Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные идеи и теории деятельности.






Развитие общества является результатом деятельности лю­дей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъ­екта. В ходе исторического процесса материально преобразую­щей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств.

В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам

адекватно их природе и особенностям, дела­ет их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и на­стойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры.

Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности кон­кретной личности.

Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн.

Субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью кото­рого можно осуществлять управление действием.

Ученые называют этот структурный механизм ориентиро­вочной основой действия - как систему условий, на которую ре­ально опирается человек при выполнении действия: а) особен­ности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструмен­тов и т.д.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 16. - В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно вхо­дит.

Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, фор­мируется на основе мотива.

Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не од­ним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов.

Материалистическая позиция развития общества обоснова­на К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности лю­дей можно объяснить с помощью главенствующей роли матери­альных факторов. Прежде чем думать о духовном — искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, произво­дить материальные продукты.

Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые не­сколько отличаются от вышеназванных.

Физиологические: воспроизводство рода, производство пи­щи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д.

Экзистенциональные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уве­ренность в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост.

Духовные: самоактуализация, самовыражение.

Американский социолог Амитай Этциони выдвинул инте­ресную теорию, созвучную сегодняшним взглядам на деятель­ность (Активное общество. 1968. Нью Йорк). Теория социальной направленности, — подчеркивает автор, - отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллектива и общества в качестве основного источника их собственных пре­образований и трансформаций, их отношений с другими соци­альными единицами.

Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тен­денцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является.

Изданная в Лондоне в 1979 году работа Энтони Гиденса «Центральные проблемы в социальной теории" посвящена " теории структурации". " Наша жизнь происходит в трансформации", а ее основное содержание есть не что иное, как производство и воспроизводство общества.

Теоретические идеи Э. Гиденса о субъекте деятельности позволили окончательно понять, что деятельность является воплощением индивидуальных качеств личности чело­века, человеческое общество формируется не под влиянием сис­тем, движений, а повседневным поведением обычных людей, часто далеких от каких-либо реформистских намерений.

Круг зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие теории деятельности, замыкает Маргарет Арчер. В своих рабо­тах " Культура и деятельность" (1988г.) и " Морфогенез соци­альной организации" (1989г.) она выдвигает тезис, который встраивает в процесс деятельности и культуру.

Положение о том, что " деятельность не только способству­ет структурным и культурным изменениям, но и сама изменяет­ся в ходе этого процесса", позволяет выделить гуманитарные черты деятельности - способность к размышлению и анализу, стремление к новациям, возможность реализации человеческих способностей к творчеству, познанию и т.д. Указанные черты в различных сочетаниях проявляются как у " первичных агентов" (личностей), так и у " корпоративных агентов" (групп).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.