Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское учение о познании.






Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвящённая проблемам познания мира, получила название теории познания или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: насколько познаваем мир, как человек познаёт мир, каково соотношение истинны и заблуждений, что может являться критерием истинности знания, как подтвердить верность наших представлений. Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после про­блем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отноше­ний между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т.е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о позна­ваемости мира все философские течения можно агностицизм разделить на два основных направления: гно­стицизм и агностицизм.

 

Гностицизм - философское учение, утверждающее, что мир познаваем.

 

Агностицизм - философское учение о непознаваемости мира.

 

Агностики (от греч. а- отрицательная приставка и gno­sis) - это философы, утверждающие, что мир познава­ем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввёл специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав их “вещью в себе” и того, как этот предмет представляется человеку - “явление”. Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зелёном цвете (“явление”), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины. которая при воздействии на человеческий глаз даёт ощущение зелени. Кант считал, что человек познаёт только “явления”, в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики (от греч. gnosis- знание)— это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между “явлением” и “вещью в себе”. В процессе развития познания и практической деятельности человек способен всё шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено по­знание, то, что познаётся. О сложностях, связанных с объектом познания уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т.е. тем, кто познаёт) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступа­ют отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках нашего знания. Ф.Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником наших знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р.Декарт утверждал, что важнее сама врождённая способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом. [20]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.