Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с плохо интонирующими детьми






" Вопрос о возможностях музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов - музыкантов". Часто педагоги приходили к такому выводу: " Не все же должны обязательно уметь петь… Пусть вместо пения рисуют, танцуют, читают; раз уж нет способностей – ничего не поделаешь, а другим хоть мешать не будут". К сожалению, эта точка зрения существует до сих пор. Даже сами родители внушают ребенку мысль о том, что ему не следует заниматься пением, в результате ребенок начинает замыкаться в себе, так как не может выразить себя ни в школе, ни дома. На учителе музыки лежит большая ответственность, потому что только он может помочь ребенку раскрыть свои способности. Поэтому особое внимание в первом и втором классах следует уделять работе с плохо интонирующими детьми, так называемыми «гудошниками». Но для этого в первую очередь нужно определить причину подобного явления. К ним относятся:

- низкий уровень развития музыкальных способностей, отсутствие или ограниченность музыкальных представлений, музыкального опыта;

- неразвитость ладового чувства;

- отсутствие условно-рефлекторных связей между слуховым и двигательным анализатором, и слабое отражение двигательных ощущений в коре головного мозга;

- несформированность певческих навыков и вокального слуха;

- нарушение координации нервных и физиологических процессов;

- нарушение функций мягкого неба;

- острые и хронические заболевания уха, горла и носа;

- неквалифицированное обучение пению, сформировавшее неправильные певческие навыки;

- подражание эстрадным певцам; пение в грудном регистре, использование придыхательной атаки, форсирование звука и прочие;

- двигательная и мышечная зажатость, стеснительность, вялость, апатичность или чрезмерная активность;

- адаптационный синдром у первоклассников.

При медицинском обследовании неточно интонирующих учащихся было выявлено две группы детей: «гудошники» и «лжегудошники». У «гудошников» в ларингоскопическом строении были отмечены довольно стойкие отклонения от нормы. Это либо треугольное несмыкание в задней трети голосовых связок, либо их полное смыкание, тогда как для детей семи лет неполное смыкание связок является физиологической нормой. У «лжегудошников» не было выявлено отклонений от нормы. В результате чего к этой группе отнесли детей 7 лет, трудно привыкающих к школе.

В течение многих лет педагоги и методисты обращались в своей работе к этой проблеме и пришли к выводу, что нельзя плохо поющих детей лишать пения.

А.Л. Маслов и И.П. Пономарьков начинали занятия с детьми с низких звуков (си, си-бемоль малой октавы), так как эти звуки воспроизводились детьми удобно, естественно с чистой интонацией. Сначала пение начиналось с закрепления интонации одного звука, затем прибавлялся второй и третий звуки. Постепенно педагог расширял диапазон голосов детей и подводил их к обычной тесситуре.

Также существует другая точка зрения работы с «гудошниками». Например, А.Г. Раввинов предлагал детям читать и говорить на высоких звуках. Он отметил, «что многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят характер его звучания в свое пение».

В.К. Белобородова изначально начинала работу с «гудошниками» с примарных звуков, но потом заметила, что дети в играх преимущественно пользуются высокими звуками. После этого она стала предлагать детям изобразить пение кукушки – «ку-ку», как стреляет пистолет – «пиф-паф» и прочее. Игровые моменты заинтересовали и помогли детям справиться с неправильным пением.

Н.Куликова использовала в своей работе оба метода и пришла к выводу, что сдвиг диапазона резко вверх является более эффективным и целесообразным, так как приводит к большей продуктивности работы.

На основании исследования многих работ по этому вопросу я пришла к выводу, что при работе с неверно интонирующими детьми надо:

1. Выяснить причину плохого интонирования.

2. Работать с детьми в индивидуальном порядке. Записывать наблюдения.

3. Не разрешать «гудошникам» петь с правильно поющими детьми, так как они еще больше закрепят привычку фальшивого пения.

4. Знать, что правильно выстроенная вокальная работа (выработка дыхания, звуковедения и т.д.) помогают в исправлении интонации.

5. Немаловажным фактором для успешной вокально-хоровой работы является расположение детей. Отстающие дети должны сидеть в первом ряду: во-первых, для того, чтобы учитель мог их постоянно контролировать, во-вторых, чтобы дети ближе находились к источнику звука, в-третьих, они будут постоянно слышать сзади себя правильное пение, в то же время, не сбивая верно поющих детей. По мере развития место расположение учащихся можно постоянно варьировать.

Самое главное учитель должен помнить, что правильное пение обладает лечебным эффектом. Систематические занятия пением выполняют оздоровляющую функцию. Улучшают дыхание и кровообращение, облегчают лечение хронических заболеваний носоглотки, верхних дыхательных путей, различные дефекты голосовых и слуховых аппаратов. Учитель музыки отвечает за здоровье детей!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.