Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В обоих случаях необходимо сделать пометку о том, как было выполнено или почему было не выполнено задание, для возможности оценке в динамике.






 

10. Задание: обернуться и посмотреть через левое и правое плечо

Инструкция: Попросите пациента обернуться и посмотреть через левое плечо и вернуться в исходное положение. Затем после небольшой паузы повторить через поворот правое плечо. Перемещать ноги нельзя. Стойте напротив пациента, чтобы наблюдать за симметрией поворота головы и шеи и переносом веса тела. Поворот влево или вправо подразумевает поворот приблизительно на 90⁰. Можно попросить пациента визуально определить какие –то объекты сзади них, чтобы отметить полный разворот.

Оценка:

(4) смотрит по обе стороны, вес тела переносит хорошо

(3) смотрит только через одно плечо, на другой стороне вес тела переносит хуже

(2) поворачивается только в сторону, но удерживает равновесие

(1) при повороте требуется контроль со стороны

(0) нужна поддержка для того, чтобы избежать падения

 

11. Задание: обернуться на 360⁰

Инструкция: Попросите пациента обернуться вокруг себя, затем остановиться и обернуться полный круг в другую сторону. Продемонстрируйте пациенту, как следует выполнять задание. Засекайте время каждого поворота отдельно. Повторите попытку, если пациент прикоснулся к стулу. Площадь поверхности пола, которая требуется пациенту для совершения разворота, не имеет значения.

Оценка:

(4) может обернуться в обе стороны на 360⁰, менее чем за 4 сек.

(3) может обернуться в одну сторону на 360⁰, менее чем за 4 сек.

(2) может обернуться на 360⁰, но медленно

(1) требуется наблюдение или устные подсказки

(0) в процессе поворота требуется помощь

 

12. Задание: попеременные шаги на подставку

Инструкция: Попросите пациента поочередно ступать на подставку, по 4 шага каждой ногой. Поставьте ступеньку перед пациентом, высота ступеньки. Продемонстрируйте пациенту, как следует выполнять задание. Если для выполнения задания потребовалась посторонняя помощь, выберите оценку не более 2 баллов.

Оценка:

(4) стоит без поддержки и уверенно, может выполнить 8 шагов за 20 сек.

(3) стоит без поддержки, может выполнить 8 шагов больше, чем за 20 сек.

(2) совершает 4 шага без помощи под наблюдением

(1) может выполнить меньше шагов (2-3), нужна минимальная помощь

(0) нужна поддержка для того, чтобы избежать падения/ не в состоянии совершить попытку

 

13. Задание: устоять в положении «стопы друг перед другом на одной линии»

Инструкция: Попросите пациента поставить одну ногу прямо перед второй (пятка одной ноги касается носка другой ноги). Если не получается поставить стопы четко одну перед другой, то возможны варианты расположения стоп относительно друг друга. Варианты представлены в фотографиях ниже от сложного к простому.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Оценка:

(4) получается, поставить ноги в позицию (вариант 1) и держать равновесие в течение 30 сек.

(3) получается, поставить одну ногу перед второй на расстоянии (вариант 2) и держать равновесие в течение 30 сек.

(2) небольшой шаг вперед (вариант 3), удерживает равновесие 30 сек.

(1) нужна помощь чтобы сделать шаг вперед, но удерживает равновесие 15 сек.

(0) теряет равновесие при положении стоя или при шаге вперед/не в состоянии совершить попытку

! В случае если не получились поставить одну ногу перед другой (вариант 1) и задание выполнялось в другой позиции стоп (вариант 2 или 3), не забудьте отметить и учесть при выполнении повторного тестирования.

 

14. Задание: стоять на одной ноге

Инструкция: Попросите пациента постоять на одной ноге столько, сколько он/она может, не пользуясь посторонней помощью. Ногу необходимо поднимать на заметную высоту, следите за тем, чтобы ноги пациента не касались друг друга. Если потребовалась посторонняя помощь, выберите оценку не более 1 балла. На какой ноге стоять пациент выбирает сам.

Оценка:

(4) может поднять ногу и держаться > 10 сек.

(3) может поднять ногу и держаться 5-10 сек.

(2) может поднять ногу и держаться 3 сек.

(1) попытка поднять ногу, но не может держать равновесие в течение 3 секунд, но стоит независимо

(0) нужна поддержка для того, чтобы избежать падения

- Если пациент выполнил два пункта подряд на оценку ноль, то дальше тестирование не продолжается.

- Когда пациент получает 4 балла за выполненное задание, экзаменатор должен находиться недалеко, но не настолько близко, чтобы пациент чувствовал поддержку от присутствия экзаменатора рядом. Если Вы стоите очень близко к пациенту, то это оценка не более 3х баллов.

- Если Вы не уверены, как правильно оценить выполнение задания, например, пациент, выполнил задание вроде на 3 балла, но с погрешностями, ставьте балл 2. Т.е. если есть сомнения, всегда выбирайте меньший балл.

- Любое задание может быть продемонстрировано Вами пациенту, перед его выполнением

- Если пациент перемещается с дополнительными средствами опоры (ходунки, трость), то задания из шкалы следует выполнять без дополнительной опоры.

ПРОГНОЗ

< 43/56 баллов – высокий риск падения

> 43/56 баллов – ходьба с помощью

Шкала равновесия Берга
  дата дата дата
  Встать со стула      
  Стоять без поддержки      
  Сидеть на стуле, ноги на полу, руки скрещены на груди      
  Перейти из положения стоя в положение сидя      
  Пересесть со стула с подлокотниками на стул без подлокотников и обратно      
  Стоять без поддержки с закрытыми глазами      
  Стоять без поддержки, ноги вместе      
  Наклониться вперед с вытянутыми руками      
  Поднять предмет с пола      
  Обернуться и посмотреть через левое и правое плечо      
  Обернуться на 360⁰      
  Попеременные шаги на подставку      
  Устоять в положении «стопы друг перед другом на одной линии»      
  Стоять на одной ноге      
Общее количество баллов      
           

Модифицированная шкала Ашфорт

 

Оценивает: невролог, специалист ЛФК.

Если пациент находится без сознания то он получает.

 

Используется для оценки мышечного сопротивления при совершении пассивных движений в одном суставе

Исходное положение пациента: лежа на спине, пациент полностью расслаблен

Можно измерить флексию и экстензию локтевого и коленного сустава

Совершите пассивное движение в локтевом или коленном суставе 5 раз подряд со скоростью – 1969 (тысяча девятьсот шестьдесят девять - необходимо полностью проговаривать год)

Оценивается средний показатель изменений тонуса из 5 раз

Движение совершается в пределах движения/боли

 

ОЦЕНКА

0 = Нет повышения мышечного тонуса

1 = Легкое повышение мышечного тонуса, минимальное напряжение в конце амплитуды движения при сгибании или разгибании пораженной конечности

2 = Легкое повышение мышечного тонуса, которое проявляется минимальным сопротивлением (напряжением) мышцы, менее чем в половине всего объема движения

3 = Умеренное повышение мышечного тонуса в течение всего движения, но пассивные движения не затруднены

4 = Значительное повышение мышечного тонуса, пассивные движения затруднены

5 = Ригидное сгибательное или разгибательное положение конечности (сгибательная или разгибательная контрактура)

 

 

Тест для руки Френчай

Оценивает: невролог, специалист ЛФК.

Время на заполнения теста: 10 минут.

Если у больного выраженный когнитивный дефицит или речевые нарушения, препятствующие пониманию команд, следует использовать альтернативные источники коммуникации. Если пациент находится без сознания, то он получает 0 баллов.

 

Инструкция:

• Исходное положение для каждого задания: сидя за столом, руки лежат на коленях

• Все задания выполняются пораженной рукой

• За каждое успешно выполненное задание больной получает 1 балл (максимум 5 баллов)

• За невыполненное – 0 баллов

Задания:

1. Удержать линейку паретичной рукой и с ее помощью начертить линию, держа карандаш в другой (непораженной) руке. Задание считается выполненным успешно, если линейка удерживается стабильно

 

 

2. Взять в руку цилиндр диаметром 1, 2 и длиной 5 см, поставленный вертикально на расстоянии 15–30 см от края стола, поднять на высоту около 30 см и затем опустить на место, не уронив при этом

 

3. Взять стакан, наполовину наполненный водой и поставленный на расстоянии 15–30 см от края стола, отпить воды и поставить стакан на место, не расплескав при этом воду

 

4. Снять, а затем установить на прежнее место бельевую прищепку, укрепленную на вертикальном колышке длиной 15 и диаметром 1 см. Колышек укреплен на квадратной дощечке (длина стороны 10 см), расположенной на расстоянии 15–30 см от края стола. Пациент не должен уронить прищепку или колышек

5. Причесать волосы (или имитировать причесывание). Пациент должен расчесать волосы на макушке, на затылке, с правой и левой стороны

 

 

 

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) боли

Оценивает: невролог.

Время на заполнения теста: 1-5 минут.

ВАШ боли используется для оценки интенсивности боли без учета ее причин и локализации. Она является субъективным инструментом оценки боли и, главным образом, используется для ведения пациентом с болью. Данная шкала может быть использована для статистики, но с определенными оговорками. В Пилотном проекте необходимо оценить предложенные локализации (см. таблицу ниже). Если боль другой локализации, то следует вписать локализацию.

Оценка по ВАШ боли проводится только если пациент способен понять задание. Таким образом, если пациент с сенсорной афазией, или без сознания, у больного выраженный когнитивный дефицит, то он по данной шкале не оценивается. При наличии контакта с больным, но больной не может говорить (пациент заинтубирован, грубая дизартрия и др.) следует использовать альтернативные каналы коммуникации (сжимание кисти в кулак, движение глазами, письмо и др.). Если у больного нет боли, то во всех графах таблицы указывается 0 баллов.

Если у больного имеется болевой синдром следует предложить больному вести дневник боли (дважды в день утром и вечером оценивать интенсивность боли по ВАШ и записывать это). Использование дневника боли позволяет лучше осознать проблему боли пациентом и таким образом ускорить процесс избавления от нее. То есть использование дневника не только позволяет объективизировать боль и переживания больного, но и обладает лечебным эффектом.

Следует обратить внимание невролога, что при оценке по ВАШ боли необходимо четко объяснить, что является максимальной интенсивностью боли, а что полным ее отсутствием. Так 0 баллов ставиться, когда у больного нет неприятных ощущений и переживаний, связанных с болью и хорошее настроение. 10 баллов – это очень сильная боль, которую невозможно терпеть. Она настолько сильная, что не позволяет пациенту шевельнуться или говорить.

Локализация боли Оценка интенсивности боли по ВАШ
Поступление Выписка
Головная боль    
Боль в грудной клетке    
Боль в плече    
Боль в руке    
Боль в ноге    
Боль в шее    
Боль в низу спины    
Боль в половине тела    
     
     

Оценочные шкалы в логопедии

Тест оценки дизартрии

 

Оценивает: логопед.

Время на заполнение теста: 10 минут.

Если у пациента имеются проблемы с коммуникацией (интубация, ИВЛ), он находится без сознания, если у больного выраженный когнитивный дефицит, то он по данной шкале не оценивается. Для проведения теста пациент должен понимать команды.

 

В шкале 19 пунктов. Шкала состоит из блоков:

· Оценка V пары ЧМН

· Оценка VII пары ЧМН

· Оценка XI и XII пар ЧМН

· Оценка IX и X пар ЧМН

· Оценка голоса, темпа, ритма, интонационно-мелодической окраски речи и звукопроизношения.

Каждый пункт шкалы оценивается по 5-бальной системе от 0 до 4 баллов где

0- Нарушений нет,

1- Легкие нарушения,

2- Умеренные нарушения,

3- Тяжелые нарушения,

4- Полное выпадение функции.

 

Инструкция

Для оценки пункта шкалы 1 следует попросить больного подвигать нижней челюстью в вниз и обратно, вправо, влево. Оценивается объем движений.

Для оценки пункту 2 шкалы при отсутствии распознавания пациентом интенсивных стимулов, дальнейшее обследование нецелесообразно. Если данная степень чувствительности сохранна, то уменьшаем интенсивность стимула, то

легким покалыванием игольчатым зондом сравниваем чувствительность симметричных участков кожи лица.

 

Пункт 3 определяется визуальным осмотром. Следует определить симметричность глазных щелей, выраженность и равномерность лобных и носогубных складок, наличие тиков, фибриллярных подергиваний мимических мышц при движениях. Больного просят наморщить лоб, нахмурить брови, плотно закрыть глаза.

Для оценки 4 пункта следует определить расположение углов рта в покое. Попросить больного оскалить зубы, надуть щеки, вытянуть губы трубочкой, посвистеть, «задуть свечу».

В пункте 5 надо дотронуться шпателем до мягкого неба с двух сторон,

до языка (кончика и средней части, справа и слева). Для определения сохранности вкусовой чувствительности капнуть (или ватной палочкой) на кончик языка каплю сладкого чая, на середину языка- соленой воды.

Для определения положения языка (тест 6) –попросить больного высунуть язык и зафиксировать имеющиеся отклонения вправо /влево.

Для определения тонуса языка (тест 7) попросить высунуть язык и посмотреть удерживает ли язык больной, имеется ли патетичность, с какой стороны.

В тесте 8 надо попросить больного высунуть языки втянуть его обратно, поднять вверх-вниз, вправо-влево Для оценки 8-11 пунктов больного просят высунуть язык. При этом обращают внимание на расположение языка (по средней линии или отклоняется в сторону), внешний вид (наличие атрофии, фибриллярных подергиваний, тремора). Проверяют активные движения языка в разных направлениях (вперед, в стороны, вверх, вниз).

Для оценки 12-13 пунктов следует обратить внимание на положение мягкого неба и язычка в покое и при фонации. Больного просят широко открыть рот и произнести звук «а», при этом необходимо определить симметричность и степень напряжения обеих половин мягкого неба, отклонение язычка в сторону.

Для оценки 14 пункта следует ватными палочками, смоченными горьком растворе, дотрагиваться до задней 1/3 языка, глотки, гортани и определить вкусовую чувствительность.

Для оценки 15-19 пунктов следует изучить звучность голоса больного (нормальная, ослабленная, отсутствует, охриплость, носовой оттенок), темп, ритм, интонационно-мелодическую окраску речи, звукопроизношение. Для этого больного просят повторить за логопедом речевой материал различной степени сложности (фразы с различной интонацией, скороговорки).

 

Интерпретация теста:

0-5 баллов – речь в норме

6-19 баллов – дизартрия легкой степени выраженности

20-39 баллов - дизартрия умеренной степени выраженности

40-56 баллов – дизартрия тяжелой степени выраженности

57-76 баллов – анартрия

 

 

Шкала оценки дизартрии
Оценка V пары ЧМН
1. Движения нижней челюсти в пределах нормы  
снижено (вниз и обратно, вправо, влево)  
выраженные затруднения (вниз и обратно, вправо, влево)  
легкое непродуктивное шевеление  
невозможно (не опускается/провисает)  
2. Чувствительность лица в пределах нормы  
незначительно снижена  
значимое снижение чувствительности при распознавании пациентом стимулов  
ощущения при интенсивной стимуляции  
полная анестезия  
Оценка VII пары ЧМН
3. Симметрия лица справа / слева в пределах нормы  
легкая асимметрия (сглаженность носо-губной складки)  
выраженная асимметрия  
имеются попытки движения в отдельных группах мышц  
амимия, прозоплегия  
4. Движения круговой мышцы рта в полном объеме  
легкие затруднения  
выраженные затруднения  
легкие попытки двигать мышцей  
невозможны, полная плегия  
5. Чувствительность языка и мягкого неба передние 2/3 языка (сладкое и соленое) в пределах нормы  
дисгевзия (легкое снижение вкуса – передние 2/3 языка -сладкое и соленое при малом объеме материала), легкое снижение чувствительности мягкого неба  
дисгевзия, значимое снижение вкуса  
дисгевзия - еле различает сильные вкусы  
агевзия, полное нарушение восприятий вкусовых ощущений и нарушение чувствительности мягкого неба  
Оценка XI и XII пар ЧМН
6. Положение языка вправо / влево по средней линии  
легкая девиация  
умеренная девиация  
значимая девиация, легкое шевеление языка  
язык в полости рта (глосоплегия)  
7. Тонус мышц языка в пределах нормы  
легкая спастичность / паретичность  
умеренная спастичность / паретичность  
выраженная спастичность / паретичность  
ригидность / атония  
8. Движения языка в полном объеме  
легкие затруднения (вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево, круговые движения)  
выраженные затруднения (вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево, круговые движения)  
легкие шевеления языка  
невозможны  
9. Мышечная сила языка в пределах нормы  
легкое снижение  
умеренное снижение  
выраженное снижение  
отсутствует  
10. Точность движений языка в пределах нормы  
легкие затруднения  
выраженные затруднения  
грубо нарушена  
полная дискординация языка  
11. Переключаемость в пределах нормы  
легкие затруднения (замедленность)  
умеренные затруднения (синкинезии, застревания)  
выраженные затруднения (синкинезии, застревания)  
отсутствует (тоническая неподвижность)  
Оценка IX и X пар ЧМН
12. Мягкое небо   в пределах нормы  
легкая паретичность  
выраженная паретичность  
провисает, небный рефлекс отсутствует  
   
13. Язычок (Uvula) по средней линии  
легкая девиация вправо / влево  
выраженная девиация вправо /влево  
провисает, но есть шевеление  
полное отсутствие движений  
14. Общая и вкусовая чувствительность задней трети языка, глотки, гортани, надгортанника, корня языка в пределах нормы  
легкое снижение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки, гортани, надгортанника, корня языка  
умеренное снижение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки, гортани, надгортанника, корня языка  
выраженное снижение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки, гортани, надгортанника, корня языка  
полное нарушение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки, гортани, надгортанника, корня языка  
15. Голос в пределах нормы, в полном объеме  
легкая дисфония  
умеренная дисфония  
выраженная дисфония  
отсутствует (афония)  
Оценка голоса, темпа, ритма, интонационно-мелодической окраски речи и звукопроизношения
16. Темп в норме  
слегка замедлен / ускорен  
умеренно замедлен / ускорен  
значительно замедлен / ускорен  
бесконтрольно меняющийся темп  
17. Ритм в пределах нормы  
легкие нарушения  
умеренные нарушения (скандированность, неверное употребление ударных и безударных слогов)  
выраженные нарушения (скандированность, неверное употребление ударных и безударных слогов)  
полное отсутствие ритма  
18. Интонационно-мелодическая окраска речи в пределах нормы  
легкие затруднения  
умеренные затруднения  
слабая выраженность голосовых модуляций  
отсутствие голосовых модуляций  
19. Звукопроизношение в пределах нормы  
легкая смазанность речи  
умеренные затруднения  
выраженные затруднения  
отсутствие артикулированной речи  
       

 

 

Шкала Вассерман Л.И. для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга

 

Оценивает: логопед.

Время на заполнения теста: исследование проводится либо однократно, либо в течение нескольких дней.

Ссылки: Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ/ Практическое руководство, ИЗДАТЕЛЬСТВО «СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1997, 305С.

Если у пациента имеются проблемы с коммуникацией (Интубация, ИВЛ), то он по данной шкале не оценивается. Если пациент находится без сознания, в оглушении, то он по данной шкале не оценивается. Если у больного выраженный когнитивный дефицит, то он по данной шкале не обследуется.

Интерпретация теста:

Легкая степень - до 20 баллов

Средняя степень- до 40 баллов

Грубая степень – свыше 40 баллов

Оценка шкал.

Если при обследовании в больной набирает до 20 баллов, то речевые нарушения оценивается как легкой степени выраженности. Если больной набирает до 40 баллов, то речевой дефект оценивается как средний. Если больной в сумме набирает свыше 40 баллов, то речевые нарушения оцениваются как тяжелые.

 

 

Инструкция по использованию шкалы

 

Оценке по шкале в клинике предшествует знакомство с историей болезни и краткая беседа с больным, в ходе которой логопед получает предварительную информацию о его речевом статусе, эмоционально-экспрессивных особенностях, уровне осознания болезни и отношения к ней. Если испытуемый адекватно понимает обращенную к нему речь, его знакомят с задачами исследования, просят быть внимательным, так как каждое экспериментальное задание желательно предъявлять однократно.

Темп предъявления тестов индивидуальный; требовать от больного быстрого выполнения заданий не следует, но в то же время необходимо отмечать длительность латентного периода перед выполнением пробы (инактивность), затруднения при включении в действие и необходимость дополнительной стимуляции, импульсивность, нарушение произвольного внимания, его истощаемость и т. д., что имеет самостоятельное топико-диагностическое значение.

В зависимости от состояния больного (повышенная утомляемость, истощаемость внимания и др.), экспериментальное исследование проводится либо однократно, либо порциалыю по разделам в течение нескольких дней, учитывая при этом особенности клинических проявлений болезни за это время (гипертонические кризы, эпилептические припадки, эффекты интенсивной лекарственной терапии и т. п.).

В наборе экспериментальных заданий специально выделены, так называемые, сенсибилизированные пробы, направленные на выявление слабо выраженных нарушений высших психических функций. В ряде случаев целесообразно начинать исследование именно с этих, более сложных и оригинальных заданий (например, если у больного в процессе предварительной беседы не выявляется выраженных нарушений речи, узнавания, действия, памяти и т. п.). При их успешном выполнении предъявлять испытуемому простые пробы необязательно, что значительно сокращает время исследования.

Рекомендуется строго придерживаться схемы исследования, которая может быть воспроизведена при динамическом наблюдении. Результаты экспериментального исследования необходимо фиксировать на бланке теста или сразу в специальной программе IСF-reader (каждое задание под своим номером), которая после позволит распечатать протокол оценки. Характерные качественные особенности выполнения заданий также отмечаются экспериментатором для последующего их анализа.

Успешность выполнения каждого задания условно ранжирована по 4-х бальной системе —0, 1, 2, 3. При этом оценки «0» — отсутствие ошибок или «неспецифические» ошибки для той или иной пробы, свойственные и здоровым испытуемым, например, такие как орфографические ошибки при письме и др. Оценки «1», «2» и «3» соответственно обозначают слабовыраженные нарушения, средней степени и грубые расстройства. Следует подчеркнуть, что учитываются, по возможности, только специфические ошибки, т. е. ошибки, связанные с наличием того симптома, на диагностику которого нацелена та или иная проба. Так, если в пробе 3 задания и каждое из них выполняется без ошибок, то оценка — 0; ошибки в одном задании —1; ошибки в 2 заданиях — 2; все задания выполняются с ошибками или отказ от их выполнения — 3. Если в пробе 6 заданий и каждое из них выполняется без ошибок, оценка — 0; ошибки в 1—2 заданиях — 1; в 3—4 заданиях — 2; в 5—6 заданиях — 3. В одних субтестах преимущественно учитывается число правильно выполненных заданий, в других — для оценки успешности необходим специальный анализ особенностей качества выполнения заданий (например, экспрессивной речи); наконец, имеются пробы, где принимаются во внимание как тот, так и другой критерии. Если в заданиях на воспроизведение ряда речевых стимулов (слухо-речевой ряд), удержания ряда зрительных стимулов или узнавания 4 или 3 элементов все пробы выполняются (воспроизводятся, показываются, узнаются) без ошибок или с единичными ошибками, оценка — 0. Если такого рода задания не выполняются трижды, но выполняются без ошибок задания с 3-мя или 2-мя элементами, оценка — 1; 2-мя или 1-м элементом — оценка 2. Если больной испытывает затруднения в выполнении легких заданий в пробе — оценка 3, т. е. фиксируются выраженные расстройства.

 

1. Спонтанная и диалогическая речь Оценка в баллах
а) Спонтанная речь практически отсутствует, речевые остатки в виде эмболов    
б) Словесная «окрошка». Полная невозможность диалога
а) Диалогическая речь возможна, но обеднена, односложна, аграмматична. Склонность к шаблонной, стереотипной структуре предложения. Персеверации, эхолалии  
б) Паузы из-за поиска слов. Ответы не всегда адекватны вопросу. Частью литеральные и вербальные парафазии
Некоторое обеднение речи. Редкие парафазии, элементы аграматизма  
Нарушения отсутствуют  
2. Повествовательная (монологическая) речь
Полная невозможность пересказа, прочитанного или услышанного текста, рассказа по сюжетной картинке, сериям рисунков, монолога на заданную тему  
Повествовательная речь нарушена и возможна только при наличии наводящих вопросов. Отмечаются трудности в подборе слов, аграмматизм, бедность речи, парафазии. Фразы короткие, элементарные. Недостаточное осмысление речевого материала  
Те же признаки, но выраженные незначительно  
Нарушения отсутствуют    
3. Составление рассказа по сюжетной картинке
Полная невозможность составления рассказа  
При попытке составить рассказ выявляются грубые искажения грамматической структуры слова, пропуски объектов и субъектов действия, самого действия, предметов, неправильные согласования слов в предложений, трудности в подборе слов, литеральные и вербальные парафазии, паузы  
Те же признаки, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
4. Аграмматизм
а) Грубый аграмматизм типа «телеграфного стиля». Практически отсутствие в речи глаголов. Дефекты согласования в глагольных и надежных окончаниях, неправильное употребление предлогов  
б) Выраженная предикативность речи — преобладание глаголов, вводных слов, наречий, почти полное отсутствие существительных. Речь мало понятна
а) Преобладание в речи существительных, отчетливая глагольная слабость речи (глагол чаще всего стоит в конце предложения или совсем отсутствует), пропуски прилагательных и связующих слов (предлогов, союзов)  
б) В речи отмечается преобладание глаголов, вводных и замещающих слов, существительные за- меняются литеральными и вербальными парафазиями Те же признаки, что и при оценке 2, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
5. Отраженная речь (повторение)
Повторение изолированных гласных звуков, слогов и слов, повторение полностью отсутствует или грубо искажено. Возможно повторение 1—2 элементов сопряженно или после долгих поиск  
Возможно повторение не более 50% предъявляемых экспериментатором речевых звуков, преимущественно простых и часто встречающихся слов  
Сохранено почти полностью, но встречаются отдельные ошибки (замены, персеверации) при повторении сложных и редко встречающихся слов  
Повторение полностью сохранено  
6. Повторение речевых рядов (серии слогов, слов, простых и сложных предложений)
Повторение серии речевых рядов невозможно. При попытках повторения возникают грубые вербальные и литеральные парафазии  
Возможно повторение 1—2 элементов речевой цепи. Заданный порядок следовании элементов речевого ряда не удерживается, при этом отдельные элементы ряда искажаются парафазиями  
Удерживают и повторяют элементы всей цепи, но не воспроизводят заданный порядок их следования, отмечаются негрубые искажения отдельных элементов речевого ряда  
Нарушения отсутствуют  
7. Называние
Называние практически отсутствует, подсказка и контекст почти не помогают  
Возможно называние ограниченного числа реальных объектов, их изображений и действий. Подсказка помогает не всегда, длительные поиски слова, искажения, литеральные парафазии  
Называние предметов и действий возможно, отмечается поиск первых букв слова, подсказка помогает, увеличение времени припоминания слов.Затруднения при назывании более редко употребляемых объектов и действий  
Называние практически сохранено  
8. Произношение речевых звуков
Отсутствие звуковой продукции. Невозможность произношения изолированных артикулем даже сопряженно  
Грубые артикуляторные искажения в процессе речи, затрудняющие ее понимание. Деформация в произношении изолированных артикулем  
Деформация отдельных артикулем, нередко придающая речи «иностранный» акцент  
Нарушения отсутствуют  
9. Усилия, напряжение в речи, запинания, дезавтоматизация речи
Грубое напряжение всего речевого аппарата. Слова произносятся замедленно, с усилием. Повышается в момент речи тонус лицевой, шейной мускулатуры, языка и губ  
Умеренное напряжение мышц. В речи отмечаются усилия, запинания  
Те же признаки, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
10. Темп речи
Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный, трудно тормозимый поток речи; речь медленная, частые и длительные паузы  
Склонность к многоречивости в речевом общении, речь больного трудно ограничить рамками высказывания. Речь замедленная  
Склонность к логорее-ускоренности (замедленности) выявляется только в процессе развернутой беседы  
Нарушения отсутствуют  
11. Просодии (интонация, ритм высказывания, ударение, мелодика речи)
Речь монотонна, нарушены ритм высказывания и мелодика русской речи. Невозможно выделение отдельных ее эмоциональных категории (удивление, радость, грусть, обида, требование и пр.)  
Интонация в речи имеется, но не соответствует смыслу высказывания, отмечается неправильная расстановка акцента в предложениях  
Те же нарушения, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
12. Вербальные парафазии
Преобладание в речи вербальных парафазии, относящихся к разным понятийным группам, к разным категориям  
Вербальные парафазии отражают существенным признак данной ситуации; часто вербальные замены относятся к одной понятийной группе  
Вербальные парафазии редки  
Отсутствуют  
13. Литеральные парафазии
Преобладание грубых нестандартных литеральных парафазии  
Литеральные парафазии (стандартные и нестандартные), для которых характерны замены одних звуков другими, перестановки звуков внутри слова, пропуски звуков, добавление лишних звуков. Встречаются при назывании, повторении и в спонтанной речи  
Те же признаки, но слабо выраженные  
Отсутствуют  
14. Понимание ситуативной речи и словесных значении
Полная или почти полная невозможность понимания ситуативной речи, простых команд и жестов  
Нарушение понимания ситуативной речи, главным образом, по отношению к малозначимым для больного темам и нарушение понимания части простых команд, в особенности при переходе на новое задание  
Затруднение понимания ситуативной речи и простых команд выступает только в особых условиях: при быстрой речи, отвлечении внимания больного  
Нарушения отсутствуют  
15. Отношение к дефекту речи
Неосознание нарушений речи - полностью не замечаются ошибки в речи и выражается удивление, раздражение, если речь не понимается окружающими  
Недооценка расстройств речи - не замечаются парафазии, даже вербальные, но сохраняется общее понимание того, что речь нарушена  
Изредка не замечаются отдельные Литеральные или, в меньшей мере, вербальные парафазии в собственной речи  
Полностью осознанное отношение к дефекту речи, его отдельным проявлениям  
16. Чтение (вслух)
Чтение слов и текста вслух невозможно. Иногда сохраняется прочтение отдельных идеограмм или нескольких простых слов  
Сохраняется возможность чтения простых слов, отдельных слов из предложения. Текст практически не читается. Возможны частые литеральные или вербальные паралексии  
Сохраняется ограниченная возможность чтения простых текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный  
Нарушения практически отсутствуют  
17. Чтение (про себя)
Подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам невозможно или к одной-двум из 6-10 предъявленных  
Возможно подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам и кратких предложений к сюжетным картинкам примерно в 50 % случаев. Письменные задания практически не выполняются.  
Выполняются письменные задания, хотя встречаются неточности в понимании более сложных команд и конструкций. Возможно также частичное понимание прочитанных про себя текстов.  
Нарушения отсутствуют.  
18. Чтение букв
Чтение букв невозможно или читаются одна-две буквы, написанные простыми шрифтами  
Возможно чтение 50% предъявляемых букв. Ошибки (замены) нестойкие. Практически не читаются стилизованно написанные буквы и буквы на фоне маскирующего шума  
Ошибки встречаются изредка, главным образом, при чтении букв, изображенных непривычным шрифтом или в затрудненных для чтения условиях (наложенные друг на друга, на фоне однородного шума и т.д.)  
Нарушения отсутствуют  
19. Списывание
Списывание даже простой фразы не удается, сохраняется копирование только отдельных букв или слогов, при этом буквы могут быть грубо искажены  
Списывается короткая фраза (или «рабски» копируется), но с пропусками, с грубыми ошибками, которые 'нередко искажают слова до неузнаваемости  
Отдельные ошибки, главным образом, при списывании, редко встречающихся и многосложных слов  
Нарушения отсутствуют  
20. Письмо букв под диктовку
Письмо букв под диктовку невозможно или 1—2 буквы из 6—10 предъявляемых  
Возможно написание (копирование) примерно 50—60 % продиктованных букв  
Редкие ошибки  
Нарушения отсутствуют  
21. Письмо (самостоятельное и под диктовку)
Самостоятельное письмо отсутствует. Возможно иногда письмо под диктовку отдельных идеограмм и нескольких простых слов  
Самостоятельное письмо грубо затруднено. Воз можно письмо под диктовку слов и простых фраз, но при этом встречаются частые искажения в виде литеральных парафазий  
Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с параграфиями (пропусками, заменами, перестановками букв и т. д.)  
Нарушения отсутствуют  
Всего баллов (сумма)  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.