Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие свободы воли в объяснении поведения личности






 

Одним из основных допущений гуманистического подхода является наличие у человека свободной воли; не все поведение детерминировано. Термин «личная деятельность» используется в гуманистической психологии для обозначения свободной воли и относится он к тем решениям, которые мы принимаем, путям, которые мы выбираем и их последствиям.

Для гуманистических психологов, таких как А. Маслоу (1943) и К. Роджерс (1951), свобода не просто возможна, но также и необходима, если мы хотим стать людьми в полной мере. Самоактуализация как уникальная человеческая потребность и форма мотивации ставит нас на отдельную от всех остальных видов позицию [10]. Чтобы привести простой пример, можно рассмотреть два химических элемента, вступающих во взаимодействие. Нет смысла ждать что они будут взаимодействовать как-то отлично от того, как они взаимодействуют каждый раз. Однако когда встречаются два человека они могут соглашаться, ссориться, приходить к компромиссу, начать драку и так далее. Изменения в поведения бесконечны и для того, чтобы понять природу их поведения, нам бы потребовалось понять какой поступок выбирает каждый участник человеческих отношений.

Психологи когнитивистских взглядов так же склонны придавать значимость свободной воле выражать мягкие взгляды на детерминизм поведения. Однако в то время, как гуманисты, в частности, интересуются вопросом выбора целей (как каждый человек видит путь к самоактуализации), когнитивисты более сфокусированы на проблеме выбора средств. Другими словами, наибольший интерес для них представляет механизмы рациональной обработки человеком поступающей информации, ведущей к принятию решения. Сознательное обдумывание собственного поведения видится наилучшим способом достижения целей и научения на ошибках. Вычисление, стратегия, организация и т.п. понимаются ключевыми элементами не только в управлении выбором, который мы принимаем, но также и помогают принять «верные» решения в частной ситуации.

Умственное нездоровье по-видимому подрывает концепцию о свободной воле. К примеру, индивиды с обсессивно-компульсивным расстройством теряют контроль над мыслительными актами, люди с депрессией теряют контроль над эмоциями. Мнения в детерминистической психологии разделили ученых на два противоположных лагеря: на тех, кто верит в то, что чему быть того не миновать и, следовательно, на тех, кто верит в то, что человек способен контролировать свою судьбу. Однако существует и промежуточная позиция, которая снова отсылает нас к психоаналитической психологии Зигмунда Фрейда.

Сам З. Фрейд, на первый взгляд, выглядит как сторонник детерминизма, поскольку выступал с идеей о том, что человеческие действия и мысли контролируются бессознательным. Однако сама цель терапии направлена на то, чтобы помочь человеку превозмочь эту силу. В самом деле, без веры в то, что человек способен измениться, терапия теряет смысл. Это откровение было высказано некоторыми неофрейдистами, из которых одним из наиболее влиятельных является Эрих Фромм (1941). В книге «Бегство от свободы» он высказывался о том, что каждый человек имеет в себе потенциал контролировать собственную жизнь, но многие слишком боятся этого. Как результат мы отказываемся от свободы и позволяем обстоятельствам контролировать нашу жизнь, будь то другие люди, политическая идеология или иррациональные чувства. Несмотря на то, что детерминизм неизбежен, тем не менее, в каждом конкретном случае каждому приходится выбирать между добром и злом. Э. Фромм видит в этом сущность человеческой свободы [14].

 

Итоги главы

Психологи, придерживающиеся взглядов о свободной воле, полагают что детерминизм нивелирует свободу и достоинство и обесценивает человеческое поведение. Рассматривая главные законы поведения, детерминистическая психология недооценивает уникальность человеческих существ и их свободу в выборе собственной судьбы. Существуют важные последствия принятия той или иной стороны в этих дебатах. Детерминистические объяснения поведения уменьшают индивидуальную ответственность личности.

Человек, арестованный за насильственный акт, может ссылаться на то что не нес ответственности за собственное поведение вследствие ряда причин ‑ будь то воспитание, удар по голове, полученный ранее в жизни, стресс недавних отношений или психиатрические проблемы. Другими словами, поведение данного лица было детерминировано. Детерминистический подход так же имеет важные последствия для психологии как науки. Ученые заинтересованы в открытии законов, по которым можно предсказать события. Это легко увидеть в физике, химии и биологии. Психология как наука предпринимает похожую попытку – открыть законы, но на этот раз для того, чтобы предсказать поведение, и если мы займем позицию, противостояния концепции детерминизма, то тем самым отвергнем научный подход к объяснению поведения.

Очевидно, что детерминистический подход или концепция о свободной воле в чистом виде не подходит для изучения человеческого поведения. Большинство психологов используют концепцию о свободной воле, чтобы выразить идею о том, что поведение ‑ это не просто пассивная реакция на воздействующие силы, но активная реакция индивида на влияние внешних и внутренних сил. Термин «умеренный детерминизм» часто используется для описания той позиции, посредством которой люди, в самом деле, имеют выбор, но их поведение ‑ всегда следствие некой формы биологического или средового давления.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.