Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие об успеваемости и неуспеваемости. Психологические причины неуспеваемости.






Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например, учебной четверти, полугодия, года). В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Часто неуспеваемость становится итогом процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости видят, прежде всего в несовершенстве методов преподавания.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы: 1. Недостатки познавательной деятельности учащихся. Относят следующие причины неуспеваемости: во-первых - недостатки развития психических процессов (главным образом мыслительной сферы ребенка), во-вторых, неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности; и, в – третьих, несформированность приемов учебной деятельности. 2. Недостатки развития мотивационной сферы детей. Сюда относят несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Тут 2 большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Другие мотивы связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему отношений.

20. Психолого – педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в обучении.

Психолого - педагогическая поддержка в процессе образования предполагает осознанно предпринимаемые педагогом попытки создать условия или помочь человеку в одном или нескольких необходимых ему аспектах, а именно в решении проблем самопознания и самостоятельного принятия; в определении ближних и более или менее отдалённых перспектив; в адаптации к реальным условиям его жизни; в установлении позитивных отношений с окружающими, особенно со значимыми лицами в поисках сфер и форм самореализации и в самоутверждении, а также в частности решение проблем с неуспеваемостью и отставанием.

Учителям нужно учитывать особенности возраста при организации педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности в обучении. Н.Н. Палмышев сформулировал следующие 10 правил работы по педагогической поддержке слабоуспевающих учащихся, ставших постулатами для групп поддержки. 1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника. 2. Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Научись ждать успеха ученика. 3. Начав работу со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется, в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь. 4. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок - это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемую тему. 5. Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбрать главное, изложите его, повторить и закрепить. 6. Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знании. При обучении таких учеников идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общей учебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся. 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не наладив общения со слабыми, не получить результатов общения. 8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной. 9. Научись привлекать сильных учащихся к слабым. Научись строить процесс обучения путём сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому. 10. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (книги, поэзия, живопись, слайды, образный показ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.