Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Ключевые понятия: журналистика, массовая коммуникация, СМИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Журналистика — это прежде всего род профессиональной деятельности и ее продукты — сообщения, предназначенные к открытому доступу для широкой аудитории. Изучение социальных и социально-психологических аспектов такой деятельности(представления о своей профессии, о ее назначении, о взаимоотношениях с аудиторией, властью, бизнесом, мотивы деятельности), проблемы организации коллективных взаимодействий в редакции, эффективность деятельности, отражение представлений о профессии в продуктах творческой деятельности — это скорее социология журналистики (а не массовой коммуникации), которая непосредственно опирается на теорию журналистики (см. разд. 3.13). Социология журналистики родилась из нужд журналистской практики, чего не скажешь о социологии массовой коммуникации, которая нацеливалась не только на практические нужды, но и на постижение таких фундаментальных явлений, как суть и виды коммуникации в обществе — на теоретическом уровне. Интересовали и по прежнему интересуют ее и закономерности более локальные, частные — например, определяющие восприятие информации в зависимости от статуса и прочих социальных характеристик читателей, адиослушателей и телезрителей, пользователей Интернета. Социология массовой коммуникации — это «детище», во первых, развившейся ко времени ее появления общей социологии, а также более молодых научных дисциплин, в частности теории управления (кибернетики). В самые последние десятилетия она оказалась «под крышей» формирующейся коммуникации (communication science, communicology, Teophis разных видов социальной коммуникации) — интегральной науки о различных видах социальной коммуникации. Имея непосредственное отношение к журналистике, социология массовой коммуникации является и частью коммуникативистских наук. В теории коммуникации сосуществуют pазные подходы. Один из западных исследователей выделяет семь дисциплинарных подходов к теории коммуникации: риторический (искусство дискурса); семиотический (система знаков): феноменологический (способы организации общения); кибернетический (обработка и передача информации); социопсихологический (воздействие на людей); социокультурный (поддержание порядка, взаимодействия людей), критический (осмысление дискурса)". Массовая коммуникация — особый вид социальной коммуникации. Другие основные виды социальной коммуникации — интраперсональная, или внутренняя; межличностная, или интерперсональная; организационная, или корпоративная; кросскультурная; глобальная. Одно из ключевых понятий наук о СМИ — медиа. Это технически опосредованные каналы, по которым распространяется информация и тем самым осуществляется коммуникация. В западной традиции к кругу медиа относят не только печать, телевидение, радио, Интернет, мобильные средства, но и книги, фильмы, поп-музыку, видео продукцию, информационные агентства, рекламу. В отечественном обществоведении единого употребления понятия не сложилось. В нынешнем российском научном словоупотреблении СМИ — особый вид массовой коммуникации, причем институционализированной, то есть находящейся в условиях правового и этического регулирования, имеющей организационную инфраструктуру". Именно они, СМИ, устроены по классической модели массовой коммуникации: от одного (из единого центра) — ко многим (рассредоточенным в пространстве). В этом смысле классический для СМИ способ распространения информации — «вещание», то есть рассеивание информации из единого центра на анонимные, рассредоточенные и численно большие аудитории. Недаром все известные определения массовой коммуникации включают в себя эти признаки как неотъемлемые ее атрибуты. Однако есть иные виды коммуникации, которые, скорее всего, тяготеют к массовым, но устроены иначе. Это, например, социальные сети в Интернете; слухи, различные виды сообщений, не тиражируемые, но создаваемые и воспринимаемые массой (например, граффити и другие надписи на стенах или заборах); наружная рекламаит. п. На нашвзгляд, любая коммуникация, где субъектом прежде всего потребления, но также и производства и распространения является масса, должна называться массовой. Социологи, психологи, социопсихологи рассматривают массовую коммуникацию как социальный процесс, и потому употребляют понятие «коммуникация» только в единственном числе. Содержание этого процесса — обмен информацией сообщениями, значениями между частями общества. СМИ отличают от других каналов массовой коммуникации (масс-медиа) ряд признаков: - периодичность и регулярность распространения информации: - институционализированность (организованность — наличие специальной инфраструктуры и регулятивных механизмов и норм); - применение технических средств и технологий для распространения информации (печать, теле- и радиовещание, опосредованные компьютером медиа) и сохранения ее (бумажные, цифровые, интернет-архивы); - специализированный (профессиональный), коллективный (корпоративный) характер деятельности по производству и распространению информации; - устойчивость и открытость координат для постоянной связи с аудиторией (адрес, возможность абонирования — подписки и т. п.); - тематическая универсальность контента и многообразие его форм/форматов/жанров; - нацеленность на отражение текущей жизни социума: - исторически все более расширяющаяся возможность приема информации состороны массовой — то есть относительно большой количественно и разнообразной (гетерогенной) по социально-демографическому и географическому составу — аудитории; - в силу перечисленного — способность вызывать разнообразные социальные эффекты, а значит, при накоплении эффектов выполнять ряд социальных функций. Необходимо определить ключевое для рассматриваемых областей исследований понятие «масса» (концепция массы как вида социальной общности в отечественной литературе разработана Б. А. Грушиным"). Количественный аспект очевиден — это относительно большая совокупность людей. Качественный же состоит в том, что масса образуется по специфическим статистическим законам: у нее вероятностные границы (каждый номер издания или выпуск передачи привлечет неизвестное число людей, примерно предсказать которое возможно лишь по ранее проведенным замерам); состав их можно предсказать лишь на таком же основании. Эти люди анонимны для коммуникатора (того, кто распространяет сообщения), рассредоточены в пространстве и гетерогенны (разнообразны) по географическому, социальному, демографическому составу Очевидно, что массовая аудитория, или массовый контрагент коммуникатора, имеет место не только в случае со СМИ, но и, например, в наружной рекламе, в веб-ресурсах различных организаций, в случае со слухами и с социальными сетями в Интернете (в последнем случае образуются и переходные виды коммуникации и ее участников — не только массы, группы, сети, но и их промежуточные формы — например, входе кристаллизации комьюнити в массовой аудитории). Наиболее широким поле исследований массовой коммуникации было и остается в США. На темпы и масштабы их развития в XX в. оказали влияние такие факторы, как: - рост роли рекламы в экономике в целом и для СМИ, особенно после появления радиовещания. Обнаружение экономической целесообразности исследований для повышения эффективности рекламы, достижения через СМИ целевой аудитории; приток в США высококвалифицированных ученых в области гуманитарных и социальных наук, эмигрировавших из фашистской Германии и других европейских стран в канун Второй мировой войны; формирование с развитием телевидения общественного интереса к его влиянию на людей, особенно в детском и подростковом возрасте (1950—1960-е гг.); растущая конкуренция между СМИ в борьбезарекламные деньги, умножение числа изданий и каналов (1960—1990-е гг.); - появление новых медиа, расширение участия аудитории в производстве и обмене контента, - фрагментация аудитории, вследствие которой усложнилось ее сегментирование, потребовалось расширение круга изучаемых характеристик (или оснований для выделения групп аудитории), применение более сложных способов статистического анализа данных, что сделало возможным распространение компьютеров, электронных баз данных. Неся в себе некоторый техницистский заряд, социология массовых коммуникаций тяготела к построению самых различных моделей процесса коммуникации, начиная от простейшего акта передачи сообщений (отправитель — сообщение — получатель) и кончая сложнейшими графическими и содержательными построениями, включающими в себя взаимодействие самых разных факторов, определяющих внешние условия — взаимоотношения между СМИ и обществом, властью, бизнесом, и внутренние — ход самого процесса распространения массовой информации. Социология журналистики вместе с социологией массовой коммуникации сегодня представляет собой пестрое поле идей, концепций, эмпирических результатов. В этом многообразии можно выделить два уровня исследований — теоретический и эмпирический. На первом мы имеем дело с концепциями относительно функционирования СМИ в обществе и определяющих его закономерностях и факторах. На втором — с многообразными измерениями реального положения дел в этой сфере, характеристик участников процесса обращения информации и контента (см. разд. 1.2-1.5). Эмпирические исследования по традиции, связанной с первой структурной схемой элементов социальной коммуникации («5W», предложенной еще в середине прошлого века Г. Лассуэллом — Lasswell, 1960), до сих пор разделяются на ряд направлений: исследования журналистов, контента, каналов распространения информации, аудитории и социальных эффектов. Довольно редки случаи исследований комплексных, куда включаются все или большинство из указанных направлений. Проблематика и подходы к исследованиям, анализу их результатов зависят от того, в чьих интересах они проводятся: научных сообществ, медиа менеджмента, общественных организаций, бизнеса, власти или общества в целом. В России, как и в других странах, сложились коммерческий и так называемый академический (научный) секторы исследований (см. разд. 3).
Журналистская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обращены к массовой - по количеству, но и по характеру аудитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах создается панорама текущей жизни общества, образ современности. Это главное отличие передают такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналистика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения». В качестве основного термина, описывающего предмет науки и преподавания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным кажется именно термин «журналистика» как самый емкий из них и не имеющий многозначных толкований (таких, как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации. Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутренним законам ее деятельности. Если попытаться рассмотреть функционирование отдельного органа журналистики, например, газеты «Известия», или совокупности СМИ определенного направления, например, прессы демократических сил России XIX века, или всей журналистики в определенный период, например, современной американской журналистики, то независимо от исторической эпохи или характера политических ориентации изданий и программ, принципиальная схема их функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики будут различными. Единство принципиальной схемы функционирования чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журналистики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике. «Действующими силами» изучаемой системы являются: Учредитель (У) - государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Деятельность учредителя регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях определяются редакционными уставами. Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов. Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д. Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски. Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой информации - газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, радио и телевидение, предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам. Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений. Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики. Основные «порождающие факторы» деятельности журналиста. Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других. Это информационная политика учредителя, запросы, интересы, потребности аудитории, характер отражаемых явлений действительности, особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты). К «порождающим факторам» относятся, конечно, и личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать множество творческих проблем. Подводя итоги, можно сделать вывод: предметом данного курса является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функционируют на основе прямых и обратных связей. Журналистика - явление социальное и составляет важнейшую органическую часть социальной системы в целом. Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно выгодно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение. Тема 2. Основные понятия В каждой социальной системе деятельность журналистики как функционирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учредитель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «массовая аудитория») определяется закономерностями, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с помощью своего понятийного аппарата. Среди множества понятий, составляющих ткань научного знания, выделяются.основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Через категории раскрывается суть предмета и содержания науки. В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эффективность» и др. Эти и другие категории и раскрывающие, детализирующие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «интерес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между собой, ограничиваясь указанием только на то, что все они относятся к полю знания о журналистике. Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней. Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее понятие, которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета - журналистики, а потому является характеристичным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятельности в ней. Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным синонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средства массовой информации». Иногда к этому словосочетанию добавляют «... и пропаганды» - это свидетельствует лишь о том, что термин «информация», к сожалению, употребляется не только в научно-специальном значении, но и в традиционном узкожурналистском смысле (как обозначение кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях и соответствующих жанров - заметки, отчета, интервью, репортажа, часто именуемых «информационными»). Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики. При этом «информация» - это и самое простое, общепонятное явление в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности, так как высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством комментирования, но и зависит также от высокого качества работы с аудиторией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «достигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение. Когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социального слоя или группы, жителей региона), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию. Готовя информацию, необходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации. «Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий. Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ - функция - аудитория - функционирование - результативность. Вторая - дает представление специальной направленности методологических основах деятельности в журналистике: МИ - социальная позиция в журналистике - СМИ как социальный институт - социальные типы журналистики - исторические типы журналистики. Третья - описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ - свобода журналистики - журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) - качества журналистов как профессионалов. Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ - средства коммуникации - каналы и типы изданий и программ - система и взаимодействие - распространение. Пятая - дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ - информационная политика - типы творчества - творческие формы - методологическая культура. Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике. При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено применительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, определив понятие «Свобода журналистики», следует проследить, как осмысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни). Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического). Многочисленные частные научные дисциплины (такие, как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе категорий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки. Без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студентов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, разумеется, учитывая уровень их подготовленности. Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно. Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким образом заложить фундамент всего здания университетской подготовки журналистов. Важно теоретически «упредить» и конкретные журналистские курсы, и практическую деятельность студентов, которая будет проходить уже во втором семестре. В том и другом случае надо быть вооруженным системой общетеоретических «вводящих» знаний, создающих фон овладения конкретными знаниями и выполнения практических заданий для редакций. Без этого фона повседневные практические акции (определение темы, сбор фактов, разработка концепции произведения и т.д.) будут лишены важнейших принципиальных ориентиров и обречены на случайность и неопределенность решений. Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, заинтересовавшего его, без понимания значения изложенного материала для аудитории и т.д. Не понимая, что такое истинная свобода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Чтобы избежать серьезных ошибок уже на первых шагах практической деятельности, и необходимо овладевать системой общетеоретических знаний глубоко и творчески. В целом же задачи курса носят теоретический характер. Входя в мир теории, надо быть готовым к тому, что некоторые привычные утверждения так называемого «здравого смысла» (например, о свободе как возможности делать «что хочешь») придется решительно отвергнуть. Значит, уже с самого начала курс должен помогать перестраиваться на научно-теоретический тип мышления, требующий точной постановки вопросов, строгого употребления терминов, полноценной аргументации, системного подхода к изучаемым проблемам, умения разбираться в фактах жизни журналистики, чтобы за внешними и порой обманчивыми очертаниями увидеть их истинный смысл. И очень важно научиться сомневаться - не для того, чтобы руководствоваться всеразъедающим нигилистическим скепсисом, а чтобы через сомнения и критику идти к максимально верным, убедительным и ясным теоретическим выводам, становящимся благодаря этой «работе души» личной позицией в журналистике. Наконец, следует помнить, что профессиональная деятельность журналиста будет протекать в изданиях или программах разных идейно-политических направлений, что так или иначе связано с различиями в концептуальных представлениях о журналистике. Так, курс «Основы теории журналистики» решает еще одну задачу, свойственную всем университетским курсам, - «учить учиться», а не осваивать готовые знания.
|