Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политической мысли в России






Она совпадает с этапами в становлении русской государственности. Этапы:

· Период Древней Руси

· Период образования и укрепления Русского централизованного государства

· Период образования и укрепления абсолютизма, период разложения феодализма и начало формирования капиталистического уклада

· Политическая мысль России 19 века

· Политическая мысль народов России и СССР в 20 веке

Политические проблемы Древней Руси:

Происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти;

Отношения между князьями, светской и духовной властями, проблемы внешней политики.

Период образования и укрепления Русского централизованного государства: проблема укрепления самодержавия и вопрос о роли Русского государства среди мировых держав.

Итогом поиска на данный вопрос являлась теория «Москва – третий Рим», которая была окончательно сформулирована в посланиях псковского мономаха Филофея. В своих представлениях об историческом процессе Филофей исходил из того, что общественное развитие всецело направляется Богом. Поэтому никаких практических выводов он не делал, реальной программы борьбы за объединение всех православных народов под властью московских царей не выдвигал.

Период образования и укрепления абсолютизма, период разложения феодализма и начало формирования капиталистического уклада: проблема верховенства царской власти.

Феофан Прокопович (1681-1736) и В.Н. Татищев (1686-1750) – выступили идеологами просвещенной абсолютной монархии. Прокопович неограниченность власти обосновывает, с одной стороны, ее божественным происхождением, вследствие чего государь только самому Богу должен давать ответ. С другой – сознательным отказом подданных от своих прав и свобод.

Татищев считал, что форма правления зависит от ряда объективных условий: места положения страны, размеров ее территории и состояния населения. Демократия, по его мнению, осуществима только в небольшой стране.

И.Т. Посошков(1652-1726) – В «Книге о скудости и богатстве» им излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество. В целях увеличения общественного богатства он ратовал за тотальную государственную регламентацию общественной жизни. Он предлагал определять царскими указами порядок организации производства, ведения торговых дел, цены на товары и стоимости самих денег.

Период образования и укрепления абсолютизма, период разложения феодализма и начало формирования капиталистического уклада: враждебное отношение к крепостному праву, всем его порождениям в экономической, социальной и политической областях, а также активная защита просвещения, самоуправления, свободы и европейских форм жизни вообще.

А.Н. Радищев (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» - находилось в России под запретом более столетия. В нем показаны экономическая, социальная, моральная пагубность крепостного права, а также губительная роль самодержавия. Содержащийся в книге призыв к крестьянскому восстанию против крепостничества и самодержавия придал ей характер революционного манифеста.

Политическая мысль России 19 века: распространение либеральных настроений в обществе и прежде всего среди части дворянства.

Представлена именами М.М. Сперанского, Н.А. Карамзина, М.П. Бестужева-Рюмина, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, П.Я. Чаадаева.

В этот период в России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений и устройства государственной власти. Наиболее подробным из них был проект М.М. Сперанского(1772-1839). Стремясь приспособить к самодержавной форме правления теорию разделения властей, дает ей оригинальное толкование. Сперанский предлагал «в порядке законодательном» учредить Госдуму, призванную выражать «народное мнение». Верховным органом «судной власти» должен стать Сенат.

Эти предложения по переустройству органов государственной власти не были приняты из-за противодействия крепостнического дворянства.

П.Я. Чаадаев(1794-1856) «Философические письма» - состоит из 8 писем, адресованных некой даме, которая, по-видимому, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. Он рекомендует ей «размеренный образ жизни», ибо только он соответствует духовному развитию. Он восхваляет Западную Европу, где идеи долга, справедливости, права, порядка имеют своим источником те исторические события, которые создали там общество.

По отношению к России Чаадаев настроен крайне критически и скептически. Он утверждал, что Россия обречена повторять путь, пройденный другими странами.

Идеи Чаадаева оспорили западники (П.В. Анненков, И.К. Бабст, И.В. Вернадский) и славянофилы(К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин).

Западники верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует.

Революционно-демократическую идеологию в России развивали В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Все они были единодушны, что главную движущую силу развития общества составляют народные массы.

Идеологами революционного народничества являются М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Они поставили своей практической задачей служение народу.

В конце 19 века появляется марксистское направление политической мысли, которое было представлено произведениями Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Главное место в их работах занимает критика идей либерального народничества, в особенности положения о самобытности пути России к социализму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.