Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические школы о развитии общества и культуры.






В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская. Чикагская школа – одна из первых школ в социологической науке. Представители школы видели в городе естественную социальную лабораторию, в которой посредством эмпирических методов можно изучать «человеческую природу» и содержание общественной жизни. Предметом изучения стали миграционные процессы, межэтнические отношения и явления социальной дезорганизации общества. Франкфуртская школа сложилась в 30-е годы вокруг франкфуртского института социальных исследований, возглавляемого Хоркхаймером. Основная методологическая тема – антипозитивизм, принявший самую крайнюю форму – отрицание самой «традиционной науки» как естественной, так и социальной. Концепция Толкотта Парсонса. Им была создана теория социального действия, в котором культура занимает одну из четырех подсистем человеческого действия наряду с организмической (биологической составляющей действия), личностной (индивидуальные психические черты, потребности, эмоции, воля), социальной (социальные роли, функции, поведенческие ожидания). Культура в этой системе выражена в ценностях, предпочтениях, представлениях, сформированных культурным опытом. Концепция Питирима Сорокина. Сорокин представил человечество единым организмом, имеющим универсальные для народов институты тех или иных ценностей.

21.Социальное развитие и его характерные черты. Соц развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не по прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в “борьбе” прогресса и регресса “победу” одерживает прогресс. Возможны и “поражения”. Например, деятельность отдельных организаций государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. Однако, в целом общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития —это движение к более высокой организации общественной жизни. Таким образом, социальное развитие характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью. Из анализа сущности социального развития видно, что оно является результатом разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим. Социальному развитию как реальному процессу присущи 3 характерные черты – необратимость, направленность и закономерность. Необратимость -постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность –те линии, по которым совершается это накопление, закономерность –не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты соц развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса соц развития является новое количественное и качественное состояние соц объекта, изменение его структуры и организации.Влияют на соц развитие соц противоречия. Социальные противоречия —это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Соц противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником социального развития, и в этом заключается их положительная роль. С другой стороны, —они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления.

 

 

22.Социальный прогресс и его критерии. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.Прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономич прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Социологи традиционно использовали два критерия прогресса общества: 1) уровень производительности труда и благосостояния населения; 2) степень свободы личности. 1.сейчас уровень потребления(критерий прогресса для индустриального общества) дополняется качеством жизни, связанным с услугами в сфере здравоохранения, образования, досуга, спорта и др. Социологи работают над созданием усредненного социально-экономического критерия для оценки современных сложных обществ. 2.степень свободы личности – предлагается дополнить критерием развития ответственности (созданием для этого определенных социально-политических условий в обществе). Третьим критерием социального прогресса должен стать, как считают некоторые отечественные социологи, уровень нравственности в обществе. Именно он предлагается как интегральный.В мировой социологии выдвигались разные критерии прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и др. В наше время критериями прогресса считают уровень развития производства, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, уровень средней продолжительности жизни, полноту реализации социальных и политических прав и свобод личности.Однако главной тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл.

 

23.Кризис как стадия социального развития. Социальный кризис- процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв соц связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы. Главный смысл бытия любой системы, и социальной в том числе - выживание. Данная цель осуществляется несколькими способами, наиважнейшими из которых выступают самоорганизация и саморазвитие. Необходимо отметить, что развитие есть категория широкая и многозначная. Развитие системы можно представить в виде следующей схемы: развитие системы (прогресс) - достижение высшей точки развития (расцвет) - кризис системы - посткризисное развитие системы (регресс). При этом все эти этапы никоим образом не связаны с какими-то конкретными временными рамками. Признаки кризиса: наличие препятствия в процессе развития; разрушение или распад какого-то явления или процесса; неуправляемость, неконтролируемость функционирования какого-то процесса; наивысшая степень развития социальной «болезни», за которой может последовать «выздоровление» или распад социума, хаос; возможная утрата перспектив развития системы. Дисфункция-появление в системе разных элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров. Причины кризиса делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм (принятие произвольных решений вопреки объективным условиям и обстоятельствам) в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

 

24 Классификации кризисов. Кризис- это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.. По структуре отношений в социально-экономической системе: экономические – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии предприятия, фирмы, региона, отрасли и т.д. (кризисы производства и реализации товара; кризисы неплатежей и т.д.); финансовые – характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы; кризисы денежного выражения экономических процессов (банкротство); социальные –возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных соц групп (напр, работник и работодатель); политические – в политическом устройстве общества, кризисы реализации интересов различных групп- затрагивают все стороны жизни общества и переходят в кризисы экономические; организационные – проявляются как кризисы разделения деятельности, распределения функций и осуществления деятельности отдельных подразделений (кризисы распределения полномочий), также под ними понимается обострение организационных отношений (деловые конфликты); очень часто итогом такого кризиса является чрезмерная бюрократизация, парализуется организационная деятельность; психологические – кризисы психологич состояния человека, проявляются в виде чувства неуверенности, страха, неудовлетворенность работой, стрессов; технологические – кризисы новых технологических идей, когда существует явная потребность в новых технологиях (кризисы НТП, проблема использования атомной энергии); по характеру проявления: предсказуемые (закономерные) – возникают как очередной этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами; неожиданные (случайные) – результаты ошибок в управлении, возникающие в результате природных явлений; явные – протекают заметно и легко обнаруживаются; скрытые – более опасный вид кризиса; глубокие – протекают сложно и неравномерно и часто разрушают структуру социально-экономической системы; легкие – протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легко управлять.

 

25.Сущность социальной политики, ее исторические формы и направления. Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение соц целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни всего общества, на обеспечение социально- политической стабильности, формирование отношений социального партнерства в обществе. Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Основные направления социальной политики отражают ее специфику: политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние); политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.); социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.); основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт); социоэкологическая политика; политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание); политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов, а также миграционная политика. Кем осуществляется социальная политика: государство и государственные институты, политические партии, общественные объединения и организации, граждане(гражданская инициатива). Историч формы: Социал-демократические партии. Они сделали много для того, чтобы жизнь трудящихся была социально, политически и экономически защищена от стихии рыночных отношений. Неоконсерваторы (конкуренция за рабочие места полезнее для общества, чем полная занятость, они утверждали, что безработица стимулирует повышение производительности труда, повышает заинтересованность в его результатах). Для либерализма важнейшими из политических ценностей являются индивидуальная свобода и права человека.

Социалистическая социальная политика (ликвидация тех соц групп и классов, которые были носителями частнособственнических отношений (капиталистов, землевладельцев, банкиров, торговцев и т.п.).

 

 

26.Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь. Происходящий в настоящее время переход белорусской экономики от планово-административной модели к рыночной влечет за собой трансформацию общества во всех его структурах: изменение политич и госуд систем; обновление экономич основ общества; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии соц управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Государственная соц политика должна также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу соц последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост- показатель развития общества. В РБ переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономич задач, совершенствования структуры производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает соц изменения, она предоставляет для этого возможности и инструменты. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.Теоретическая модель развития общества в РБ задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 года. В соответствии с этой моделью, главная цель соц политики в РБ – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста.

 

27.Социальная политика в профилактике социальных патологий и девиаций общества. В перечне функциональных технологий социальной работы соц профилактика занимает особое место. С помощью профилактических мер можно устранять соц проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблематики. В общем виде соц профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода соц отклонения негативного характера. Ее цель- создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума. К проблемному полю соц профилактики относится совокупность негативных явлений общественной жизни: преступность, суициды, алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнадзорность, распад семей, насилие в семье, психические расстройства, инвалидность и т. д. Соц службы, выполняют комплексную профилактическую работу по сдерживанию процессов углубления соц неблагополучия. В их арсенале комплекс правовых, экономических, медико-социальных, психолого-педагогических методов социально-профилактической работы. По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика делится на общую и специальную, первичную, вторичную и третичную. Общая требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деят, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов соц риска, создание условий для реализации принципа соц справедливости, собственно и называется общей соц профилактикой. Соц профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и т. д. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогическое, психологическое и социальное влияние. Вторичная - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и соц адаптацию лиц, имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ. Цель- формирование мотивации на изменение поведения. Третичная -комплекс мероприятий, направленных на соц адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и соц проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотических средств. Ее задача- создание поддерживающей и развивающей среды.

 

 

28. Понятие семьи в социологии. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей. Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

-воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи; духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи; социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи. По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов. К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

29. Семья как малая социальная группа. Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой. В качестве малой социальной группы семья рассматривается, когда речь идет о внутренних связях в семье. Такое рассмотрение позволяет решать вопросы о мотивах и причинах вступления в брак и разводах, динамики супружеских отношений и т. д. В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций: Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак). Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей). Проблемы семей: падение престижа традиционного брака, противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплочённость семьи, несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокая разводимость, низкий воспитательный потенциал семьи).

 

30.Семья как социальный институт. Семья -относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др. Семья является одним из самых древних соц институтов. В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как соц института, изменения некоторых ее соц функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Типы семьи и ее организации: В зависимости от форм брака: Моногамная —2 партнёра. Полигамная —один из супругов имеет несколько брачных партнёров. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. В зависимости от пола супругов: Однополая семья, разнополая.В зависимости от количества детей: Бездетная, однодетная, малодетная, среднедетная, многодетная.В зависимости от состава: Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Она может быть: элементарная— семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть: полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок, неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей, составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц. В зависимости от места человека в семье: Родительская — это семья, в которой человек рождается. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам. В зависимости от проживания семьи: Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

 

31.Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования

В каждой типологии можно выделить преобладающий тип семьи. Модель современной белорусской семьи выглядит примерно так: по числу детей – чаще однодетная или совсем без детей; по числу семейных ролей – неполная (с одним родителем); по месту жительства – вынужденно патри- или матрилокальная (соответственно – расширенная), реже – унилокальная (нуклеарная); основанная на зарегистрированном браке или сожительство без оформления брака; по способу распределения власти в семье; по социальному статусу супругов – гомогенная (социально-однородная); по национальной принадлежности супругов – однонациональная или межнациональная. Есть и такие явления, как однополые – гомосексуальные семьи. Современная семья характеризуется следующими особенностями. Во-первых, она является простой, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники, например родители супругов, входившие ранее в состав расширенной семьи, в нуклеарную семью не входят. Во-вторых, современная семья является эгалитарной. Основу такой семьи составляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз женщины и мужчины. В-третьих, семья сегодня является экзогамной (т. е. подчиняется запрету на браки близких родственников). Кроме того, люди современного общества продолжают более или менее придерживаться и норм эндогамии, которые ограничивают возможности их выбора. В-четвертых, современная семья является «симметричной» (работают муж и жена), характеризуется высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в условиях быстрых изменений в обществе. Проблемы семей: падение престижа традиционного брака, противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплочённость семьи, несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокая разводимость, низкий воспитательный потенциал семьи).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.