Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие цивилизации в концепции Тойнби






Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А.Дж. Тойнби

 

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) – английский дипломат, историк и культуролог.

Взгляды Тойнби на сущность исторического процесса изложены в его книге «Постижение истории», 12 томов которой выходили с 1934 по 1961 гг. На русский язык это исследование до сих пор не переведено, в переводе выходил только сильно сокращенный вариант.

Тойнби создал теорию исторического круговорота культуры. Жизнь общества развивается как природный процесс, с помощью таких самостоятельных единиц социальной организации, как цивилизация. Тойнби рассматривал мировую политику как арену состязания цивилизаций.

Очень много схожего с концепцией Шпенглера, которая сильно повлияла на Тойнби. П.А. Сорокин[1] писал: «Теория цивилизаций А.Тойнби продолжает линию Данилевского и Шпенглера и может считаться кульминационным пунктом в развитии теории локальных цивилизаций». Благодаря своей известности Тойнби поспособствовал возобновлению интереса к философии Освальда Шпенглера.

 

 

Понятие цивилизации в концепции Тойнби

Главное понятие в концепции Тойнби – цивилизация, оно служит для организации всего конкретно-исторического материала.

Цивилизация – это общность людей[2], объединенных определенной системой общественных отношений. Цивилизации состоят из отдельных национальных государств, поэтому их границы не являются четкими. Однако понятие цивилизация у него шире понятия «государство». Цивилизации, по Тойнби, представляют собой «общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы».Хотя государствам тоже принадлежит важная роль в истории, т.к. через них, особенно через т.н. «центральные» государства, цивилизация реализует себя, выполняют свою историческую миссию. Но государства входят в локальную цивилизацию не на основании соглашений, союзов, а культурно-исторически.

 

Как и Шпенглер, Тойнби представлял всемирную историю как совокупность отдельных замкнутых и своеобразных цивилизаций, количество которых варьировалось от 13 до 30 (изначально Тойнби выделял около 30 цивилизаций, позднее он свел их количество до 13).

Каждая цивилизация имеет свои особенности. Например, развитие техники – характерная черта западной цивилизации; увлечение эстетикой – греческой цивилизации; увлечение религией – индуистской цивилизации.

Особенность каждой цивилизации состоит еще и в том, что каждая из них говорит на своем языке. Опыт, полученный каждой цивилизацией, уникален, именно им Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнее непохожа она на другие.

Однако, Тойнби, в отличие от Шпенглера, считал, что цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.

Как вы помните, О. Шпенглер всецело отрицал единство всемирно-исторического процесса и утверждал «непроницаемость» отдельных культур (хотя, вот парадокс! сам же и пытался в «Закате Европы» понять и описать их, например, русско-сибирскую или аравийскую). Тойнби же (как и П.А. Сорокин) пытался связать локальные цивилизации воедино.

НО! Тойнби допускает ТОЛЬКО «трансляцию» культурно-исторического опыта между локальными цивилизациями. В целом Тойнби отрицает идею «единой цивилизации».

Тойнби предостерегает от поспешных оценок, постулирующих создание единой человеческой цивилизации, тем более отождествляющих ее с западным обществом. Как и Шпенглер, Тойнби считает, что современное видение истории остается европоцентристским. Западная цивилизация не представляется ему идеальной, хотя она и достигла высокого уровня научного и технологического развития и породила либеральную демократию. Напротив, для Тойнби виден экспансионистский (захватнический) характер европейской цивилизации, когда она на протяжении нескольких веков стремилась поглотить чужие культуры и в результате захватила весь мир. Так, по мнению Тойнби, США будут претендовать не только на роль политического, но и цивилизационного гегемона в мире: «Западные историки… считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.