Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.3 Качество, стандартизация и сертификация продукции.






1. Конкурентоспособность: сущность, значение и показатели оценки

2. Понятие и показатели качества

3. Управление качеством

4. Стандартизация и сертификация продукции

 

1 в. Предприятие рыночной экономики прошло в своем развитии несколько стадий. На первой стадии зарождения промышленного производства главная задача предприятия сводилась к максимизации объемов производства, в настоящее время – к продаже произведенной продукции. Эффективность продаж в свою очередь определяется конкурентоспособностью продукции.

Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.

Конкурентоспособность товара определяется, с одной стороны, качеством товара; с другой стороны, уровнем цены потребления. Цена потребления складывается из цены приобретения товара (включая расходы на транспортировку и монтаж) и затрат по эксплуатации в течение срока его службы (стоимость энергии, ремонта и т.д.). По многим видам сложных технических товаров цена потребления намного превышает цену приобретения. Например, по автомобилям эксплуатационные расходы составляют около 85% цены потребления.

По мере старения изделия сумма эксплуатационных расходов возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления. Исходя из этого определяется оптимальный срок эксплуатации изделия и оптимальная (минимальная) цена потребления. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С выработкой данного ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым.

Следует отметить, что в последнее время при оценке конкурентоспособности товара уровень цены все больше уступает место качеству товара.

При определении конкурентоспособности рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели.

Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю (например, скорости). Он представляет собой отношение величины параметра оцениваемого изделия к величине параметра эталона (базового образца):

Иеi = Пiб

Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей:

Исg = Sai х Иеi

где g – номер группы параметров.

Интегральный показатель представляет собой окончательную оценку конкурентоспособности. Определяется как отношение суммарного полезного эффекта от потребления (эксплуатации) к суммарным затратам на его потребление.

Ии = Э/Эб х Зб

В качестве суммарного эффекта при оценке конкурентоспособности промышленной продукции применяется группой показатель по техническим параметрам.

С понятием конкурентоспособность товара связана конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию.

Между данными понятиями существуют определенные отличия. Конкурентоспособность продукции характеризует сложившееся в определенный момент положение на рынке, конкурентоспособность предприятия – его потенциал по изменению данного положения.

 

2 в. Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающихся способностью удовлетворять определенные потребности.

Свойства могут быть простыми (масса, емкость, скорость), сложными (надежность).

Общепризнана следующая классификация свойств товара и соответственно его показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического – это производительность, показывающая какой объем продукции может быть выпущен за определенный период времени.

Показатели надежности – безотказность (необходима для тормозной системы автомобиля), сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.

Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, гигиенические, физиологические и психологические свойства человека при пользовании изделием. Например, шум, вибрация и излучение при работе определенных машин, расположение определенных составляющих изделия (ручка у холодильника) и т.д.

Эстетические показатели характеризуют выразительность и рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения товара.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.