства людей сознание не контактирует напрямую с другими частями структуры сознания, а работает с ними в бессознательном состоянии. Поэтому модель можно разделить на две части: - сознательное, т.е. сознание; - бессознательное, т.е. подсознание, сверхсознание, надсознание.

Подсознание это наши знания, навыки и умения. Текст отложился в подсознании. Отсюда важно как человек формирует свое подсознание. При учебе, усвоении знаний, профессиональном росте в какой-то области подсознание качественно растет. Сверхсознание это то, что сформировало личность.Высшее “Я”. Оно стоит на более высоком уровне чем личность и значит видит более глубже проблемы человека и вероятное будущее. Надсознание это наше вероятное будущее. Будущее чел, как д/б известно имеет параллельные варианты в рамках судьбы личности, из которых он может выбирать наилучший, если сможет. Однако в некоторых точках параллельные варианты сходятся в судьбоносное событие, которого не может избежать личность, в ее силах только соответствующим образом пропустить его через себя.

Фрейдизм создал наиболее влиятельную концепцию бессознательного - совокупность психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. все бессознательное, в отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание. Бессознательное - явления, видения, сновидения, сомнамбулизм, невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться в сфере сознания и переходить в бесс.

Фрейд: собственно бессознательное - то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (секс. И агресс влечения, вытесненные из сознания мысли, впечатления). А также подсознательное – то, что может осознаваться при опр. условиях (нормы морали, ценности, компоненты рационально-волевой сферы).

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершенствуются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности автоматические.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание, как бы освобождается. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание. Последнее борется с этим потоком и нередко оказывается бессильным, это проявляется в психических расстройствах. Однако не все в бессознательном является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не наступает в сознания.

Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания как такового. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.


15. Человек как предмет философского анализа

Человек – главный предмет философского исследования. Это исследование начинается с Сократа и его проекта «Познай самого себя» и продолжается до настоящего времени. Оно не закончится никогда, пока существует человек, т.к. человек не имеет постоянной сущности, определив которую можно было бы сказать, что такое человек. Сущностная характеристика человека – свобода. Человек есть проект, он живет «из будущего», ставя перед собой определенные цели и реализуя их. Деятельностная сущность человека была осознана немецкой классической философией. Затем деятельностный подход к человеку был развит марксизмом, который исследовал человека как общественное существо. Человек – существо природное и в этом качестве его изучают естественные науки – биология, физиология, генетика и т.д. философия пытается создать целостный образ человека, найти его главные бытийные характеристики. Антропология - этот термин впервые употребил Аристотель для обозначения той части философии, которая изучает человека. Человек на протяжении развития всей философии был в центре внимания философов. Это центральная философская проблема. Философия познаёт, изучает природу и сущность человека. Природа человека – исходные биологические начала в человеке: разумность, прямохождение, членораздельная речь, т.е. всё, что выражает особенности человека как живого существа во все времена независимо от биологической эволюции исторического процесса. Сущность человека – основное качество человека, его основная отличительная черта; то, что делает человека человеком.

В античной философии образ человека космоцентричен, т.е. человека сопоставляют с внешним миром, космосом - человек в своих возможностях и задатках определяется природой – натуралистическое понимание человека. Анаксимандр вывел первые догадки об эволюционном развитии человека. У Демокрита человек состоит из атомов. Он рассматривает происхождение речи как результат общения и деятельного отношения к миру. С Сократа начинается антропологический поворот философии. Он впервые обосновывает принцип, что добродетель есть знание, поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость не будет поступать дурно и справедливо. Платон рассматривает человека с позиции дуализма, он разделил душу и тело человека. В 18в. франц. материализм: душа – результат психической деятельности человека. В философии Фейербаха: человек – часть природы, результат эволюции. Марксисты: человек – совокупность общественных отношений. С сер. 19в. (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор) рассматриваются элементы бессознательного в человеке. Кьеркегор – основоположник экзистенционализма: человек – основной предмет изучения. Человек по природе свободен → полная ответственность за свои поступки. Задача: помочь человеку познать свою сущность. Человек может познать себя сам в пограничных ситуациях. Философская антропология (Шеллер): задача – на основе частных наук о человеке воссоздать целостное представление о нем. Человек слишком сложное образование чтоб только методами философии или конкретных наук познать его. Выводы: в процессе исторического развития антропологических взглядов в философии были выделены основные признаки, характеризующие родовую сущность человека: 1) одушевленность и разумность; 2) деятельность; 3) социальность.

___________________

Философское учение о человеке, представленное множеством идеи̌ и концепций, принято называть философской антропологией. Оно зародилось в древности и приобрело особую актуальность в современной духовной ситуации. Своеобразие научного подхода к человеку определяется следующими моментами˸

Наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о приоритете тех или иных ценностных ориентаций. Одновременно научный подход к определœ ению человека всœ егда страдает некоторым редукционизмом (ᴛ.ᴇ. сведением сложного к простому, упрощением).

Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Она, опираясь на конкретно-научное знание о человеке, исследует ᴇ ᴦ ο в более широком культурно-историческом контексте, рассматривает уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.

Наиболее классической в философии считается так называемая триадичная модель человека, предполагающая ᴇ ᴦ ο рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа, дух. Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Изучение телœ есных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки˸ биология, анатомия, медицина и др.

Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимозависимость тела, души и духа. Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной Троицы. Выражение же ʼ ʼ духовная жизньʼ ʼ значило и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Дух - ϶ ᴛ ᴏ сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. Понятие духа обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего, и даже всœ еобщего в человеке. В духовном процессе формируются принципы, которые человек считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать свой жизнью. В тоже самое время человек должна быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы.

Понятие души - ещё более древнее. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу. Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. Душевная жизнь (в отличие от духовной) - ϶ ᴛ ᴏ сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии душа – присутствует интимно-личностный аспект. В понятии духа ярче выражено общее, универсальное (социальное).

___________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.