Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития детского сообщества






Название уровня Комментарий
  Конгломерат Группа малознакомых детей, не связанных общей единой целью. Формальная общность
  Ассоциация Дети принимают заданные внешне цели и условия. Начинают складываться межличностные отношения. Складывается единая жизнедеятельность. Развиваются деловые отношения
  Кооперация Возникает формальная и неформальная структура группы. Возникают деловые отношения, которые перерастают в эмоционально-личностные. Нацеленность на общий результат
  Автономия Внутренняя слитность группы. Возможны два вида автономии: коллектив (в его классическом понимании) и корпорация (противопоставление своей группы другим, замкнутость, групповой эгоизм)

Самоорганизация детских сообществ

Детское сообщество образуется не только на основе формально выделенной группы – школьного класса, отряда в оздоровительном лагере, объединения в организации дополнительного образования и т.п. В сегодняшней жизни нередко детские сообщества возникают спонтанно вследствие собственной активности детей, связанной с определенными событиями или обстоятельствами. Например, включенность в социальные сети; реакция на ситуацию или отношение (поступление в класс новенького, несправедливость, возведение во дворе малых игровых форм, детского городка); событие (заливка катка, спортивные соревнования); интересный новый объект (гаджет, лего); определенная процессная деятельность (участие в проекте, подготовка спектакля или праздника, экскурсия или поездка) и др.

Самоорганизующиеся детские сообщества, таким образом, характеризуются следующими признаками:

• они кратковременные и спонтанные;

• нередко отсутствует взрослый организатор детского сообщества, что может привести к возникновению нежелательных в воспитательном контексте эффектов;

• источником самоорганизации является некий фактор, интегратор, в качестве которого могут выступить все названные выше факторы. Каким был ни был интегратор самоорганизующегося детского (или детско-взрослого) сообщества, главное – он вызывает у детей интерес или эмоциональный отклик;

• основой самоорганизации детских сообществ является совместная деятельность (созидающая, проектная, исследовательская, творческая), социальное взаимодействие или коммуникация.

 

39. Изучение межличностных отношений в детской группе. Работа с изолированными детьми????

 

40. Развитие половой идентификации в дошкольном возрасте. Гендерное развитие.

В. С. Мухина.

Очевидным основанием для выделения групп людей относится половая принадлежность. Анатомические различия, очевидные уже при рождении, увеличиваются от детства к взрослости. Параллельно с анатомическим развитием формируется «Я — образ», специфический для каждого пола и часто определяемый при помощи понятия «психологический пол».

Психологический пол — совокупность определений сексуальной идентичности, т. е. чувство и осознание своей половой принадлежности.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятие феминности (набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу) и маскулинных (набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу).

В результате процесса половой идентификации, биологически данный пол в ходе социализации половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения.

Половая идентификация — отождествление себя с представителями определенного пола, переживания себя как мальчика или девочки, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Таким образом, понятие «половая идентификация «включает:

· отождествление своего «я» чужому, принятому за «образец» или «эталон» (заимствование манеры поведения и рода личностных черт);

· привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, «вживание» его в образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;

· сравнительная легкость осуществления идентификации за счет пользования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов;

· необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями.

В норме половая идентификация протекает естественно и не требует активности сознания. Половая идентификация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Формирование половых ролей и половой идентичности происходит через идентификацию с родителями.

На начальных этапах полоролевого развития выделяют три процесса половой идентификации:

1. ребенок узнает, что существует два пола;

2. он включает себя в одну из категорий;

3. на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и подчиняя его формы.

Первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности, складывается обычно уже к 1, 5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать свой вывод. Он зачастую не способен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность проявляется только к 2, 5 годам.

В возрасте 2-х или 3-х лет у детей появляется понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. Вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа «мама не курит трубку «или «папа не красит губы «. Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.

К 3− 4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. К этому возрасту, дети отождествляют себя с представителями своего пола: «Я-мальчик», «Я-девочка». Половая принадлежность ассоциируется у них с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемые им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Младшие дошкольники еще предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола. До 5− 6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье мальчику, то он превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. В 6− 7 лет дети окончательно осознают необратимость половой принадлежности, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».

Понятие и освоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся полоролевое самосознание и полоролевое самосознание.

Существует мнение, что требование быть мужчиной или женщиной определяет только одну половую роль. Половые роли мужчины и женщины различают по характеру деятельности (служба, воспитание детей, домашняя работа, занятия на досуге). Разделение ролей происходит в детстве, которое включает игры, типичные для детей разного пола и другие различия между мальчиками и девочками. Половы роли можно объяснить с трех позиций: биологической, социальной и структурной.

В процессе усвоения половых ролей лежат представления о женщине и мужчине, которые сложились в данной культуре. На уровне культуры половые роли существуют в контексте системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Понятие и усвоение человеком определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой соотносятся самосознание личности и свойства его поведения. В дошкольном возрасте начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения.

В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми — образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. В этом смысле мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решать более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя) — женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской.

Правильная половая идентичность ребенка — важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в обществе существуют социальные нормы, которые регламентируют занятия представителей того или другого пола. Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе маскулинности и феминности. Это представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам.

Половые роли и нормативные представления имеют социальное происхождение. Их содержание определяется условиями жизни общества и может различаться в разных культурах. Мальчики и девочки с дошкольного возраста живут в разных культурных мирах. Мальчики менее свободны в пересечении межполовых границ. Многие их взаимодействия с девочками направлены на укрепление этих границ и могут рассматриваться как проявление мужской силы. Половым ролям свойственно два типа противоречий: у девочек между традиционной и современной ролью; у мальчиков — между отроческой ролью, основанной на физическом превосходстве, и более обыденной ролью взрослого мужчины.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется полоролевое самосознание — это система знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание человеком себя как представителя пола.

 

Психологические особенности пола дошкольников проявляются:

· в специфике поведения и деятельности детей;

· в общении с взрослыми;

· во влиянии коллектива сверстников на мальчиков и девочек;

· во влиянии оценок других людей;

· в понимании личности другого человека; интересах девочек и мальчиков и т. д.

Вариант

О собое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный и младший школьный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично. Пол — это первая категория, в которой ребенок осознает себя как индивидуальность.

На втором году жизни ребенок уже знает, мальчик он или девочка, хотя еще не называет себя и не выделяет себя среди других. Ко времени появления в речи слова «Я» дети знают свой пол, знают некоторые различия и требования к играм, стилю поведения. Идет интенсивное освоение половых ролей и полового репертуара через прямые инструкции взрослых и идентификацию физического «Я»; ребенок узнает о своем теле, сравнивая его устройство с устройством других людей. Таким образом, базовая идентичность формируется к трем годам как достаточно устойчивое измерение личности.

Дальнейшее развитие совершается на эмоциональном и личностно-познавательном уровне и выражается в формировании персональной идентичности и половых ролей, отражающих систему отношений со средой и людьми своего и противоположного пола.

Маленький ребенок еще не воспринимает свои гендерные особенностии свой пол как нечто, что не может быть изменено. Но уже к 5-6 годам ребенок понимает, что пол изменить нельзя. С этого времени половая идентичность дошкольников формируется как единство переживаний и ролевого поведения. С возникновением сюжетно-ролевых игр эти процессы обретают характер социосексуальных игр, когда отрабатываются представления детей о своем и противоположном поле. К 6-7 годам дети начинают проявлять элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганы, а мальчик — что девочки капризы и плаксы. Надо отметить, что в данном возрасте, как и ранее, в рассказах детей проявляется довольно низкая осведомленность о половых различиях: младшие дошкольники еще не знают о них, а старшие уже не говорят о них со взрослыми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.