Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема бытия в философии.






Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч.ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х. Вольф (1679-1754). По его мнению, онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.

В онтологии ставятся следующие вопросы. Един ли мир в своем существовании? Является ли мир неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли мир в своем развитии законам, или он изменяется произвольным образом? Обладает ли мир системностью или он является конгломератом различных элементов?

Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). В своей поэме «О природе» философ предстает перед нами как радикальный новатор, у которого космология трансформируется в онтологию, то есть в учении о бытие. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. Единственная истина состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Ничего другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.

В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия.

Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного, что позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Основу всякого бытия составляет первичная материя. Первая материя включает в себя четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Форма определяет, актуализирует материю. Форма – начало, причина и основание бытия, благодаря которому индивид обусловлен и обустроен. Бытие, следовательно, есть материя ступенью выше – отдельное; а еще выше – форма, которая обнимает материю, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Теория синтеза материи и формы была предложена Аристотелем как альтернатива Платону. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. Бог творит свободно. Всему дается жизнь как бескорыстный дар. Следовательно, созидание позитивно, ибо обязано благой воле. Творение – это свободный акт Бога, не обусловленный никакой «внутренней необходимостью». Человек – это существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя и, стало быть, человек – господин и повелитель всего, что создано для него. И уж если человек создан по образу и подобию Божьему, то и должен он изо всех сил уподобляться ему. Человек – существо личностное, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от своей собственной воли, от видимости индивидуальной свободы.

В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».

Одновременно Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом предстает протяженность. Таким образом, движение и протяженность являются убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.

Г.В.Ф. Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Интересные концепции бытия появились в ХХ веке. Над этой проблемой работали такие мыслители, как М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Гартман, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, К.Ясперс и другие.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. Поиски бытия в философии - это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К.Маркс назвал отчуждением.

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значи-тельность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Для современной философии бытие – это тайна, которая лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна. А для этого нужно быть живым человеком, нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему преобразуют и преображают человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самого бытием.

Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.

Творчество русских религиозных философов было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования, на обоснование точки зрения, согласно которой бытие наличествует изначально, до всяких форм человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Человек должен смиренно согласиться с тем, что его сознание не выводится из человеческой природы, унять гордыню своего «Я», возжелавшего быть автономным и самодостаточным творцом мира.

Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении.

Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.

Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.

35. Философское учение о материи. Современная наука о строении и свойствах материального мира. Философское учение о материи. Современная наука о строении и свойствах материи

17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Материя - это:

Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.

Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

пространство; время; движение как способ существования материи.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

Пространство характеризуется протяжённостью и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, равноправность всех возможных направлений, трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.

Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

Этап философско-гносеологического представления о материи.

Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям " вещество", " энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения " материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.