Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические теории и системы.






Дидактическая система – это определенная целостная структура осуществления образования, отличающаяся собственными критериями, обозначенными позициями и взглядами на этот процесс. Существует три принципиально отличающиеся друг от друга дидактических системы, имевших применение в разные исторические временные периоды.

Одну из них разработал немецкий философ и педагог И. Гербарт. Его система имеет множество недостатков и ошибочных представлений о процессе обучения в целом, что объясняется ее авторитарным характером. Наиболее широкое использование дидактической системы Гербарта относится к XIX в. Его система, основанная на теории этики и психологии, имеет основной целью формирование сильной, волевой личности, с конкретной идеологией и нравственностью и называется «научная система педагогики». Гербарт разработал основные идеи, на которые, по его мнению, должна опираться теория воспитания:

Идея совершенства, определяющего направление стремления и конечной цели формирования личности.

Идея доброжелательности, трактуемая как осознанное подчинение желаниям и стремлениям других в целях согласованного общения и взаимодействия.Идея права, призванная регулировать отношения между людьми посредством определения прав и обязанностей каждого.

Идея справедливости, согласно которой все несправедливые действия в отношении какого либо человека должны быть наказуемы и компенсированы.Идея внутренней свободы заключается в праве выбора и направление волевых усилий в соответствующем ему направлении.

В дидактической системе Гербарта отсутствует взаимосвязь обучения и воспитания. В его представлении в задачи обучения входит лишь повышение интеллектуального и физического развития, а так же приучение к порядку. Руководящая роль отводится учителю, который безраздельно управляет процессом обучения в строгом соответствии с учебным планом и в условиях поддержания дисциплины и полного послушания. Такие действия со стороны педагога направлены, главным образом на формирование сильной волевой личности. Роль учеников – пассивное восприятие и усвоение учебного материала.

Одной из них является дидактическая система американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи, которую можно охарактеризовать как альтернативу системе Гербарта.

В дидактической системе Дьюи определяющая роль в обучении отводится самим ученикам. Эффективность обучения зависит от познавательной и деятельной активности самих учащихся. Причем вербальные методы обучения практически отсутствуют. Учитель в этой системе играет роль помощника, призванного лишь определять направление учебного процесса и оказывать помощь ученикам, когда они в ней нуждаются.

Дидактическая система Дьюи имеет прогрессивный и демократичный характер, личностно-ориентированную направленность. К недостаткам этой системы можно отнести ее теоретическую недостаточность, несостоятельность обеспечения учеников системой научных знаний, необходимой в качестве базы для поиска решений в преодолении той или иной проблемной ситуации. Система Дьюи полностью противоположна системе Гербарта, и, как следствие этого способна решать те задачи, которые являются слабыми местами гербартовской дидактики.

Современная дидактическая система возникла с учетом достижений и ошибок дидактик Гербарта и Дьюи, и является основой современной педагогической практики. Одним из наиболее прогрессивных направлений новой дидактики считают обучение «через совершение открытий». Систему такого обучения разработал американский психолог и педагог Д. Бруннер. В основе этой системы лежит приобретение знаний через совершение учениками собственных открытий, на основе имеющейся у них теоретической базы знаний.

Дидактические принципы и закономерности.

Принципы – основополагающие идеи, основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы – это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие:

принцип природосообразности (один из самых старых педагогических принципов): в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень: ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

принцип демократизации означающий предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспита­ния, самообразования, самообучения, самоопределения;

принцип культуросообразности заключающий в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей

принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и семьи;

принцип образа жизни учащегося;

принцип профессиональной целесообразности заключающий в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;

принцип политехнизма, являющийся дополнением принципа профессиональной целесообразности

Закономерности обучения, присущие ему как орга­нической части воспитания (в широком смысле). Для

успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономер­ности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значе­ние имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует (и это отмечалось в главе о сущности и закономерностях воспитания), что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

— направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

- деятельностный характер обучения; — единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся; —проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

—обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

—раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; —учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;

—повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

—согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.

Характер и пути реализации этих закономерностей были раскрыты, когда шла речь о сущности воспитания. Здесь же следует только подчеркнуть, что умелая реали­зация этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективнос­ти.

62. Возрастная периодизация личности, основные этапы ее развития в образовательных организациях высшего образования. Психолого- педагогическое сопровождение профессионального становления бакалавра, специалиста, магистра.

Этапы профессиональной самореализации:

1) Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией. 2)Выбор своего, стиля педагогической деят-ти (до 30 лет). 3)Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет). 4)Внесение творческих элементов в выбранную технологию. 5)Разработка и внедрение авторских программ и проектов. 6)Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет). 7)Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:

- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС; - семинары-практикумы; - организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми; - самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся); - прохождения различных курсов повышения квалификации; - проведение открытых мероприятий, посещение мастер-классов.

Психолого- педагогическое сопровождение профессионального становления бакалавра, специалиста, магистра.

Кризиссистемы профессионального образования вызван целым рядом факторов, выделяют особо значимые:

- возросший спрос на качество высшего профессионального образования;

- постоянно меняющиеся условия жизни; - необходимость формирования профессионального мышления, активности, ответственности, устойчивой профессиональной мотивации будущих специалистов для обеспечения их готовности к профессиональной мобильности и социальной адаптивности; - инертность и консерватизм сферы профессионального образования, ее неадаптированность к социокультурной динамике; - неэффективность педагогического труда;

- слабая разработанность технологий профессионального обучения.

Бакалавр - это первая академическая степень, или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.

Маги? стр (от лат. magister - наставник, учитель) - вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). В средневековых университетах Европы существовали следующие академические степени: бакалавр, лиценциат и магистр. В 1240 г. магистры получили право избирать ректора - главу университета.

В процессе профессионального становления будущих специалистов в вузе постоянно возникают проблемы самоопределения при выборе специальности или специализации. Профессиональное развитие студентов осуществляется как система перехода от академической учебной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия, практические занятия по иностранному языку) через формы квазипрофессиональной деятельности (научно-исследовательская работа, производственная практика, курсовая работа, дипломный проект) к реальной профессиональной деятельности.

На первом курсе необходима помощь в адаптации к новым условиям жизни и требованиям вуза к выполнению учебного процесса, на старших курсах требуется помощь в научном и профессиональном становлении.

На первом курсе для студента вопрос: «Ту ли я профессию выбрал?» становится главным. Но первый шаг в выборе профессии уже сделан, учебный процесс идет, и изменить ситуацию и сделать другой выбор в ближайшее время невозможно.

На адаптацию к новым условиям жизни и учебы, в основном, влияют следующие факторы:

- перестройка ведущего вида деятельности (учебная деятельность в вузе обладает относительной «свободой» по сравнению со школьным обучением); - изменение социально-экономических условий жизни; - изменение отношения студента к себе, к другим студентам; - изменение мотивационных, нравственных ценностей; - непониманием новых специальных предметов, и как следствие, неудовлетворенность профессиональным образованием.

Не в каждом вузе существует профессионально-психологическая служба, но институт кураторства постоянно развивается и с успехом решает задачи психолого-педагогического сопровождения студентов, помогает устранить конфликты профессионального становления.

 

Первая особенность состоит в том, что в развитии педагогического мастерства следует выделить два основных этапа, каждый из которых включает в себя несколько периодов.

Первый этап - формирования профессиональной готовности к эффективной профессиональной деятельности, который делится на два периода: предварительной и непосредственной подготовки к ней.

Второй этап - собственно высокоэффективной профессиональной деятельности, который включает в себя два периода: становления и проявления педагогического мастерства. Каждый из названных этапов и периодов имеет своеобразное содержание и продолжительность.

Вторая о собен ность в развитии профессионального мастерства заключается в том, что расцвет педагога достигается в результате прохождения всех указанных этапов. Однако абсолютное большинство преподавателей по физическому воспитанию в своем развитии останавливаются на невысоком уровне (80-85 %).

Третья особенность в развитии педагогического мастерства состоит в том, что в его " всплеске" имеется определенная закономерность.

Четвертая особенность выражается в том, что основная часть творческих находок касается методической работы, меньшая часть приходится на сферу воспитательной деятельности. По мере продвижения педагогов к периоду проявления мастерства рост творческих находок в сфере воспитания студентов в процессе занятий физической культурой увеличивается.

Пятая особенность состоит в том, что в практической деятельности педагоги реализуют от 40 до 60 % своего профессионального потенциала.

Изучив сущность психолого-педагогического сопровождения, особенности проявления и развития педагогического мастерства у преподавателей по физическому воспитанию, мы приступили к выявлению факторов, определяющих высокую эффективность психолого-педагогического сопровождения их профессионального становления.

63. Педагогическое выгорание. Причины возникновения. Профилактика педагогического выгорания.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.