Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические операции процесса мышления




Выделяют следующие мыслительные операции, благодаря которым люди могут логически мыслить.

1. Сравнение – мысленное сопоставление вещей, явлений и их свойств, выявление сходства и различия.

2. Анализ– мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ позволяет выделить наиболее существенные связи и отбросить несущественные.

3. Синтез – составление целого из частей. Анализ и синтез – две операции, которые всегда взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей.

4. Абстракция– это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.

5. Обобщение – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершаться как путем сравнения, так и через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса.

 

Формы логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция– логический вывод в процессе мышления делается от частного к общему. Индукция позволяет установить общие закономерности и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления делается от общего к частному. Дедукция позволяет познать отдельные факты и явления на основании знания общих законов и правил.

Аналогия– логический вывод в процессе мышления делается от частного к частному на основе сходства некоторых элементов.

 


Индивидуальные различия в мышлении:

· широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;

· глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;

· самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

· гибкость – подвижность закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки;



· быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

· торопливость – поспешное решение вопроса без всестороннего обдумывания, выхватывание какой-то одной стороны проблемы;

· критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы.

 

2. Воображение: виды и формы проявления

Воображение – это познавательный процесс создания новых представлений путем переработки хранящихся в памяти образов.

Выделяют активное и пассивное воображение.

Пассивное воображение реализуется в сновидениях и галлюцинациях.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение в отличие от пассивного поддается волевому контролю.

Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и антициптирующее.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретных оригинальных продуктах деятельности. Например, создание новой модели автомобиля, написание романа или повести.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Например, читатель в своем воображении рисует образ героя по словесному портрету. Инженер-конструктор в своем воображении воссоздает образ детали по чертежу.



Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может предположить, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал