Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совета Министров Республики Беларусь






Важнейшим элементом механизма исполнительной власти является правительство.

Правительство каждой страны является одним из основных институтов управления государственными делами. В его деятельности всегда отражаются перемены и преобразования, происходящие в государстве.

Большинство конституций государств регулируют функционирование этого органа, используя при этом разные наименования (совет министров, кабинет, правительство, государственный совет, административный совет, федеральный совет и т. д.).

Несмотря на использование в конституционном праве различных стран неодинаковых понятий, термин «правительство» является обобщающим. Конкретная его трактовка во многом зависит от формы правления той или иной страны[67].

Правительство – это организующий исполнительно-распоряди тельный орган любого демократического государства, занимающий следующую ступень в иерархии государственных органов после парламента и президента[68].

В соответствии с Конституцией (до внесения изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) правительство называлось Кабинетом Министров при Президенте Республики Беларусь. В ст. 106 было закреплено, что для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создается Кабинет Министров Республики Беларусь. Главой государства и исполнительной власти был Президент (ст. 95), а правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате.

В ст. 106 Конституции с изменениями и дополнениями определено, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Данное положение, во-первых, означает, что Совет Министров является самостоятельным органом государства; во-вторых, понятия «Совет Министров», «правительство» выступают как синонимы; в-третьих, основное назначение правительства – реализация исполнительной власти.

Согласно ст. 1 закона «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Совет Министров является центральным органом государственного управления. Этот значимый конституционный признак объединяет Совет Министров с другими органами государственного управления и обособляет от парламента, судебных органов, органов прокуратуры, а также обусловливает его руководящее местоположение и роль в системе органов государственного управления и соответственно субординационные отношения (власти и подчинения).

Коллегиальность – один из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять знания, опыт и интересы разных людей для лучшего решения общественных проблем.

В юридическом смысле коллегиальность представляет собой организационно-правовую форму построения и функционирования государственного органа, смысл которой состоит в том, что в этом органе его компетенция осуществляется путем коллегиального (совместно согласованного) принятия управленческих решений.

Правительство выполняет сложный и многогранный объем функций и полномочий в области государственного управления, поэтому важно, чтобы оно было организовано и практически функционировало как коллегиальный орган.

От других органов государства Совет Министров отличается предметом и сферой деятельности. Он занимается не принятием законов, как Национальное собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

От исполнительной власти, которую осуществляет Совет Министров, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социальноэкономических преобразований в стране.

Согласно ст. 3 закона «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

Естественно, что это требует от правительства инициативности, настойчивости, последовательности в осуществлении организационноисполнительских функций, творческого и профессионального подхода в практическом применении законодательных правовых норм.

Отсюда большое и ответственное направление деятельности правительства по систематическому контролю за исполнением законодательства подчиненными ему органами государственного управления. Тем самым на правительство возложено обеспечение законности в деятельности органов государственного управления.

Правовую основу деятельности правительства составляют четыре взаимосвязанные и соподчиненные группы нормативных правовых актов:

1) Конституция – учредительный документ унитарного демократического правового социального государства с республиканской формой правления;

2) конституционные законы, которые призваны уточнять и развивать ее положения;

3) законы, регулирующие основные вопросы жизнедеятельности государства и общества;

4) акты Президента.

В гл. 5 Конституции правовой статус правительства определяется весьма лаконично.

Базовым регулятивным актом в деятельности правительства является закон «О Совете Министров Республики Беларусь». В законе определены его компетенция, а также отношения Совета Министров с Национальным собранием, Национальным банком, местными Советами депутатов; структура и порядок формирования; организация и порядок деятельности.

Практически каждый закон в рамках своего предмета содержит отсылочные нормы о регулировании правительством или в порядке, им определяемом, конкретных правоотношений. Совокупность таких положений создает основной нормотворческий массив, определяющий компетенцию Совета Министров.

Регулированию деятельности правительства посвящены указы Президента «О структуре Правительства Республики Беларусь» и «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников».

Совет Министров через издаваемые им акты также дополняет нормативную базу, закрепляющую порядок его деятельности.

Указом Президента «О структуре Правительства Республики Беларусь» определены структура и состав правительства.

Понятие «структура» – это термин, характеризующий устройство, сложение того или иного объекта.

Справедливо мнение А.Н. Крамника, что «структура Совета Министров как форма его организации представляется в следующем виде: собственно Совет Министров, его президиум и аппарат»[69].

К исключительной компетенции Президента относится определение состава правительства, назначение на должность и освобождение от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства.

В состав правительства входят: премьер-министр, глава Админ истрации Президента, председатель Комитета государственного контроля, заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, руководитель аппарата Совета Министров, председатель президиума Национальной академии наук Беларуси, председатель Национального статистического комитета, председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Формирование правительства обычно начинается с назначения премьер-министра. Порядок назначения определен в ст. 106 Конституции. Вопрос о процедуре назначения главы правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В ч. 5 ст. 106 Конституции содержится исходная норма. Премьерминистр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Право выдвигать кандидатуру на пост премьер-министра имеет только Президент. Не допускается и вынесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право – обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента. Срок внесения Президентом кандидатуры премьерминистра в Палату представителей в Конституции не отражен. В ч. 5 ст. 106 Конституции установлен определенный срок для рассмотрения Палатой представителей кандидатуры на должность премьер-министра: не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения о кандидатуре. Порядок дачи согласия на назначение премьер-министра подробно определен в Регламенте Палаты представителей (гл. 31). Представление Президента рассматривается в постоянных комиссиях этой палаты, заключение которых докладывается перед голосованием в постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства. Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту и кандидату в премьер-министры, высказывать свои мнения по предложенной кандидатуре, агитировать за или против нее.

Решение по вопросу о даче согласия на назначение премьер-министра считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей (не менее 56 депутатов). Если решение по вопросу о даче согласия на назначение премьер-министра не принято, считается, что Палата представителей отказала в даче согласия.

В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Решение Палаты представителей о даче согласия на назначение премьерминистра оформляется постановлением Палаты представителей.

Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Совета Министров. Совет Министров принимает постановление о сложении полномочий.

В случае сложения полномочий Совет Министров по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Совета Министров и автоматически к каждому члену правительства добавляется приставка «исполняющий обязанности».

Следовательно, максимальный срок полномочий правительства (его членов) пять лет, и это не значит, что член правительства, сложивший свои полномочия перед вновь избранным Президентом, не может войти в новый состав правительства.

Совет Министров в полном составе, премьер-министр, каждый член Совета Министров отдельно имеют право заявить Президенту о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров заявляет Президенту о своей отставке и принимает постановление Совета Министров об отставке.

Совет Министров заявляет Президенту о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Совету Министров.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров и освободить от должности любого члена Совета Министров.

Отставка премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

В случае отставки Совет Министров по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового

Совета Министров.

Таким образом, Совет Министров прекращает свои полномочия в двух формах: путем сложения полномочий и путем отставки.

Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту и ответствен перед Национальным собранием.

Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности, который является формой контроля Президента за его деятельностью.

Совет Министров принимает постановления и контролирует их исполнение. Принимаемые Советом Министров иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т. п.) утверждаются постановлениями Совета Министров. Постановления Совета Министров могут быть отменены актами Президента.

Распоряжения премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию премьер-министра. Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у премьерминистра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения всей системой органов исполнительной власти. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Основной организационной формой деятельности Совета Министров являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов Совета Министров.

Заседания Совета Министров проходят под председательством премьер-министра. При отсутствии премьер-министра заседания проводит его первый заместитель, а при отсутствии премьер-министра и его первого заместителя – заместитель премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.

Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует президиум Совета Министров в составе премьер-министра, его заместителей, главы Администрации Президента, председателя Комитета государственного контроля, министров экономики, финансов, иностранных дел.

Заседания президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, под председательством премьер-министра и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов президиума. Решения президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются, как правило, в виде постановлений Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

На заседаниях Совета Министров и его президиума присутствуют с правом совещательного голоса заместители руководителя Аппарата Совета Министров и руководители (заместители руководителей) структурных подразделений Аппарата Совета Министров. Другие работники Аппарата Совета Министров присутствуют на заседаниях при рассмотрении вопросов, в подготовке которых они принимали участие.

В соответствии с Регламентом Совета Министров плановым днем проведения заседания Совета Министров и его президиума является вторник.

Перечень вопросов, вносимых на рассмотрение Совета Министров и его президиума, определяется планом работы Совета Министров и его президиума, утверждаемым Советом Министров на очередной период, как правило, на полугодие.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях).

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются: вопросы подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год, исполнения бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь; основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров перед Президентом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.