Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «система». Закрытые и открытые системы. Системная организация мира. Концептуальное мышление: системный подход, эволюция, самоорганизация.






Система - совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, обладающая свойством, которого не имеет ни одна из частей системы; целое выполняет некоторую функцию.

Виды систем:

1. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

2. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

С истемы бывают объективно существующие и теоретические, или концептуальные, т.е. существующие лишь в сознании человека.

Системный подход -направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Он ориентируется на исследование процессов изменения и развития.

Основные принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

5. Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

К онцепция эволюции рассматривает одну из форм развития в природе и обществе: эволюцию - непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции - быстрого, коренного качественного изменения - вносит в познание требование учёта непрерывной изменяемости процессов, явлений как в предшествующем историческом развитии так и на будущее.

Концепция самоорганизации раскрывает внутренние механизмы эволюции.

Принцип самоорганизации позволяет изучать процессы возникновения и формирования новых, более сложно организованных систем, где хаос стал выступать созидательным началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции.

Именно поэтому современная картина мира включает естественнонаучное и гуманитарное знание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.