Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное познание. Чувственное и рациональное познание. Формы научного знания. специфика естественнонаучного знания






ВОПРОС 1.

Наука. Подходы к классификации наук. Функции науки в современном обществе

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Сферы наук:

1. Фундаментальный

2. Прикладной

Классификация наук:

1. По объекту исследования:

а) Наиболее общие законы развития (природа, неорганическая, органическая, человек)

б) Естественные (технические, математические, гуманитарные)

2. По предмету и методу познания:

а) Науки о природе (естествознание), обществе (обществознание), мышлении (логика).

б) Философские, математические, технические

Подходы к классификации наук:

1. Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или " зачатков", " зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

2. В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) " Великое Восстановление Наук" предпринял Ф. Бэкон.

3. Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания.

4. другие

Функции науки в современном обществе:

1. Познавательно-объяснительная (заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития).

2. Мировоззренческая (помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение).

3. Прогностическая (Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

4. Производственная (катализатор развития)(Непосредственная производительная сила. Ускоряет процесс совершенствования производства).

5. Социальная сила(Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук).

 

 

ВОПРОС 2.

Научное познание. Чувственное и рациональное познание. Формы научного знания. специфика естественнонаучного знания

Научное познание - деятельность, результатом которой является знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности.

Основные формы познания:

1. Чувственное познание.

Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:

Ощущение – это простейшие чувственные образы, отражения, копии или своего рода фотографии отдельных свойств предметов.

Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Представление – это образы тех процессов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, и при отсутствии объектов восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам.

2. Рациональное познание.

Основные формы:

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо и чем-либо.

Умозаключение – форма рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.

3. Иррациональная форма познания

Формы научного знания:

1. Научные факты

2. Научные проблемы

3. Научная гипотеза

4. Категории науки

5. Научные законы

6. Научные принципы

7. Научные концепции

8. Научная теория

9. Научные картины мира

 

Специфика естественнонаучного знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.