Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 3 Размышления о "порче" школы




…Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что Вы дадите мне, и я Вам предам Его? Они предложили тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его…

Евангелие от Матфея, 26.

"Порча" школы - явление сложное, многоаспектное. Записанное семью пунктами в ЖСТЛ-2 (там это был ход 40-а), оно уже тогда выделялось из общего ряда сравнительно более простых ходов. При подготовке третьего варианта Стратегии выявились некоторые дополнительные нюансы этого хода. Поэтому мы решили рассмотреть "порчу" школы отдельно.

Этот материал, на наш взгляд, представляет интерес даже в отрыве от комплекса Стратегии. Написано множество биографий организаторов школ. Есть работы, посвященные выдающимся ученикам. Совсем мало публикаций о специфике организаторской деятельности Творческой Личности, причем, как правило, описание не идет дальше курьезов, забавных случаев и чудачеств. Что же касается распада школ, то момент этот, как отрицательный, лишь вскользь упоминается историографами. Если вообще упоминается. Об анализе и говорить нечего - его попросту нет.

Может возникнуть вопрос: откуда появились общие принципы, изложенные в "размышлениях"? Мы исходили, в основном, из обобщенного опыта организации школ ТРИЗ.

У такого подхода есть отрицательная сторона: выявленные принципы в некоторой степени субъективны. Мы не беремся гарантировать их стопроцентную повторяемость при распаде политических, художественных, более того - даже при распаде других научных и технических школ. Но есть в этом подходе и положительные стороны. Во-первых, большая достоверность примеров. Во-вторых, взгляд "изнутри" позволяет обнаружить тонкие механизмы событий, что трудно сделать, не зная деталей. Что же до субъективности, то распад школ - явление организационное, от сделанных школой открытий зависящее, возможно, не очень сильно. Конечно, в "порче" каждой школы обязательно присутствует элемент индивидуальной неповторимости, обусловленный конкретным составом участников, временем и местом действия. Но в целом это явление объективное. Следовательно, вскрытые принципы (причины и формы) "порчи" также должны быть объективными.

Новое манит надеждой на достижение больших личных целей. Для одного - это тяга к приключениям, для другого - надежда на крупный выигрыш, для третьего - удовлетворение своего тщеславия, для четвертого - проявление альтруизма и т.д. Словом, каждый человек в новом деле видит то, что он хочет видеть; то, к чему он воспитан стремиться. Поэтому участие в новой школе притягательно.



Однако движение к непризнанным целям всегда сопровождается повышенным сопротивлением внешней среды и необходимостью большой самоотдачи. Трудно выдерживать такой ритм длительное время. Отсюда - объективная неизбежность "порчи" школы.

С течением времени школа крепнет, учение, которое она отстаивает и развивает, получает все большее признание, сопротивление ослабевает, быть членом школы становится почетно и даже выгодно. Участие в школе начинает привлекать совсем иных людей: ищущих не приключений с неизвестным окончанием, а стабильного заработка. Темы исследований становятся локальными - более конкретными, менее "вселенскими".

Постепенно затухает и процесс "порчи": в школе появляется штатная администрация, штатные работники, - становится возможным уволить "отколовшихся" учеников (это немыслимо при работе на общественных началах: нельзя "отлучить" человека от его хобби). Однако и отсутствие "порчи" - тревожный симптом: без Христа нет Иуды, но и без Иуды нет Христа…

Несколько подробнее о причинах "порчи":

1. Отсутствие материальной оплаты на ранней стадии достижения цели. Основные, принципиальные результаты уже получены, но еще не признаны обществом, поэтому приходится работать на общественных (точнее - на личных) началах.

2. Участники школы - люди, обремененные семьями, житейскими проблемами. Они не всегда вольны в своих поступках, порой сложившиеся обстоятельства решают за них.

3. Два предыдущих фактора заставляют человека заниматься достижением ДЦ в "свободное от основной работы время". А эффективное продвижение к ДЦ возможно лишь в случае больших затрат времени и энергии. Это третья причина - большая доза "вкалывания" (сверхнорма). Причем часто приходится выполнять черновую работу, неинтересную, утомительную, но необходимую. Много времени и сил отнимает подготовительный период, когда идет сбор информационного фонда. Проработка литературы сопровождается лишь выделением новых "информационных карточек", - а новой творческой продукции нет. Вообще, творческая работа над ДЦ - это всегда работа без гарантированного успеха (а тем более - без гарантированного внедрения даже в случае успеха).



4. Тяжелые условия труда приводят к тому, что учеников в школу набирают без конкурсного "вступительного экзамена". Не по принципу "кто больше подходит", не из тех, у кого есть нужный потенциал знаний, культуры, возможностей, способностей работать, а из добровольцев, согласившихся "вкалывать" практически даром. Необходимые вклады труда и, как следствие, новая творческая продукция - лучшие критерии, которые со временем сами рассортируют вновь прибывших. А это значит, что в школу открыт доступ и для случайных людей, которые легко могут отойти от дела или даже стать его врагами.

5. Одной из важнейших характеристик превращения человека в творческую личность является рост стимулов творчества. Раскол школы (а затем и движения) часто вызывается тем, что, усваивая знания нового учения, ученики теряют накопленный ТЛ "стимульный потенциал". Отсюда логика единственно верного здесь, на наш взгляд, упреждающего хода: знания необходимо давать совместно с философией знания; нельзя давать знания в отрыве от целей их применения, от стимулов их поиска (см. ход 54-г).

6. Отсутствие высоких стимулов творчества приводит к тому, что в достижении ДЦ человек ориентируется, прежде всего, на внедрение результатов, а не на надсистемные переходы от цели-1 к цели-2 и к цели-3. Логика же развития цели заставляет переходить ко все более еретичным проблемам. А это значит, что натиск внешних обстоятельств - при непрерывном творческом процессе - не ослабевает, а крепнет.

7. ТЛ начинает создавать школу не в начале пути к цели, а когда какая-то часть его уже пройдена: первые (подчас основные) результаты получены, сконструирована главная концепция, определяющая направление исследований на многие годы вперед. Ученикам и сподвижникам остается лишь идти по предсказанному пути (а то и просто применять знания, добытые ТЛ, или заниматься их пропагандой).

Естественно, что это вызывает сильное внутреннее "расхолаживание": своеобразный комплекс последователя. "Расхолаживание" исчезает, как только участники школы сами становятся творческими личностями, первооткрывателями. Пусть в рамках и не столь масштабной цели, но все же первооткрывателями. Отсюда задача организатору школы: необходимо найти для каждого участника область, в которой тот мог бы стать "монополистом-первооткрывателем" (или подтолкнуть его самого к поиску такой области).

"Порча" - процесс, совершаемый не абстрактными внешними обстоятельствами, а участниками школы, непосредственными последователями и продолжателями дела ТЛ, людьми, обученными и воспитанными Творческой Личностью. Процесс постыдный, ибо по сути это предательство. Вполне естественно, что каждый из предавших, желая выглядеть порядочным человеком в собственных глазах, объясняет свое предательство объективными необоримыми причинами. Либо - что даже чаще - винит Творческую Личность, "не создавшую должных условий". Главных пунктов "обвинений" против ТЛ два: 1. 'ТЛ монополизирует право разработки (и публикации) новых материалов. Нет свободы творчества". Это обвинение объясняется желанием сырые, недоработанные, «еапробированные полуфабрикаты выдать за окончательно готовые работы. И естественным недовольством, когда это не проходит. Под "свободой творчества" при этом понимают свободу "гнать" неконтролируемую халтуру. Такой "свободы" в школах действительно не должно быть. 2. "ТЛ игнорирует бытовую сторону жизни участников школы".

Это обвинение объясняется желанием получить скидку на отсутствие творческих результатов за счет бытовых трудностей.

(Здесь можно привести такую аналогию. Альпинист жалуется: "Холодно, денег не было на теплую одежду, устал на работе, жена дома больная одна с детьми осталась, начальник на службе "прижимает", настроение паршивое… И вообще, я боюсь высоты - не могу подняться на вершину. Но, пожалуйста, засчитайте мне подъем…" Можно понять такого человека, посочувствовать ему, если есть возможность - помочь. Но нельзя засчитывать несовершенное восхождение. Еще более странно выглядит такая просьба, обращенная к ТЛ: ведь полученные (или не полученные) достижения "засчитывает" не ТЛ, а время.)

Мы не претендуем на вскрытие всех механизмов "порчи" школы. Речь, вероятно, должна идти лишь о некоторых, возможно, взаимопересекающихся формах проявления "порчи".

1) Число лет, проведенных при школе (со времени первого знакомства с новым учением), отождествляется с творческой работой. Вместо научных достижений, открытий, проведенных исследований засчитывают себе в заслуги членский стаж. Отсюда и недовольство отсутствием "стажных" почестей; неудовлетворенные претензии разочаровывают в ДЦ, в школе, в ТЛ.

2) Перенос со службы на творческую работу критериев отношения к работе: ожидание поденного вознаграждения. Пусть небольшого, но стабильного и - главное - мгновенного дохода. Творческий труд не похож на обычную службу. Приходится годами трудиться крайне интенсивно, много раз переделывая и переписывая одну и ту же работу, доводя ее до "печатного состояния", повторяя и перепроверяя одни и те же опыты и вычисления, чтобы уточнить результаты. А "навар" за труды крайне незначителен, зачастую он отдален и совершенно не регулярен.

3) Проведение серьезных исследований связано со сбором и анализом больших информационных массивов. Это тяжелая работа. Гораздо легче - занятия "филологическими играми": придумывание новых названий, формулировок, терминов. Путь этот легкий, но ведет он лишь к псевдопродукции: старые

формулировки выжаты из больших объемов информации, новые взяты с потолка ("мне кажется, что…").

4) Проникновение в школу посторонних людей (не учеников, не сподвижников, даже не сочувствующих) - безразличных к достойным целям, но желающих стать "управителями". Они подменяют развитие Дела псевдоорганизационной суетой, которая отвлекает силы, мешает движению вперед. Такие люди заняты поисками противоречий между участниками школы, плетением интриг, организацией раскола.

5) Проникновение дураков. Здесь два главных момента: а) по любому участнику школы судят обо всей школе, поэтому дурак компрометирует не себя, но движение к ДЦ; б) дурак - даже из благих побуждений - может принести больше вреда, чем самый подлый из иуд. Методов борьбы с дураками человечество пока не придумало (их действия непредсказуемы…). Не разработаны и методы исправления дураков (в отличие от насморка эта болезнь неизлечима). Поэтому единственная надежда на раннюю диагностику.

6) Отпугивает необходимость участвовать в борьбе за внедрение. Боязнь борьбы, как правило, облекается в нейтральные формулировки, типа: "все равно это не поможет", "не хочу никого обижать", "получается, что все кругом дураки, а это неправильно" и т.п.

7) Предательство по "идеологическим" мотивам: участник школы, открыв небольшое дополнение к известным материалам, претендует на признание "глобальных заслуг" (причем, как правило, без качественной проверки нового дополнения). Объявляет себя автором всего комплекса материалов, которые он пытался усовершенствовать. Либо противопоставляет свое дополнение всей проделанной без него и до него работе. Если эту работу оценить в сто процентов, то предполагаемое дополнение (даже будучи абсолютно верным) займет лишь сотую или даже тысячную долю процента. Поэтому, чтобы выпятить личные достижения, вся предыдущая теория, созданная ТЛ, замалчивается или искажается.

8) С признанием нового учения растет число срочных заказов на чтение лекций, составление учебных пособий, создание книг и пр. Выполнение всех заказов возможно только за счет снижения качества работы. Спешка неизбежно приводит к халтуре; халтура - к деградации личностзг исследователя. Годами лекции читаются по одним и тем же планам с использованием одних и тех же примеров; нет времени на отшлифовку текстов книг, на углубленную разработку пособий и вообще на добросовестные исследования.

9) Появление конъюнктурщиков ("честных купцов"). Они игнорируют развитие теории, не принимают появляющихся новшеств, поскольку для продажи обществу уже есть достаточно материала ("Зачем развивать теорию, когда столько напридумано, что всю жизнь можно эксплуатировать?…"). "Купцы" не тормозят исследований, но и не дают научной отдачи школе. Они занимаются продажей полученных (разумеется, бесплатно) знаний. Происходит превращение чужих разработок в свою кормушку.

Такие ученики, однако, приносят больше пользы, чем вреда: в той или иной степени искажая идеологию цели, они все же информируют общественность о существовании ДЦ, а это не так уж мало.

10) Постоянное развитие теории обязывает участников школы все время переучиваться. В школу же часто приходят с иной установкой: "Вот выучусь и стану корифеем". Нежелание переучиваться приводит к неизбежному отставанию. Выражается это в ругани новых разработок, в утверждении того, что старые материалы были более простыми и понятными.

11) Неприятие участниками школы надсистемной цели (ДЦ-2 и ДЦ-3): а) по "близорукости", из-за непонимания её"важности, б) из опасений, что разработка ДЦ-2 трудно совместима с разработкой и внедрением ДЦ-1 (отвлекает силы и время лучших разработчиков), в) боязнь того, что из-за движения к ДЦ-2 (или к ДЦ-3) ВО запретят, разработки и по ДЦ-1 ("нас закроют!").

12) Часть учеников, как правило наименее образованных и культурных и наименее связанных с работой по достижению ДЦ, ищет пути примирения с ВО. Причину отрицательного отношения внешних обстоятельств к Делу они усматривают в участии в нем… Творческой Личности. В плохом характере ТЛ, в неумении "найти общий язык", в "не том" происхождении и в других сугубо личностных качествах. Выдвигаемая формула примирения с ВО выглядит так: "Дело, но без ТЛ" (теория относительности, но без Эйнштейна).

13) Один из эффективнейших способов борьбы с ТЛ - доносы в органы охраны правопорядка. Мы выделили четыре основных причины использования доносов: а) личная неприязнь

Этот раздел мы хотели завершить продолжением исторической справки, приведенной в эпиграфе:

…Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился…

Евангелие от Матфея, 27.

Но, подумав, решили, что это будет несправедливо по отношению к Иуде' Искариоту. Угрызения совести, раскаяние - сегодня это, в основном, лишь евангельские предания - и только. Современный иуда не возвращает сребреники и тем более не кончает жизнь самоубийством. Во всяком случае, в проработанной нами обширной литературе и в практике школ ТРИЗ мы не встретили подобных примеров. Современный иуда умеет самооправдываться. Свершившийся акт предательства он объясняет интересами Дела и своим радением за него. А полученные сребреники иуда, как человек жизнелюбивый, умеет потратить со вкусом.

Целесообразно ли создавать и развивать школу?

Как уже было сказано, организационная деятельность требует большого и напряженного труда длительное время. Замедляются темпы продвижения к системе достойных целей. А в результате - процесс "порчи". Нужно ли тратить силы на создание того, что закономерно должно развалиться?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Ибо, если главная задача для ТЛ - достижение ДЦ, школа не нужна и даже вредна. Если же главное - дать долгую жизнь найденным результатам, добиться максимально широкого и неискаженного внедрения на большой временной дистанции, т.е. успешно "сыграть" в постэндшпиле, то создание школы - необходимость.

Цель этого материала - предупредить о неизбежности "порчи" и исследовать ее возможные формы. Более глубокая цель исследования, - которую еще предстоит раскрыть в последующих модификациях ЖСТЛ, - найти способы борьбы с "порчей", пути ее недопущения.

Из практической работы школ ТРИЗ кое-что уже известно и даже опробовано в течение 18-20 лет. Например, построение "надежной системы из ненадежных элементов". Об использовании этого принципа с конца 60-х - начала 70-х годов писал Г.САльтшуллер в материале "Общественная лаборатория теории изобретательства" (ОЛТИ) от 3 сентября 1979 года. Приведем небольшой отрывок из этого материала:

"Сотрудничество в ОЛТИ не дает никаких прав и льгот и в то же время требует большой и серьезной работы. В этих условиях неизбежен "естественный отбор": если работаешь - значит, сотрудник ОЛТИ. Неизбежна и "текучесть кадров": даже тот, кто показал, что умеет работать, и действительно работал, выдерживает недолго - год, два, три… Одни приходят к выводу, что целесообразнее прилагать дополнительные усилия к работе по службе, другие начинают заниматься диссертациями, третьи просто устают и уступают настояниям жен "не трать попусту время"… Реально лабораторию можно строить только как надежную систему из ненадежных элементов. Планируется долгосрочная тема (например, применение физэффектов), кто-то начинает что-то делать… и выдыхается. Тему продолжает другой. И т.д. Надо сразу и со всей определенностью сказать, что, если человек проработал какое-то время и что-то сделал - это замечательно. Уйти из ОЛТИ - не криминал. Жизненные обстоятельства перемалывают благие намерения. Но то, что сделано, - то сделано. Надо быть благодарным за любую проделанную работу.

"Эстафета" - очень сильный механизм. Не исключающий "порчу", но использующий ее положительные стороны и компенсирующий отрицательные. Естественно, возникают вопросы:

1. Существуют ли другие аналогичные приемы (принципы, механизмы)?

2. Существуют ли приемы, вообще исключающие "порчу"? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно продолжить исследование.

 

ВОПРОСЫ К СЕБЕ

 

Прочитав первые две книги, можно попробовать применить к себе некоторые изложенные в них рекомендации. Чтобы помочь читателю в достижении этой цели, мы предлагаем небольшой практикум по теме. Все изложенные здесь задания можно разделить на 3 раздела:

A. Задания 1-й группы преследуют мини-цель: помочь в освоении темы, уяснить для себя, лучше понять основные положения изложенного. Правда, у читателей, в отличие от слушателей, есть возможность вернуться назад и перечитать неясный кусок материала. Упражнения первой группы призваны помочь ему в этом.

Б. Задания 2-й группы должны способствовать применению прочитанного материала к себе. Это как бы миди-цель: дать читателю возможность в себе самом сформировать некоторые из творческих качеств.

B. 3-й уровень заданий - это попытаться втянуть читателей в исследования по теме. Наша макси-цель.

Три типа целей, три группы людей, три разных подхода к чтению материала. Разумеется, такая четкая классификация довольно условна: чтобы хорошо усвоить тему, надо испытать на себе выводы этой работы, а чтобы быть уверенным в них, надо самому их вывести, то есть проанализировать биографии творческих личностей.

1. Представьте себя в роли молодого Земмельвейса: только что гениальное прозрение осенило вас - вы открыли наконец причины возникновения страшной болезни. Как бы вы внедряли результаты этого открытия? В чем, по-вашему, была ошибка Земмельвейса и как можно было ее избежать (если, конечно, это вообще было возможно)?

2. В журнале "Изобретатель и рационализатор" (1967. N5. С.24) был опубликован небольшой очерк Б. Ольгина "Процесс о миллионах". В нем рассказывалось об истории Л.И.Войнова, придумавшего новый рациональный способ раскроя листовой стали для изготовления резервуаров (см. пример к ходу 41-6 на с.252).

Представьте себя на месте Воинова: сделано изобретение, оно приносит прибыль государству, хотя юридически и не признается изобретением, в материальном поощрении отказали (в первый раз). Как следует вести себя дальше? Почему? Как можно усилить действия Воинова?

Вообще, какова, по-вашему, самая разумная тактика внедрения?

3. Какова цель каждой из глав работы?

4. Составьте краткий конспект каждой главы и попробуйте пересказать работу своим товарищам. Опишите их восприятие темы. В чем, по-вашему, причина такого восприятия, такого отношения к этой теме вообще?

5. Составьте шкалу оценки прожитой части жизни. Оцените прожитую часть своей жизни по главным параметрам этой шкалы по стабильной системе.

6. Составьте систему целей прожитой части жизни. Какие из целей были поставлены зря (в чем причины)? Были ли в вашей жизни периоды, которые теперь вы считаете для себя потерянным временем? Какова длительность этих периодов? Чем, по-вашему, можно было бы заменить эти потери: какими занятиями?

7. Составьте систему перспективных целей (для себя): на завтра, на ближайшую неделю, месяц, год, на пять лет, на всю жизнь. Какие из этих целей основные, какие вспомогательные? Как сделать вспомогательные цели основными (или как избавиться от вспомогательных целей)?

8. Проведите учет времени, потраченного за день, и проанализируйте дневные затраты: сколько времени потрачено на основную работу, сколько на вспомогательную, каковы потери времени (учет надо составить с точностью до 10 минут).

Повторите это же задание в течение недели. Какой процент времени за неделю можно отнести к потерям?

9. Составьте план на завтрашний день. В конце дня подведите итог: что не удалось, почему, где скрыты резервы? Повторяйте это задание ежедневно на протяжении недели. В конце недели подведите итог: что вам дало составление планов? Помогло ли лучше выявить свою цель, рациональнее распорядиться временем?

10. Как выбрать новую достойную цель? Представьте, что этот вопрос был вам задан в 15 лет. Как бы вы на него ответили с вашим сегодняшним жизненным опытом? Что бы вы могли посоветовать человеку в этом возрасте?

11. В чем, по-вашему, главная причина появления этой работы? В чем ее необходимость: для человека, для государства, для человечества?

12. В чем вы не согласны с утверждениями этой работы? Почему (обоснуйте)?

13. Как, по-вашему, можно было бы усилить предлагаемую работу? Чем дополнить, что изменить?

14. Проведите анализ биографии личности, которую вы считаете творческой. Для этого:

а) Определите цель,'которую преследовал этот человек.

– Какова была избранная цель; менялась ли она в течение жизни?

– Опишите прототип, то есть что было известным и общепринятым до постановки цели; в чем была новизна, непривычность поставленной цели?

– Почему выбранную творческой личностью цель следует считать достойной?

– Как была избрана цель (обстоятельства выбора цели)?

– Какова была концепция достижения поставленной цели; в чем была ее новизна?

б) Была ли у выбранной творческой личности программа?

– Ее распорядок дня. Как он изменялся в течение жизни, в разных условиях?

– В чем состояла программа достижения цели (если программа была)? Менялась ли эта программа в процессе достижения цели?

– Была ли программа на всю жизнь? В чем она состояла? Была ли достигнута? Как изменялась?

в) Какова была работоспособность творческой личности (покажите на примерах)? Как менялась работоспособность в течение жизни?

г) Какие задачи пришлось решать выбранной творческой личности? Задачи, связанные с достижением цели, с жизненным устройством. В чем состояло решение? Как были решены эти задачи (технология решения, особенности)?

д) Какие преграды пришлось преодолеть творческой личности в борьбе за признание, внедрение своего изобретения, открытия?

е) Можно ли выделить на примере рассматриваемой биографии "удары" судьбы, которые вам кажутся типовыми? Каковы они? Каковы типовые же способы их отражения? (Разумеется, такое задание некорректно ставить на примере одной биографии творческой личности. Но ведь у человека есть информация не по одной только-сейчас-рассматриваемой биографии, поэтому, проводя этот анализ, необходимо все время оглядываться на свой жизненный опыт и на когда-то прочитанную литературу.)

ж) Результативность: намечаемая и полученная итоговая. Их соотношение?

з) Были ли у творческой личности последователи, ученики, школа? Какие трудности возникали в связи с появлением последователей?

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал