Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовое регулирование системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации






Федеративная природа Российского государства предполагает осуществление государственной власти как федеральными органами, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовая основа их деятельности закрепляется в ст. 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Конституционные положения находят развитие в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[262].

Конституция Российской Федерации, отнеся установление общих принципов организации системы органов государственной власти к совместной компетенции Федерации и субъектов, не закрепляет систему органов государственной власти субъектов, определяя лишь общие принципы их устройства. Значение конституционного принципа единства государственной власти в устройстве органов государственной власти субъектов Российской Федерации находит выражение в двух аспектах. Во-первых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются составной частью системы органов государственной власти на всей территории России. Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют свои функции в контексте федеральной политики законотворчества, государственного регулирования и управления, посредством общих для всей Российской Федерации механизмов деятельности. Конституционной гарантией единства государственной власти является закрепленные в первой главе Конституции Российской Федерации основы, которым должна соответствовать система органов государственной власти субъектов Федерации: принцип разделения властей, республиканская форма правления, принцип правового, социального и светского государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

Система органов государственной власти российских регионов находит закрепление в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. Непосредственная конкретизация происходит в региональных законах (напр. Закон Республики Алтай от 18 октября 2015 г. № 76-РЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Алтай», Закон Новосибирской области от 3 марта 2004 г. № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области», Закон Томской области от 7 февраля 2006 г. № 17-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре Администрации Томской области»).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в федеральные законы, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Уточняя перечень иных органов государственной власти субъекта Федерации Конституционный Суд Российской Федерации отнес к ним конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации[263].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.