Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роли элиты в процессе развития цивилизации






Для самого возникновения цивилизации необходимы вызовы-проблемы. Они могут исходить как от других цивилизаций, так и иметь естественную природу – это вызовы территории и климата. Вызовы со стороны враждебных цивилизаций могут проявляться как в форме технического и экономического превосходства, так и в форме идеологической и культурной пропаганды. Заимствования чужой культуры, по Тойнби, разрушают целостность цивилизации и ускоряют ее гибель.

Адекватно решить появившиеся проблемы и одновременно создавать целостную цивилизацию как раз может элита.

 

На стадии роста цивилизации происходит постоянная перестановка сил в обществе: творческие меньшинства вынуждены уходить в тень, чтобы внутренне преобразоваться, накопить энергию для последующего победоносного выступления.

 

В период расцвета цивилизации творческое меньшинство у кормила всех сфер жизни общества. Они ведут за собой массы, диктуют ей условия, воздействуют на нее.

Но стремление массы подражать элитам приводит к всеобщему упадку творческой деятельности. Появляется бездумное копирование, повторение, тиражирование. Механизм подражания пагубно воздействует на личность и общество, развивает равнодушие. В результате творческие импульсы затухают в инертной социальной массе.

Отношения между творческими и инертными слоями становятся все более противоречивыми. Начинается духовный раскол внутри цивилизации. Элита в свою очередь также адаптируется к среде и не совершает творческих усилий. Ее авторитет падает, она для сохранения своего положения начинает прибегать к силовым методам. Возникает противоречие, ведущее к социальной пропасти между элитой и остальным обществом, что приводит к надлому.

 

Надлом может произойти по следующим причинам:

1. Отказ большинства от подражания. Во время крупных социальных и природных катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства (элиты) и, не имея сдерживающих рамок традиции, оказаться в «подвешенном состоянии».

2. Пассивность меньшинства. Такие общества существуют лишь до первого кризиса.

3. Изоляция правящего меньшинства от общества. И следствие – вырождение меньшинства.

4. Идолопоклонство масс – обожествление части вместо целого.

Неудачные «ответы» на вызов также могут привести к «надлому»

 

Разложение общества.

В результате надлома общество распадается на три части (здесь Тойнби повторяет схему Шпенглера при анализе критического состояния западного общества):

1. «Правящее меньшинство». Они цепляются за свои привилегии и вырождаются в «правящую элиту». Пытаются сохранить цивилизацию. В то время как остальные две группы (внутренний и внешний пролетариат) – уничтожить

2. «Внутренний пролетариат». Не доверяет правящему меньшинству. Бесправная и обездоленная масса людей. Все более и более отчуждается от элиты

3. «Внешний пролетариат» - варвары. Соседние народы, вовлеченные в историю цивилизации, но внутренне чуждые ей.

Этап разложения сопровождается деградацией элиты, которая теряет свою творческую силу, успокаивается, погружается в апатию. В элите творческая активность также подменяется слепым копированием и плагиатом. В этот период развитие техники негативно влияет на большинство населения, приучая его жить без усилий и стремится к наслаждениям.

 

Тойнби утверждает, что цивилизации, как и отдельные люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Но Тойнби верил, что в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.

 

 

Закон «Вызова – Ответа»

Для объяснения механизма исторического развития цивилизаций Тойнби предлагает закон «Вызова – Ответа».

Конкретная историческая ситуация постоянно ставит перед цивилизацией новые проблемы – «вызовы». Тойнби выделяет пять типов вызова:

- вызов суровых стран (климатический)

- вызов новых земель

- вызов ударов

- вызов давления

- вызов ущемления.

Если вначале обществу приходится отвечать в основном на вызовы природы (суровых стран и новых земель), то по мере развития основными становятся социальные противоречия: войны с другими государствами, борьба между классами, религиозные и национальные вопросы и пр.

 

В теории Тойнби вызов не негативный фактор, напротив, он является основным фактором, который подталкивает общество на территориальное расширение, стимулирует развитие техники. Вызовы заставляют искать новые формы действия. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к развитию. Культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

 

Согласно закону «золотой середины» Тойнби, наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, система не даст ответа. А чрезмерно суровый вызов может систему разрушить: например, непреодолимые трудности в виде нескольких лет засухи, продолжительных войн могут в корне пресечь зарождение или развитие цивилизации.

 

Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, что приводит к усложнению его внутренней структуры. Для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществе людей, способных понять вызов и дать на него ответ. Это – творческое меньшинство, элита.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.