Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы гос устройства и правления.






Фо́ рма госуда́ рственного правле́ ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

· Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

· Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Основными формами государственного устройства являются:

1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:

§ единая конституция;

§ единая система высших органов государственной власти;

§ единое гражданство;

§ централизованная судебная и правовая система;

§ территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Объединяющими началами федерации выступают:

§ единое социально-экономическое пространство;

§ единая валютно-денежная система;

§ федеральное гражданство;

§ федеральная конституция;

§ федеральные органы власти и управления.

Специфические черты субъектов федерации:

§ наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

§ субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

§ между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

§ субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).

3.Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.

Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Специфика конституционной монархии состоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.

При дуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).

Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

 

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная (полупрезидентская) республика
Способ формирования и Подотчётность правительства   Правительство формируется законодательным органом(парламентом) из представителей партий, располагающих боль­шинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы.   Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним.   Президент, учитывая рас­клад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверж­дает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характер­ная черта – двойная ответственность правительства: перед пре­зидентом и перед парламентом.
Роль главы правительства     Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики.   Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен.     Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициати­вы и несёт всю ответственность за деятельность правительства.  
Роль и функции правительства   Правительство осуществляет исполнительную власть.  
Роль и функции парламента     Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства).     Пар­ламент может ограничивать действия президента с помощью издания за­конов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основывают­ся на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости.     Парламент име­ет возможность контролировать правительство через утвержде­ние ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему во­тума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента.  
Роль и функции главы государства (президента)     Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функция­ми, политический вес невелик.     Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков. Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он ру­ководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обла­дает правом отлагательного вето на решения парламента.   Президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга. Президент вправе распустить парламент с обяза­тельным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парла­мента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.  
Примеры государств Италия, Германия, Ирландия, Турция США Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, РФ, Беларусь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.