Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика теорий обучения.




Теория обучения – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических (психологических) идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических (психологических) процессов и явлений. Выделяют дидактические теории обучения и психологические. Дидактические: 1) Ассоциативно – рефлекторная (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский) Сущность – усвоение, формирование ЗУН, разв-е личнст. кач-в – это про-сс образования в сознании чел-ка разл. связей (ассоциаций). Этапы: 1) Восприятие уч. мате-ла. 2) Осмысление. 3) Запоминание. 4) Применение ЗУН в практ. дея-ти. 2) Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Сущность – в процессе обу-я в психике появл. новобраз-я в результате внутр. интеграционных процессов. Особенности РО: высокий уровень трудности (пед. воздействие опережает и стимулирует естеств. развитие), в нач. обучении отводится вед. роль теоретич. знаниям, ребенок – субъект дея-ти, РО направлено на разв-е совокупности кач-в личности, РО происходит в зоне ближ. разв-я. 3) Теория поэтапного формирования умств. действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина.) Сущность данной теории – это переработанное психологическое интериоризации (преобразование внешн. действительности во внутреннюю псих. дея-ть). Этапы: 1. Ознакомление с целью обучения, создание устойчивых мотивов. 2. Составление схемы ориентировочной основы действий (ООД). 3. Выполнение действий в материализованном виде. 4. Внешняя речь. 5. Внутренняя речь – (появление мысленного свертывания инф-ции). 6. «Автоматизация» умств. действий (интериоризация материальн. процессов в псих. процесс). 4) Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов.) Сущность – развитие умств. способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся на основе создания проблемной ситуации. Этапы – 1. Выявление проблемы и ее формулировка. 2. Анализ условий, отделение известного от неизвестного. 3. Выдвижение гипотезы и поиск плана решений. 4. Реализация плана. 5. Проверка правильности действий и результатов. Психологические: 1) Теория программированного обучения. Сущность и особенности: Б. Скинером были сформулированы основные принципы программированного обучения: информация в процессе обучения должна предъявляться небольшими порциями; необходимо проводить контроль за усвоением каждой порции информации до предъявления следующей; объем, форма и содержание новой информации должны варьироваться и корректироваться в зависимости от степени усвоения предыдущего материала. Такой вид обучения, построен на обратной связи, позволяет педагогу и ученику иметь четкие представления о результативности обучения, развивает самостоятельность, учитывает индивидуальные особенности усвоения знаний. 2) Теория алгоритмического обучения. Э.Торндайк. Сущность и особенности: определяет дидактиче­ский процесс как последовательное применение общих схем или алгоритмов усвоения знаний: выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий; выделение самих учебных действий; определение способа обратной связи (в первую очередь, между обучающимися и результатами их учебных действий). Не стимулирует творческие процессы и имеют ограничения, связанные с возрастными возможностями обучающихся, так как во многом опираются на их самоконтроль и самооценку.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.