Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление этических инстанций у дошкольника. Усвоение моральных эталонов.







Дошкольное образование в России многие годы было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей, а то, что этот возрастной этап является наиболее важным в развитии психики и личности человека, забывалось. Хотя именно в этот период происходит первоначальное становление личности, развиваются личностные механизмы поведения, формируется новый уровень социального развития. Именно поэтому общение и включение ребенка в совместную деятельность со взрослыми играет решающую роль в его психическом развитии, влияет на развитие нравственное.

 

Начальным этапом усвоения нравственных норм является формирование первичных этических инстанций: понимание, " что такое хорошо и что такое плохо".

 

Моральные чувства не являются врожденными. Они формируются и усваиваются в процессе деятельности и взаимодействий детей со взрослыми и под их руководством. Поэтому нами была выдвинута гипотеза, что развитие социально-эмоциональной компетентности ребенка будет способствовать более быстрому этическому развитию, развитию самосознания (адекватной самооценки). Внедрение программы социально-эмоционального развития ребенка проходило в детском саду №39 с 2001 - 2006 года на дошкольниках, начиная со 2-ой младшей группы с постепенным включением других возрастных групп. Основная цель практической работы - обеспечение естественного характера развития позитивной " Я-концепции" детей в дошкольном образовательном учреждении, необходимой для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности детей младшего дошкольного возраста путем приобщения их к общечеловеческим ценностям, близким для ребенка и развитие в рамках совместной деятельности с компетентными взрослыми.

 

Сбор диагностических данных проводился в начале и конце уч.г. в экспериментальных и контрольных группах. Полученные данные соответственно сравнивались и анализировались. Таким образом, нами был использован констатирующий, формирующий эксперимент.

 

В результате исследования было выявлено:

 

1. 3 этапа формирования этических инстанций:

 

I. Сначала ребенок начинает отличать хорошее поведение и плохое, связывая с эмоциональной положительной оценкой взрослого и с исполнением режимных моментов (начиная с 4-хлетнего возраста). Постепенно к 5 годам начинает преобладать другой признак - хорошее поведение, затем степень овладения игровыми операциями.

II. К 6 годам себя и сверстников оценивают в связи с вкладом в общую деятельность, способностью и желанием помогать, и связывая с успешностью в учебной деятельности. Старшие дошкольники начинают оценивать себя более адекватно, связывая поведение с нравственными нормами, правилами, в оценке над личными преобладают мотивы общественные.

 

2. От уровня нравственного развития детей зависит место, занимаемое ребенком в группе: чем ниже уровень нравственного развития, тем ниже статус ребенка.

3. От степени развития нравственной сферы ребенка зависит быстрота формирования адекватной (критической) самооценки.

4. Наблюдаются половые различия в формировании этических инстанций: - девочки раньше начинают дифференцировать понятия " плохое" и " хорошее";

- у девочек чаще этическое чаще приближено к эстетическому.

5. Социально компетентный ребенок быстрее усваивает первичные этические инстанции.

6. У детей экспериментальных групп наблюдается более быстрое социальное и нравственное развитие по сравнению с детьми контрольных групп.

 

Таким образом, формирование первичных этических инстанций непосредственно связано с развитием социальной компетентности ребенка, зависит от социальной ситуации. Анализ полученных предварительных результатов доказывает, что внедряемая учебная программа способствует всестороннему развитию личности и социальной культуры детей дошкольного возраста.

 

Представленный опыт имеет несомненную практическую значимость. Его результаты найдут применение в работе воспитателей и педагогов - психологов дошкольных образовательных учреждений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.